Рост использования частных военных и охранных компаний (ЧВОК), которые получили все большее распространение как в мире в целом, так и на Ближнем Востоке и в Северной Африке, часто рассматривается сквозь черно-белую призму. При этом в фокусе внимания обычно находятся роль и участие ЧВОК в военных действиях, в то время как оказание ими широкого ряда самых разнообразных услуг в сферах логистики, разведки и консультаций по вопросам безопасности часто остается за скобками. Спектр акторов (самих ЧВОК и взаимодействующих с ними игроков), а также оказываемых ими услуг создает сложную и неоднозначную картину в этой сфере, из-за чего иногда трудно оценить эффективность таких компаний. В статье делается попытка сформировать более четкое представление о влиянии, которое ЧВОК оказывают на общую стабильность в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Анализируя различных акторов и основные задачи и функции ЧВОК, автор ставит задачу выяснить, оказывает ли присутствие таких компаний на Ближнем Востоке и в Северной Африке, скорее, негативное или позитивное влияние на безопасности и стабильность в регионе.
The current increase in the use of private military and security companies (PMSCs) that have spread significantly both globally and within the MENA region is often viewed through a black and white lens. PMSCs have mainly been looked at through their role in combat operations, while the wide and diverse range of their services such as logistics, intelligence, and security consultation is often ignored or does not get sufficient attention. The array of actors (PMSCs and players who interact with them) and services provided creates a complex picture, making it sometimes hard to grasp the effectiveness of these companies. This article attempts to provide a clearer vision of the effects that the PMSCs have on the overall stability in the Middle East and North Africa (MENA). By outlining different actors and the main tasks carried out by the PMSCs the article explores whether their presence in the MENA has a negative or positive effect on the security and stability in the region.
Идентификаторы и классификаторы
В начале 21 века частные военные и охранные компании (ЧВОК) рынок значительно растет по всему миру. ЧВОК могут предоставлять ряд услуг, включая охрану, обучение и ведение боевых действий, различным субъектам, таким как частные компании, правительства и частные лица.
In the early 21st century, the private military and security companies (PMSCs) market has been considerably growing worldwide. PMSCs can provide a number of services, including security, training, and combat, to different actors, such as private companies, governments, and individuals.
Список литературы
1. Abdel Ghafar A. and Jacobs A. (2019). Beijing Calling: Assessing China’s Growing Footprint in North Africa. Brookings Doha Center Policy Briefing. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/ uploads/2019/09/Beijing-Calling-Assessing-China%E2%80%99s-Growing-Footprint-in-North-Africa_English-1.pdf (accessed 21 December 2022).
2. Arduino A. and Soliev N. (2021). Malhama Tactical - The Evolving Role of Jihadist Mercenaries in the Syrian Conflict. National University of Singapore and Middle East Institute Insight No. 262. 22 June. Singapore: National University of Singapore; Middle East Institute. 17 p. URL: https://mei.nus.edu.sg/publication/insight-262-malhama-tactical-the-evolving-role-of-jihadist-mercenaries-in-the-syrian-conflict/ (accessed 24.12.2022).
3. Avant D. and Neu K. K. (2019). The Private Security Events Database. Journal of Conflict Resolution. V. 63. No. 8. P. 1986-2006. DOI: 10.1177/0022002718824394
4. Bassil A. (2020). Armed escorts to humanitarian convoys: an unexplored framework under international humanitarian law.International Review of the Red Cross. No. 102 (914). P. 559-578. DOI: 10.1017/S1816383121000734 EDN: LLYIRV
5. Díaz C., Zepnova E., Daza F., Campisi G., and Miralles N. (2021). Blurring the monopoly on violence: private military and security companies and coercive state power. In: State of Power 2021: Coercive World. Transnational Institute (TNI) Report. Amsterdam: TNI. P. 19-28. URL: https://www.tni.org/files/publication-downloads/tni-sop-2021-blurringthemonopolyon violence.pdf (accessed 22.12.2022).
6. (2023). Global Terrorism Database. National Consortium for the Study of Terrorism and Responses to Terrorism (START), University of Maryland. 1970-2020. URL: https://www.start.umd.edu/gtd (accessed 01.11.2023).
7. Penel Ch. and Petersohn U. (2022).Commercial military actors and civilian victimization in Africa, Middle East, Latin America, and Asia, 1980-2011. Journal of Global Security Studies. V. 7. No.1. P. 1-19. 10.1093/jogss/ogab029. URL: https://academic.oup.com/jogss/article/7/1/ogab029/6501591 (accessed 11.10.2023). DOI: 10.1093/jogss/ogab029.URL EDN: BFCECT
8. Petersohn U., Gottwick V., Penel Ch., and Kellgren-Parker L. (2022). The Commercial Military Actor Database. Journal of Conflict Resolution. V. 66. No. 4-5. P. 899-923. DOI: 10.1177/00220027211072528 EDN: QONRQG
9. Pitney J. J. and Levin J.-C. (2013). Private Anti-Piracy Navies: How Warships for Hire Are Changing Maritime Security. Lanham (Maryland): Lexington Books. 280 p.
10. Spearin C. (2020). China’s private military and security companies: “Chinese muscle” and the reasons for U.S. Engagement. PRISM. V. 8. No. 4. P. 41-53.
11. (2021). Strengthening the Regulation of Private Military and Security Companies in the Middle East and North Africa Region. A Montreux Document Forum Regional Meeting Report. Geneva: Montreux Document Forum. 9 p. URL: https://www.montreuxdocument.org/media/MDF_MENA-ConfReportENFINAL.pdf (accessed 23.12.2022).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена исследованию ключевых частных военных компаний, аффилированных с Турецкой Республикой. В современном мире, в условиях формирования новой архитектуры безопасности, растет роль негосударственных акторов, в число которых входят частные военные компании (ЧВК) и схожие по форме своей деятельности структуры. В Турции отсутствуют законодательство в области ЧВК и общепринятая классификация таких организаций, которые, однако, оказывают существенное влияние на внешнеполитическую деятельность и политику безопасности своей страны. Основные подходы турецких аналитиков к классификации ЧВК во многом схожи с принятыми на Западе и сводятся к делению их на поставщиков военных услуг, военные консалтинговые компании и компании по оказанию военной помощи. Выявлено, что бывшими турецкими военными сформировано несколько структур, подобных ЧВК, наиболее известными из которых являются “SADAT” и быстро растущая “Akademi Sancak”. Эти структуры не позиционируют себя как боевые, несмотря на имеющиеся данные об участии сотрудников, в частности, “SADAT” в конфликтах в Ливии, Сирии и других регионах. В то же время в турецком общественно-политическом дискурсе “SADAT” часто рассматривается как «теневая армия» правительства из-за приписываемых этой компании связей с властной элитой Турции. Авторы приходят к выводу, что частные военные компании - относительно новый феномен для Турции. При этом многие турецкие эксперты, а также руководители ЧВК выражают уверенность в необходимости развития данного направления военной деятельности, поскольку ЧВК могут реализовывать ряд важных внешнеполитических задач и служить вспомогательной силой для государства и вооруженных сил Турции.
В истории было немало событий, связанных с решением широких политических, экономических и военных задач силами наемников или путем привлечения частных военных компаний (ЧВК). Они все активнее применяются в современных военных конфликтах как локального, так и более масштабного характера. ЧВК используются для решения широкого спектра задач, растет их социально-политическая и силовая роль в продвижении различных интересов, в т. ч. средствами вооруженной борьбы. Сложность современных международных отношений и нарастание экономического, технического, информационного, политического, военного и иных видов противоборства подтверждают актуальность частных военных компаний и расширение их влияния на социальную реальность. При этом особенности, характеристики и закономерности функционирования ЧВК не сформулированы на научном уровне. Опыт концептуализации самогó понятия «частные военные компании» также нельзя признать успешным. Те немногие научные исследования ЧВК, которые существуют, в основном посвящены правовым основам их деятельности, а также запретам и ограничениям на нее. Роль ЧВК на современном этапе требует концептуализации этого феномена c учетом комплексной совокупности его политических, экономических, военных, охранных, правовых, информационных, этических, социально-демографических, социально-адаптационных и иных аспектов.
Социальное явление наемничества развивается многие столетия, но в XX-XXI веках оно приобрело новое измерение в результате появления частных военных и охранных компаний (ЧВК/ЧВОК). Их участие в конфликтах - от войн эпохи деколонизации в Африке и впоследствии в Афганистане, Ираке, Ливии вплоть до специальной военной операции на Украине - носило и носит весьма масштабный характер и создает новые правовые прецеденты. Классическая Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 г.) не справляется с задачей международно-правового регулирования деятельности разросшихся ЧВК, поскольку она создавалась для пресечения индивидуального наемничества, а не корпоративного бизнеса по оказанию частных военных и охранных услуг. В последние десятилетия наметились противостояние и конкуренция механизма саморегулирования ЧВК (Инициатива Монтрё и Кодекс поведения компаний), с одной стороны, и разработанного в ООН проекта юридически обязывающей Конвенции ООН о ЧВК, с другой стороны. В данной статье анализируются и обсуждаются принципы регулирования, заложенные в проект Конвенции ООН.
Военные конфликты в Сирии и Нагорном Карабахе показали все возрастающее значение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на поле боя. Они оказывают значительное влияние на характер и формы вооруженной борьбы. В войнах будущего прогнозируется массовое многоэтапное и многоэшелонированное применение групп разведывательных, ударных БПЛА и барражирующих боеприпасов, что сильно усложнит выполнение задач противовоздушной обороны. Важной тенденцией является все большая доступность различных БПЛА как для крупных, так и для небольших государств и даже негосударственных вооруженных формирований. Это, в свою очередь, вызывает риск неконтролируемого экспорта технологий беспилотных летательных аппаратов.
Сложившаяся после окончания «холодной войны» система контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ), которая опиралась на Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), в 2000-е - начале 2020-х годов переживала череду кризисов. Очередное обострение отношений между Россией и НАТО лишь завершило процесс распада этой системы, обусловленный целым рядом разноплановых факторов. Кризис КОВЕ был вызван долгосрочными изменениями военно-политического, военно-стратегического и военно-технического характера. Несмотря на всю сложность военно-политических отношений между Россией и НАТО на современном этапе, авторы полагают, что уже сейчас целесообразно заняться поиском будущих путей к восстановлению режима КОВЕ, которые были бы оптимальны с точки зрения складывающегося стратегического ландшафта в евроатлантическом регионе и отвечали бы интересам безопасности сторон. Сделан вывод о том, что отправной точкой для создания нового режима КОВЕ могли бы послужить договоренности по ударным системам средней дальности разных типов базирования без проведения различий между ядерными и обычными системами. Подобное решение достижимо, в первую очередь, в режиме двухсторонних российско-американских переговоров, которые упростили бы задачу достижения эффективных договоренностей и дали бы стимул к последующим переговорам по ядерным вооружениям в условиях нормализации отношений между сторонами.
Начало специальной военной операции РФ на Украине привело к закрытию достаточно большой акватории северо-западной части Черного моря и объявлению ее «временно опасным районом» со стороны России, где она не могла гарантировать безопасность судоходства. В результате были затронуты интересы как Украины, так и нейтральных государств в области морской торговли. По просьбе генерального секретаря ООН Российская Федерация сформировала морской коридор для безопасной транспортировки украинского зерна и другой продукции с целью решения проблемы голода и продовольственной безопасности особо уязвимых с этой точки зрения стран. Реализация этого проекта продолжалась до тех пор, пока у России не возникли резонные обвинения в том, что мирный дух «зерновой сделки» всецело нарушается украинской стороной. Выход РФ из этой сделки ознаменовал возвращение режима временно опасного района, который Украина и ее зарубежные партнеры поспешили объявить полноценной морской блокадой. Формирование такого «закрытого» для судоходства района и обвинения в блокаде требуют правового анализа ситуации.
Китай уделяет большое внимание проблемам безопасности, решение которых он считает необходимой составляющей устойчивого развития. В статье анализируются новые тенденции во внешней политике и политике безопасности Китая в Африке. Китай, соблюдающий принцип невмешательства во внутренние дела африканских государств, не участвует в вооруженном противостоянии, но выступает влиятельным игроком глобальной дипломатии. Рассматриваются угрозы, связанные с конфликтами и террористическими актами, где мишенями часто становятся китайские компании, работающие на континенте. Цель статьи - оценить масштабы угрозы и проанализировать меры, принятые Пекином для защиты своих граждан и бизнеса за рубежом. Эти меры и стратегии включают участие КНР в миротворческих операциях в Африке, а также создание 50 новых программ безопасности в соответствии с Планом действий Китая и Африки на 2019-2021 годы. Народно-освободительная армия Китая (НОАК) модернизировала свой военный учебный центр подготовки международных миротворцев, среди которых много африканцев. Ежегодно несколько сотен африканских офицеров проходят обучение в таких школах, как Китайская военная академия, Даляньская военно-морская академия, Авиационная академия ВВС и Национальный университет обороны НОАК. ВМС НОАК участвуют в международных антипиратских патрулях в Аденском и Гвинейском заливах. Авторы рассматривают расширение морского сотрудничества Китая с Африкой посредством патрулирования в рамках борьбы с пиратством как часть геополитической и экономической стратегии КНР. Миротворческие миссии часто дополняются посреднической деятельностью Китая на высоком уровне: Пекин выступил с инициативами по урегулированию конфликтов в Демократической Республике Конго, Судане, Южном Судане, Зимбабве и предложил выступить посредником в пограничном конфликте между Эритреей и Джибути. Наконец, анализируется и роль Китая в качестве одного из основных поставщиков оружия в страны Африки к югу от Сахары.
В статье на основе материалов министерства обороны Франции, а также данных французских и российских экспертов, представленных в СМИ, проведен обзор актуального состояния и перспектив присутствия вооруженных сил Пятой республики на африканском континенте. Рассматривается процесс изменения дислокации и численности воинских контингентов вооруженных сил в связи с широким антифранцузским движением в ряде стран западной Тропической Африки. Острая актуальность изучения этого процесса обусловлена тем, что в последние годы в Африке происходят глобальные геополитические изменения, и Россия играет в этом важную роль. Фактор присутствия в регионе российских частных военных компаний сыграл свою роль в том, что французские войска были изгнаны из Центральноафриканской республики, Буркина-Фасо и Мали. Свержение ориентированных на Францию коррумпированных режимов прогрессивными элитами вооруженных сил, поддержанное широкими народными массами этих стран, привело к завершению французской войсковой операции «Бархан» и сокращению численности французских контингентов и военных баз в регионе южнее Сахары. Бурные события, происходящие в Нигере и Габоне, могут стать причиной дальнейшего сокращения влияния Пятой республики в Сахеле и, напротив, яркой вехой «возвращения» России в этот стратегически значимый регион.
В статье рассматриваются практические аспекты участия Южно-Африканской Республики в работе БРИКС как одного из ключевых форматов современной сетевой дипломатии. Исследование опирается на данные об экономических аспектах участия ЮАР в БРИКС. Также анализируются предпринимаемые Преторией политические шаги, особенно те инициативы, которые были выдвинуты ЮАР во время своего председательства в БРИКС. Сделан вывод о том, что интерес ЮАР к БРИКС в первую очередь связан со стремлением Претории к повышению своего престижа как региональной державы. Этот приоритет вряд ли отойдет на второй план даже в связи с расширением БРИКС по итогам саммита в Йоханнесбурге 2023 г. Расширение БРИКС за счет Эфиопии и Египта учитывает интересы ЮАР и не несет угрозы ее статусу ключевого представителя этого объединения в Африке.
В статье исследуются причины и предпосылки политического кризиса, ставшего почти перманентным в период независимого развития Буркина-Фасо. Одна из самых бедных африканских стран пережила восемь военных переворотов, из них два в 2022 г. К концу 2010-х годов она оказалась в эпицентре сахельского кризиса, поменяла внешнеполитическую ориентацию, отказавшись от неоколониальной зависимости от Франции, и приняла несколько планов экономического развития. В центре внимания авторов - военно-политические и социально-экономические факторы возникновения политического кризиса на фоне ослабления государственной власти, прежде всего в периферийных районах, охваченных вооруженным конфликтом. Рассматриваются проблемы вмешательства внешних игроков в политическую жизнь Буркина-Фасо. Анализируется реакция Экономического сообщества стран Западной Африки на череду военных переворотов в стране. Особое внимание уделяется роли в текущем конфликте с исламистами в северных регионах страны племенных ополчений - групп самообороны «Коглвеого» и др. Отмечается, что в районах, находящихся под контролем повстанцев или, напротив, «проправительственных», но негосударственных субъектов (ополчений), быстрыми темпами развивается экономика войны, а население создает новые, альтернативные государственным, «органы местного самоуправления» под руководством полевых командиров. Сделан вывод о том, что ситуация в стране напоминает замкнутый круг: сменяющие друг друга правительства из-за политической нестабильности не могут реализовывать проекты развития, тогда как слабость экономического развития, в свою очередь, обусловливает политическую нестабильность. В то же время начавшееся укрепление контактов между Буркина-Фасо и Россией внушает жителям западноафриканской страны надежду на разрешение многолетнего военно-политического кризиса в недалеком будущем.
Произошедший в Нигере летом 2023 г. военный переворот поставил на повестку дня несколько вопросов. Насколько данные события вписываются в траекторию развития страны? Какую роль в упомянутых событиях играют иностранное влияние, внутриполитические факторы и протестные движения? Каковы перспективы выхода Нигера из вызванного переворотом кризиса? Евроцентричная концептуализация событий 2023 г. в научной литературе и СМИ основана на стереотипах, не только мешающих пониманию происходящего в странах Центрального Сахеля, но и ведущих к формированию ошибочной политики. В соответствии с выработанными на Западе стандартами, Нигер классифицируется как «несостоявшееся» или «слабое» государство, однако такой подход плохо соответствует африканским социальным и экономическим реалиям. Статья предлагает альтернативную перспективу для анализа нынешнего кризиса. В ней отмечается, что хотя иностранное присутствие оказало существенное влияние на развитие данного кризиса, не менее пагубные последствия имела силовая политика властей Нигера в ходе борьбы с сепаратизмом. В рамках этой борьбы был сделан сильный упор на поощрение виджилантизма как инструмента разрешения межобщинных конфликтов. Представляется маловероятным, что у военных Нигера в обозримой перспективе имеется реальная альтернатива этим методам, поощрявшимся западными партнерами в контексте борьбы с преувеличенной проблемой «джихадизма».
Саммит БРИКС 2023 г. положил начало масштабному расширению блока: с 1 января 2024 г. в ядро БРИКС вошли пять новых членов. Хотя геополитический вес группировки увеличился, ее экономическая повестка остается расплывчатой. У некоторых крупных развивающихся стран пока сохраняются сомнения относительно вступления в БРИКС: так, Аргентина после президентских выборов 2023 г. заявила, что не станет членом объединения. Более фундаментальной проблемой является преодоление раскола между Индией и Китаем, с тем, чтобы улучшить позиции блока на Глобальном Юге. БРИКС нуждается в амбициозной программе либерализации торговли, которая будет благоприятствовать развивающимся экономикам. Это могло бы стать основой эволюции платформы БРИКС+ по многим направлениям, включая путь «интеграции интеграций» между теми региональными интеграционными блоками, в состав которых входят страны БРИКС. В более долгосрочной перспективе форматы БРИКС и БРИКС+ могут быть дополнены форматом БРИКС++ с участием развитых экономик, региональных блоков и их институтов развития.
В статье исследуется влияние динамики американской экономической помощи и торгово-инвестиционных отношений США с той или иной страной на ее солидарность с позицией Вашингтона при голосовании в Генеральной ассамблее ООН. Прежде всего, рассматриваются подходы демократов и республиканцев к финансированию ООН в связи с голосованием в Генеральной ассамблее. Следует отметить, что демократы более склонны поддерживать многосторонние институты и политику, в то время как республиканцы исторически отдают предпочтение одностороннему подходу во внешней политике. Вместе с тем обе партии последовательно отдают приоритет определенным странам при распределении американского финансирования в рамках ООН. Статистические данные о финансовых потоках, поступающих в многосторонние институты, а также о двусторонней внешней помощи, торговле и инвестициях США анализируются на предмет того, чтобы выявить степень влияния экономических связей на склонность государств-членов ООН увязывать свое голосование на Генеральной ассамблее с позицией Вашингтона. На этой основе сделан вывод о том, что экономические отношения с США не оказывают существенного влияния на склонность государств-членов ООН солидаризироваться с Вашингтоном при голосовании в рамках Генеральной ассамблеи. Выделена группа из 58 государств, которые в течение 25 лет (в 1996–2021 годах) обнаружили растущую склонность солидаризироваться с США в тех случаях, когда позиция Вашингтона отличалась от позиции большинства членов ООН. Тем не менее, рост американской помощи, торговли и инвестиций в страны этой группы в основном обусловлен соответствующими показателями лишь 13 основных экономических партнеров и получателей помощи США. Следует отметить, что поведение этих 13 стран при голосовании в значительной мере схоже с поведением остальных членов той же фокус-группы из 58 государств.
В статье исследуется вопрос о том, должна ли реформа ООН (и насколько) уделять приоритетное внимание структурам и modus operandi на уровне принятия решений, для того, чтобы обеспечить выполнение ООН своей роли как ведущей мировой совещательной организации, обладающей требуемой степенью мудростью и видением для руководства ее резко возросшей оперативной деятельностью. По мнению автора, главным тестом для ООН в сфере поддержания международного мира и безопасности служит не ее эффективность в деле мобилизации ресурсов в сферах оказания гуманитарной помощи, миротворчества и т. п., а именно качество принятия решений на высшем уровне по предотвращению перерастания политических кризисов в гуманитарные катастрофы и вооруженные конфликты. В статье показан контраст между двумя из моделей реформы ООН. Первая из них – это амбициозный план общесистемной (ре)организации структуры ООН, основанный на идее перебалансировки ее основных органов в виде «конструкции из трех советов», который был в числе предложений на рассмотрении Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам в середине 2000-х годов. Хотя основные положения этого плана тогда не были приняты, а частично учтенные положения привели лишь к половинчатой реформе, из данного опыта можно извлечь уроки, полезные для текущих подходов к реформе ООН. Вторая, гораздо более простая модель касается лишь остро дискуссионного вопроса о составе Совета Безопасности ООН. В статье предложен умеренный и прагматичный подход, который не затрагивает право вето постоянных членов СБ ООН. Он предполагает расширение лишь категории непостоянных членов и небольшую поправку в Устав ООН, разрешающую переизбрание непостоянного члена ООН сразу после окончания его срока, т. е. допускающую возможность «де-факто постоянного членства». В рамках текущего, постепенного подхода к реформированию ООН, который движим конъюнктурным политическим «спросом», не носит системного характера и, по оценке автора, сохранится и в дальнейшем, вторая модель, тем не менее, рассматривается как вполне реалистичная.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru