В 2010-е годы усилилось и расширилось участие вооруженных акторов исламистского толка во внутренних конфликтах, однако до сих пор нет ясности в методах урегулирования таких конфликтов. Исследования показывают, что конфликты с участием вооруженных исламистов хуже поддаются урегулированию путем мирных переговоров, чем другие конфликты. Однако еще одним форматом решения, связанного с переговорами, являются перемирия, которые могут заключаться до, в ходе или после завершения переговорного процесса. В статье исследуются условия для достижения соглашений о перемирии с вооруженными исламистскими группировками в Сирии. Исследование проведено на основе расширенной авторской базы данных по локальным перемириям в Сирии путем кодификации данных и использования логистического регрессионного анализа для проверки трех основных гипотез. За период с 2011 по 2021 год в ходе гражданской войны в Сирии было заключено 141 локальное соглашение о перемирии в 190 локациях, что составило около половины всех соглашений с вооруженными исламистами в мире за этот период. Сделан вывод о том, что вооруженные исламисты более склонны к заключению соглашений о перемирии, которые отдают приоритет, во-первых, гуманитарным вопросам над военно-тактическими, а во-вторых, постепенному, а не срочному выполнению условий перемирий. Среди факторов, объясняющих, почему за большинством локальных соглашений о перемирии стоят гуманитарные стимулы, затяжные осады, усталость от военных действий и связанное с этим растущее давление на комбатантов со стороны населения. Постепенный, поэтапный характер реализации большинства таких перемирий может быть продиктован необходимостью подстраховаться за счет мер доверия. В то же время подтвержден намеченный в предыдущих исследованиях вывод о том, что роль третьих сторон не является значимым фактором в локальных перемириях с участием вооруженных исламистов.
In the 2010s, violent Islamist actors have become increasingly involved in intrastate armed conflicts, but little is known about how these conflicts can be resolved. Previous studies have found that negotiations are less likely to be successful in resolving armed conflicts that involve violent Islamists. Ceasefires are another tool of conflict resolution related to negotiation that may be reached before, during, or after the negotiation process. This article investigates the conditions for reaching ceasefire agreements with Islamist armed groups in Syria by expanding the author’s earlier dataset, codifying the data, and using logistic regression analysis to test three main hypotheses. From 2011 to 2021, 141 local ceasefire agreements were reached in 190 distinct locations during the Syrian сivil war, comprising about half of the agreements reached with Islamist armed actors. The finding is that such actors were more receptive to a ceasefire if the drafting of agreements prioritized (a) humanitarian considerations above tactical ones and (b) gradual implementation as opposed to immediate. Long-lasting sieges, fighting exhaustion, and the associated public pressure on combatants may further explain why humanitarian incentives are motivating for agreements. The gradual pace of implementation might be attributed to efforts made to create confidence. In contrast, as anticipated by earlier studies, the involvement of third parties does not significantly explain a relationship to achieve a ceasefire with these armed actors.
Идентификаторы и классификаторы
По статистике, внутригосударственные вооруженные конфликты в последние десятилетия стали обычным явлением. Однако их характер все больше отличается от обычных конфликтов между государственными и негосударственными субъектами.
Statistically, intrastate armed conflicts have been common in recent decades.1 However, their character is shifting away from conventional conflicts between state and non-state actors.
Список литературы
1. Abo Naser M., Hellmüller S., Hilal L., Katkhouda R., and Nagui Y. (2016). Inside Syria: What Local Actors Are Doing For Peace. Bern: swisspeace. 31 p.
2. Alger C. F. (2002). Religion as a peace tool. Global Review of Ethnopolitics. V. 1. No. 4. P. 94-109. DOI: 10.1080/14718800208405115
3. Araabi S. and Hilal L. (2016). Reconciliation, Reward and Revenge: Analyzing Syrian De-Escalation Dynamics through Local Ceasefire Negotiations. Berghof Foundation Research Report. Berlin: Berghof Foundation. 37 p.
4. Autesserre S. (2014). Going micro: emerging and future peacekeeping research.International Peacekeeping. V. 21. No. 4. P. 492-500. DOI: 10.1080/13533312.2014.950884
5. Axelrod R. and Hamilton W. D. (1981). The evolution of cooperation. Science. V. 211. No. 4489. P. 1390-1396. DOI: 10.1126/science.7466396 EDN: IDPMIX
6. Basedau M., Pfeiffer B., and Vüllers J. (2016). Bad religion? Religion, collective action, and the onset of armed conflict in developing countries. Journal of Conflict Resolution. V. 60. No. 2. P. 226-255. DOI: 10.1177/0022002714541853
7. Bell C. and Badanjak S. (2019).Introducing PA-X: a new Peace Agreement Database and Dataset. Journal of Peace Research. V. 56. No. 3. P. 452-466. DOI: 10.1177/0022343318819123
8. Bell C., Badanjak S., Forster R., Jamar A., McNicholl K., Nash K., Pospisil J., and Wise L. (2018). PA-X Codebook: Version 1. Edinburgh: Political Settlements Research Programme, University of Edinburgh. 62 p.
9. Bercovitch J. and Kadayifci-Orellana A. S. (2009). Religion and mediation: the role of faith-based actors in international conflict resolution.International Negotiation. V. 14. No. 1. P. 175-204.
10. Cengiz S. (2020). Assessing the Astana Peace Process for Syria: actors, approaches, and differences. Contemporary Review of the Middle East. V. 7. No. 2. P. 200-214. DOI: 10.1177/2347798920901876 EDN: ZEJWSE
11. Clayton G., Nygård H. M., Strand H., Rustad S. A., Wiehler C., Sagård T., Landsverk P., Ryland R., Sticher V., Wink E., and Bara C. (2022).Introducing the ETH/PRIO Civil Conflict Ceasefire Dataset. Journal of Conflict Resolution. [Online first]. 10.1177/00220027221129183. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/00220027221129183 (accessed 05.05.2023). DOI: 10.1177/00220027221129183.URL
12. Clayton G. D., Mason S. J. A., Sticher V., and Wiehler C. (2019). Ceasefires in Intra-State Peace Processes. CSS Analyses in Security Policy. No. 252. Zurich: Center for Security Studies (CSS), ETH Zurich. 4 p. DOI: 10.3929/ethz-b-000373764
13. Crocker C. A., Hampson F. O., Aall P., and Palamar S. (2015). Why is mediation so hard? The case of Syria. In: Handbook of International Negotiation: Interpersonal, Intercultural, and Diplomatic Perspectives. Ed. M.Galluccio. Cham: Springer. P. 139-155. DOI: 10.1007/978-3-319-10687-8_11
14. Cunningham D. E., Gleditsch K. S., and Salehyan I. (2013). Non-state actors in civil wars: a new dataset. Conflict Management and Peace Science. V. 30. No. 5. P. 516-531. DOI: 10.1177/0738894213499673
15. De Coning C., Muto A., and Saraiva R., eds. (2022). Adaptive Mediation and Conflict Resolution: Peace-Making in Colombia, Mozambique, the Philippines, and Syria. Cham: Springer. 192 p. DOI: 10.1007/978-3-030-92577-2
16. Dupuy K. and Rustad S. A. (2018). Trends in Armed Conflict, 1946-2017. Conflict Trends. No. 5. Oslo: Peace Research Institute Oslo (PRIO). 4 p. URL: https://www.prio.org/Publications/Publication/?x=11181 (accessed 05.05.2023).
17. Duursma A. (2021). Making disorder more manageable: the short-term effectiveness of local mediation in Darfur. Journal of Peace Research. V. 58. No. 3. P. 554-567. DOI: 10.1177/0022343319898241 EDN: NFIWDR
18. Engvall A. and Svensson I. (2020). Peace talks and valid spokespersons: explaining the onset of negotiations in Southern Thailand.International Negotiation. V. 25. No. 3. P. 495-518. DOI: 10.1163/15718069-25131248 EDN: GMGSCM
19. Fortna V. P. (2003). Scraps of paper? Agreements and the durability of peace.International Organization. V. 57. No. 2. P. 337-372. DOI: 10.1017/S0020818303572046 EDN: DZWJDF
20. Fox J. (2004). Religion and state failure: an examination of the extent and magnitude of religious conflict from 1950 to 1996.International Political Science Review. V. 25. No. 1. P. 55-76. DOI: 10.1177/0192512104038167 EDN: JMQJHL
21. Fox J. (2012). The Religious wave: religion and domestic conflict from 1960 to 2009. Civil Wars. V. 14. No. 2. P. 141-158. DOI: 10.1080/13698249.2012.679492
22. Gleditsch N. P. and Rudolfsen I. (2016). Are Muslim countries more prone to violence? Research and Politics. V. 3. No. 2. 10.1177/2053168016646392. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/2053168016646392 (accessed 04.05.2023). DOI: 10.1177/2053168016646392.URL
23. Göldner-Ebenthal K., Dudouet V., and Migeon M. (2019). Dialogue with Salafi Jihadi Armed Groups: Challenges and Opportunities for Conflict de-Escalation. Berghof Foundation Research Report. Berlin: Berghof Foundation. 63 p.
24. Gorur A. and Vellturo M. (2017). Local Conflict, Local Peacekeeping. Washington D.C: Stimson Center. 34 p.
25. Gowan R. (2013). Kofi Annan, Syria and the uses of uncertainty in mediation. Stability: International Journal of Security and Development. V. 2. No. 1. P. 1-6. DOI: 10.5334/sta.ax
26. Greig J. M. (2013).Intractable Syria? Insights from the scholarly literature on the failure of mediation. Penn State Journal of Law and International Affairs. V. 2. No. 1. P. 48-56.
27. Hill T. H. J. (2015). Kofi Annan’s multilateral strategy of mediation and the Syrian crisis: the future of peacemaking in a multipolar world? International Negotiation. V. 20. No. 3. P. 444-478. DOI: 10.1163/15718069-12341322
28. Hinnebusch R. and Imady O. (2017). Syria’s Reconciliation Agreements. Manuscript. 9 p. URL: https://research-repository.st-andrews.ac.uk/bitstream/handle/10023/11737/Report_Hinnebusch_Imadi_SyriasReconcilationAgreements.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 05.05.2023).
29. Hinnebusch R. and Zartman I. W. (2016). UN Mediation in the Syrian Crisis: From Kofi Annan to Lakhdar Brahimi. New York: International Peace Institute. 26 p.
30. Johnstone N. and Svensson I. (2013). Belligerents and believers: exploring faith-based mediation in internal armed conflicts. Politics, Religion and Ideology. V. 14. No. 4. P. 557-579. DOI: 10.1080/21567689.2013.829046
31. Justino P., Brück T., and Verwimp P., eds. (2013). A Micro-Level Perspective on the Dynamics of Conflict, Violence and Development. First ed. Oxford: Oxford University Press. 336 p. :oso/9780199664597.001.0001. DOI: 10.1093/acprof
32. Kaldor M., Theros M., and Turkmani R. (2022). Local agreements: an introduction to the Special Issue. Peacebuilding V. 10. No. 2. P. 107-121. DOI: 10.1080/21647259.2022.2042111 EDN: QKRGQK
33. Karakuş D. C. and Svensson I. (2020). Between the bombs: exploring partial ceasefires in the Syrian Civil War, 2011-2017. Terrorism and Political Violence. V. 32. No. 4. P. 681-700. DOI: 10.1080/09546553.2017.1393416
34. Lundgren M. (2016). Mediation in Syria: initiatives, strategies, and obstacles, 2011-2016. Contemporary Security Policy. V. 37. No. 2. P. 273-288. 10.1080/13523260.2016. 1192377. DOI: 10.1080/13523260.2016.1192377
35. Lundgren M. and Svensson I. (2020). The surprising decline of international mediation in armed conflicts. Research and Politics. V. 7. No. 2. P. 1-7. DOI: 10.1177/2053168020917243 EDN: OTICET
36. Lundgren M., Svensson I., and Karakuş D. C. (2023). Local ceasefires and de-escalation: evidence from the Syrian Civil War. Journal of Conflict Resolution. [Online first]. 10.1177/00220027221148655. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/00220027221148655 (accessed 14.04.2023). DOI: 10.1177/00220027221148655.URL
37. Nilsson D. and Svensson I. (2017). Mapping armed conflicts over Islamist claims: exploring regional variations. In: SIPRI Yearbook 2017: Armaments, Disarmament and International Security. Oxford: Oxford University Press. P. 58-65.
38. Nilsson D. and Svensson I. (2020). Resisting resolution: Islamist claims and negotiations in intrastate armed conflicts.International Negotiation. V. 25. No. 3. P. 389-412. DOI: 10.1163/15718069-25131250 EDN: XUPPWH
39. (2023). PA-Local: Peace Agreement Dataset (Local Agreements). 1990 - January 2023. Political Settlements Research Programme, The University of Edinburgh. URL: https://www.peaceagreements.org/lsearch (accessed 19.05.2023).
40. Palik J., Rustad S. A., and Methi F. (2020). Conflict Trends: A Global Overview, 1946-2019. PRIO Paper. Oslo: PRIO. 38 p.
41. Pettersson T. and Öberg M. (2020). Organized violence, 1989-2019. Journal of Peace Research. V. 57. No. 4. P. 597-613. DOI: 10.1177/0022343320934986 EDN: PYJAOM
42. Sampson C. (2007). Religion and peacebuilding. In: Peacemaking in International Conflict: Methods and Techniques. Ed. I.W.Zartman. Washington D.C.: U.S. Institute of Peace. P. 273-323.
43. Sheikh M. K. (2020). What do Islamists bring to the negotiation table? Religion and the case of the Pakistani Taliban.International Negotiation. V. 25. No. 3. P. 413-434. DOI: 10.1163/15718069-25131251 EDN: FVHSTC
44. Sosnowski M. (2018). Violence and order: the February 2016 cease-fire and the development of rebel governance institutions in Southern Syria. Civil Wars. V. 20. No. 3. P. 309-332. DOI: 10.1080/13698249.2018.1466092
45. Sosnowski M. (2020). Negotiating statehood through ceasefires: Syria’s de-escalation zones. Small Wars and Insurgencies. V. 31. No. 7-8. P. 1395-1414. DOI: 10.1080/09592318.2020.1829872 EDN: UMQCNG
46. Stedman S. J. (1997). Spoiler problems in peace processes.International Security. V. 22. No. 2. P. 5-53. DOI: 10.2307/2539366 EDN: HIETNN
47. Stepanova E. (2018).Russia and conflicts in the Middle East: regionalisation and implications for the West. The International Spectator. 2018. V. 53. No. 4. P. 35-57. 10.1080/03932729. 2018.1507135. DOI: 10.1080/03932729.2018.1507135 EDN: VAGBGN
48. Svensson I. (2007). Fighting with faith. Journal of Conflict Resolution. V. 51. No. 6. P. 930-949. EDN: JNGQRD
49. Svensson I. (2012). Ending Holy Wars: Religion and Conflict Resolution in Civil Wars. St Lucia (Queensland): University of Queensland Press. 360 p.
50. Svensson I. and Nilsson D. (2018). Disputes over the Divine: introducing the Religion and Armed Conflict (Relac) Data, 1975 to 2015. Journal of Conflict Resolution. V. 62. No. 5. P. 1127-1148. DOI: 10.1177/0022002717737057
51. Toft M. D. (2007). Getting religion? The puzzling case of Islam and civil war.International Security. V. 31. No. 4. P. 97-131.
52. Turkmani R., Kaldor M., Elhamwi W., Ayo J., and Hariri N. (2014). Hungry for Peace: Positives and Pitfalls of Local Truces and Ceasefires in Syria. London: London School of Economics and Political Science (LSE). 54 p.
53. Winter C. and Hasan U. (2016). The balanced nation: Islam and the challenges of extremism, fundamentalism, Islamism and jihadism. Philosophia. V. 44. No. 3. P. 667-688. DOI: 10.1007/s11406-015-9634-2 EDN: DRCQQA
Выпуск
Другие статьи выпуска
Борозна А. Источники российской зарубежной Напористость в политике. – Чемпион: Пэлгрейв Макмиллан, 2022. 285 с.
Война на украинском Донбассе: истоки, Контекст и будущее. Ред. Дэвид Р. Марплс. – Будапешт: Издательство Центрально-Европейского университета, 2022. 244 с.
Война среди стен. Ред. А. В. Лавров и Р. Н. Пухов. – М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2022. 236 с.
Бурунди имеет длительную историю политического насилия и актов виджилантизма, особенно явно проявившихся в ходе гражданской войны 1993-2005 годов. В этот период сформировался ряд вооруженных групп и милиций, практиковавших насилие по этническим и/или политическим мотивам в форме нападений на мирных жителей и конфронтации с повстанцами, а иногда и с правительственными силами. В поствоенный период правительство Бурунди формально пыталось положить конец вооруженному насилию и построить стабильную политическую систему. Тем не менее виджилантизм остается серьезной проблемой в Бурунди: негосударственные акторы берут правосудие в свои руки в ответ на предполагаемые угрозы или несправедливость и неспособность властей удовлетворить их требования. В ряде районов местные сообщества организовали группы самообороны для защиты от различных преступлений в условиях, когда правоохранительные органы, оставаясь единственными легитимными структурами по борьбе с криминалом, не особенно эффективны. Однако группы самообороны участвуют в таких незаконных актах насилия, как линчевание или самосуд, что существенно усугубляет существующую межэтническую напряженность. В статье сделан вывод о том, что многолетний межэтнический антагонизм и опыт взаимного истребления могут выступать главным катализатором виджилантизма, представляющего угрозу стабильности общественно-политической системы.
В статье анализируется динамика очередного обострения напряженности в косовском конфликте, включая повестку диалога между Белградом и Приштиной и достигнутые в 2023 г. договоренности. Оценивается влияние на переговорный процесс кризиса европейской безопасности и конфронтации России с западными странами. Сделан вывод о том, что обострение кризиса в начале 2020-х годов связано с попытками властей в Приштине при поддержке Европейского Союза и США завершить оформление государственности частично признанной республики и установить суверенитет Приштины над всей территорией края, избегая при этом гарантий безопасности и соблюдения гражданских и политических прав проживающего на его территории сербского населения. В настоящее время ключевыми вопросами переговоров являются пути нормализации отношений сербов Косово и Метохии с властями в Приштине, возвращение сербов в общие косовские структуры полиции, административные и политические институты, а также создание Сообщества сербских муниципалитетов. Cоглашения, достигнутые при посредничестве ЕС в феврале и марте 2023 г., определяют долгосрочную перспективу урегулирования конфликта, связывая успехи в налаживании межобщинных отношений с прогрессом европейской интеграции Сербии и Косово, но при этом не предлагая четкого пути к достижению конкретных договоренностей по статусу края в краткосрочной перспективе. Растущее противостояние России с Западом (включая ЕС, США и НАТО) негативно влияет на процесс примирения, усиливая конфронтационную риторику сторон и повышая риск эскалации насилия.
В статье исследуется эволюция различных аспектов отношений между Ираном и Израилем в условиях сирийского кризиса. Дается обзор основных исторических этапов развития ирано-израильских контактов, проанализирована их специфика. Исследованы ключевые внутренние и внешние факторы влияния на характер ирано-израильских связей. Сделан вывод о том, что характер ирано-израильских связей определялся не столько конфессиональными, этническими и культурными различиями между двумя народами, сколько динамикой и влиянием региональных и международных отношений на Ближнем Востоке. Определяющую роль во взаимоотношениях Ирана и Израиля играли соображения национальной безопасности и сохранения государственного суверенитета. В течение первых трех десятилетий (с конца 1940-х по конец 1970-х годов) связи между Тель-Авивом и Тегераном отличались в целом дружественным характером. Однако господствующая арабская среда, в которой развивались ирано-израильские связи, во многом предопределила сползание взаимоотношений Тель-Авива и Тегерана к конфронтации, что особенно ярко проявилось после исламской революции в Иране 1979 г. В течение последующих десятилетий враждебность в двусторонних отношениях усиливалась, но не выходила за географические рамки Леванта. Кризис в Сирии активизировал конфликтный потенциал Ближнего Востока и обострил ирано-израильское противостояние. В 2021-2022 годах ирано-израильское противоборство приняло новые формы, охватив другие страны Ближнего Востока и Закавказья. В начале 2023 г. вооруженный конфликт между Тель-Авивом и Тегераном вошел в критическую фазу и поставил ближневосточный регион на грань новой «большой войны». Однако предпринятые весной 2023 г. влиятельными региональными и международными державами меры дали импульс развитию позитивных процессов в регионе, призванных снизить градус напряженности в ирано-израильских отношениях.
В мае 2023 г. в Турции состоялись всеобщие президентские и парламентские выборы, в результате которых действующая власть подтвердила свои полномочия: президент Реджеп Тайип Эрдоган сохранил свой пост, а правящий Народный альянс получил большинство в Великом национальном собрании (Меджлисе). Победа досталась турецкой власти непросто. Р. Т. Эрдоган победил в результате двух туров голосования в серьезной конкуренции с оппозиционным кандидатом Кемалем Кылычадароглу. Хотя Народный альянс и сохранил большинство в Меджлисе, он, однако, не получил желаемого квалифицированного большинства, лишившись возможности принять в ближайшую пятилетку новую Конституцию страны на смену действующей с 1982 г. Выборы в Турции происходили на фоне самого масштабного в современной истории страны землетрясения, произошедшего 6 февраля 2023 г., и ликвидации его последствий. Целью статьи является определить последствия землетрясения для внутренней политики Турции, с точки зрения хода и результатов всеобщих президентских и парламентских выборов, влияния на внутриполитическую ситуацию в пятилетнюю каденцию вновь избранного президента и Меджлиса в 2023-2028 годах. Анализируются результаты развития страны за двадцатилетний период нахождения во власти Р. Т. Эрдогана и Партии справедливости и развития. На основе изучения программных документов, обязательств и заявлений власти и оппозиции рассмотрено влияние землетрясения на политические процессы в Турции и, в частности, на разворот внимания турецких избирателей на внутритурецкие проблемы. Отмечен рост в Турции, независимо от политических взглядов турецкого электората, националистических и антииммигрантских настроений, которые продолжат играть заметную роль и в ближайшие годы.
В статье анализируется политика Турции в рамках сирийского кризиса. «Арабская весна» привела к кардинальным изменениям в регионе, а Сирия с тех пор превратилась в зону нескончаемого конфликта. На первом этапе вооруженного конфликта Анкара демонстрировала умеренную позицию по отношению к событиям в стране, однако вскоре перешла к жесткой критике режима Б. Асада. Особое внимание уделяется военным операциям Турции в Сирии. Анализируется взаимодействие с Россией и США в рамках сирийского урегулирования. В статье также рассматривается проблема сирийских беженцев и ее влияние на отношения Турции и ЕС. Делается вывод о том, что в свете выборов 2023 г. Анкара перешла к более конструктивной позиции в рамках сирийского кризиса.
Волнения 2011 г. в Сирии переросли в интернационализированную гражданскую войну высокой степени раздробленности и интенсивности. В противостояние в Сирии были вовлечены многочисленные местные силы, а также региональные и внерегиональные державы. Из всех этих игроков Турция, Россия и Иран играют ключевую роль в конфликте, определяющую его исход. Несмотря на то, что Россия с Ираном и Турция поддержали противоборствующие стороны в гражданской войне, им троим удалось успешно разграничить сферы своего влияния и установить modus vivendi, который позволил им сосуществовать в Сирии и совместно управлять конфликтом. Это трио существовало на равных, контролируя и уравновешивая действия друг друга в Сирийской Арабской Республике. С обострением кризиса на Украине возникла новая геополитическая реальность, которая повлияла и на военно-политическую ситуацию в Сирии и на соответствующий баланс между тремя ведущими внешними игроками. Ослабление влияния России привело к расширению присутствия Ирана, нарушая баланс сил и подталкивая Израиль к более решительному и активному вмешательству в конфликт. Наметившаяся конкуренция между Анкарой и Тегераном также может привести к эскалации. В статье исследуется сложное трехстороннее взаимодействие между Исламской Республикой Иран, Россией и Турцией в Сирии. Проанализированы расходящиеся и совпадающие интересы трех стран, а также их действия и политика в отношении Сирии. Рассмотрен вопрос о том, удалось ли трио преодолеть антагонистические устремления, и выявлены факторы, которые могут привести к эскалации конфликта.
Статья представляет собой анализ мирной инициативы по урегулированию украинского кризиса, выдвинутой руководством Китайской Народной Республики в феврале 2023 г. Эта инициатива стала заметным международным событием, получившим широкое обсуждение как в СМИ и экспертных кругах, так и на уровне политических консультаций мировых лидеров. Цели статьи - показать значение китайской мирной инициативы для развития внешней политики и международных отношений КНР и на этом фоне продемонстрировать существенный рост внешнеполитической активности и международного влияния Китая, наблюдаемые в последние годы. В частности, при помощи этой и ряда других дипломатических инициатив, выдвинутых в 2022-2023 годах, Пекин стремится воплотить на практике положения об «ответственности за будущее мира», выдвинутые лидером КНР Си Цзиньпином. Мирный план по Украине, предложенный КНР, является одним из важных составных элементов концепции «Глобальной инициативы в области безопасности», предложенной Си Цзиньпином и знаменующей новый этап внешнеполитического позиционирования Китая как одной из крупнейших мировых держав с интересами глобального масштаба. В статье также проведена оценка эффективности мирной инициативы КНР с точки зрения ее влияния на перспективы урегулирования украинского кризиса.
Специальные военные операции связаны с установлением особого правового режима на определенной территории или в отношении определенных действий, а также с особой деятельностью коллективных субъектов и воинских должностных лиц. Трудности международно-правовой и правоприменительной концептуализации порождают различные формы юридического понимания феномена СВО. В статье рассматриваются взаимосвязанные концептуальные, правовые и институциональные аспекты специальных военных операций, в т. ч. применительно к специальной военной операции (СВО) РФ на Украине на разных этапах правового регулирования. В плане дифференциации предмета правового регулирования отмечено, что СВО уже регулируется более чем 30 федеральными законами и подзаконными актами, и данный перечень продолжает пополняться. Выявлена специфика формирования специального законодательства по СВО, образующего отдельную предметную область российского права. Специализация законодательства сначала проявилась на уровне отдельных правовых норм (например, порядка награждения в зоне СВО) и субинститутов (денежное и социальное обеспечение ее участников, порядок частичной мобилизации и т. д.) с последующей оптимизацией и интеграцией правового регулирования в единый правовой институт СВО. Также рассмотрены проблемы правового регулирования военного противоборства в киберпространстве и на море, актуализированные в условиях СВО. Сделан вывод о том, что особенности общественных отношений, подлежащих регламентации в случае СВО, требуют пересмотра некоторых правовых норм и внесения изменений в метод правового регулирования, поскольку сложившиеся к настоящему моменту правовые механизмы не всегда функционируют эффективно.
В статье анализируются ключевые тенденции военной помощи и передач вооружений и военной техники (ВВТ) западными странами Украине с момента начала специальной военной операции (СВО) России в феврале 2022 г. Исследование опирается на официальные данные о военной помощи и предоставлении вооружений, обнародованные правительствами стран-поставщиков ВВТ. На основе этих данных рассматриваются страновые особенности, количество и состав боевых систем по типам вооружений, а также ключевые финансовые механизмы поставок ВВТ и оказания военной помощи Украине. Также анализируется соотношение объемов военной и других типов помощи. Сделан ряд выводов о перспективах поставок западными странами вооружений Украине.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru