Развитие информационных технологий является одним из важных факторов развития социального общества. Основной задачей образования и науки становится формирование личности школьника для дальнейшей профессиональной деятельности в современном обществе. Интеграция медиасредств в процесс обучения математике выполняет несколько функций, реализуя обучающий, информационный, воспитательный, мотивационный и развлекательный аспекты. Однако в научной литературе недостаточно исследований, посвященных проблеме формирования медиаграмотности на уроках математики. В данной статье произведен анализ исторических аспектов развития медиаобразования в российском и международном контекстах; выделены основные этапы развития медиаобразования в целом; рассмотрены различные способы применения медиаобразовательных компонентов на уроках математики. Исследование показало, что успешность внедрения новых технологий в образовательный процесс напрямую зависит от внешних факторов, влияющих на развитие информатизационного общества.
Идентификаторы и классификаторы
Стремительные темпы развития информационного общества связаны с модернизацией цифровых технологий. Медиатехнологии являются одним из главных факторов формирования индивидуальности школьника в социальной системе. Информационное общество обладает способностью производить, хранить, перерабатывать и реализовывать информацию. У современного ученика в процессе изучения образовательных дисциплин появляется ряд задач, позволяющих свободно ориентироваться в потоке информации. В этом случае формирование навыков медиаграмотности обучающихся позволяет решить данные задачи, обеспечивая способность выпускника продуктивно жить в современном обществе.
Список литературы
- Бальцюк Н.Б., Хилюк Е.А. Методические аспекты использования технологии мультимедиа при обучении решению задач на отыскание наибольших и наименьших значений величин // Материалы XXVI Всероссийского научного семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. Самара. М., 2007. С. 155–156.
- Вайсфельд И.В. Кино в педагогическом процессе // Современная педагогика. 1982. № 7. С. 35–38. Востокова Л.Г. Исследование условий эффективности учебных телепередач по математике: дис. … канд. пед. наук. М., 1968.
- Гендина Н.И. Проблема интеграции информационной и медиаграмотности: Международный опыт и российские реалии // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. №19-1. С. 54–71.
- Голубовская М.П., Ходанович А.И. Компетентностный подход в информационном пространстве системы непрерывного физического образования // Физическое образование в вузах. 2004. Т. 10. № 3. С. 112–121. Грицкевич Ю.Н., Лукьянова С.В., Попкова Л.М. Медиатекст и медиаграмотность в системе высшего образования // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11. № 4. С. 253–258. DOI 10.55355/snv2022114304. Громов А.П. Применение диафильмов и кино на уроках математики в средней школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1958.
- Дворяткина С.Н., Дякина А.А., Щербатых С.В. Популяризация математических знаний средствами интегративных медиаобразовательных технологий: от Ломоносова к Кудрявцеву // VI Международная конференция “Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования”. Тезисы докладов VI Международной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН, академика Европейской академии наук Л.Д. Кудрявцева. Москва, 2023. С. 41–42. Ефимов Э.М. Школьникам о телевидении. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение. 1986. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи. М.: МПГУ, 2018. Журин А.А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы: автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 2004. Залагаев Д.В. Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2005.
- Кишкинский С.С. Этапы создания интерактивной новеллы по математике с применением цифровой платформы AXMA STORY MAKER JS // Инновационные технологии в математическом образовании: молодежная парадигма. Сборник научных статей молодых исследователей. Елец, 2023. С. 103–111.
- Кравцов С.С. Необходимые этапы при создании мультимедийных программ учебного назначения // Тезисы докладов XVII семинара преподавателей математики педвузов. Калуга, 1998. С. 156–157.
- Крапчатов И.А. Киноурок как наиболее эффективный метод работы // Учебное кино. М., 1936. № 3. С.3–10.
- Курилина Е.А. Краткий обзор программных средств в помощь школьному учителю // Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Елец, 2008. Вып. 17. С. 217-221.
- Михалевский А.В. Элементы экранизации в преподавании математики в средней школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киев, 1968.
- Моденов П.С. Геометрические преобразования // Математика в школе, 1948. № 6. С. 4–21.
- Нагибин Ф.Ф. О кинофикации курса математики средней школы // Математика в школе. 1955. № 3. С. 1–4.
- Перепелкина А.Н. Кинофикация курса геометрии в средней школе // Математика в школе. 1948. № 5. С. 20–29.
- Печинкина О.В. Школьное медиаобразование в североевропейских странах: автореф. дис. … канд. пед. наук. Архангельск, 2008.
- Пипераки Р.М., Бирюкова Ю.Н. Учебный лонгрид при обучении профессионально-ориентированному чтению студентов-нефилологов // Успехи гуманитарных наук. 2024. № 5. С. 182–187.
- Подлипский О.К. Современные тенденции развития образования и математическая подготовка школьников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 1(44). С. 94–102. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11009.
- Пышкало А.М. Учебные фильмы для школ. Математика. Черчение. М. Просвещение. 1965.
- Сергеева Е.В. Развитие медиакомпетентности студентов на занятиях математики // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 235–237.
- Тестов В.А. Развитие духовности – основа социокультурного обновления математического образования // Формирование духовной культуры личности в процессе обучения математике в школе и вузе: Тезисы докладов XX Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов, Вологда, 02–04 октября 2001 года. Вологда: Легия. 2001. С. 5–7.
- Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Кучма, 2003. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015.
- Федоров А.В., Новикова А.А., Колесниченко В.Л., Каруна И.А., Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Кучма, 2007.
- Челышева И.В. История медиаобразования в России // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 1. С. 128–139. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. Москва: НИИ СОиУК АПН СССР, 1990.
- Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002.
- Dvoryatkina S.N., Dyakina A.A., Safronova T.M. Popular Science Film as a Resource for Integrating Media Education Technologies into the Mathematics Teaching System. Perspectives of Science and Education. 2023. № 6 (66). 192-203 National Research Council. The Use of Films and Television in Mathematics Education. Washington, DC: The National Academies Press, 1957.
Выпуск
Другие статьи выпуска
3 апреля 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения отечественного математика, видного специалиста в области многомерной дифференциальной геометрии, талантливого организатора учебно-воспитательного и научного процессов в работе математической кафедры технического вуза, участника Великой Отечественной войны, доктора физико-математических наук, профессора Георгия Ионовича Кручковича (1925-1985). На протяжении 20 лет учёный заведовал кафедрой высшей математики: Всесоюзного заочного энергетического института (ВЗЭИ) два года (июнь 1965 – июнь 1967), который позже был переименован в Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), 18 лет (июнь 1967 – июль 1985). Он является автором и соавтором учебных пособий, по которым обучались и признавались лучшими студенты заочного, вечернего и очного отделений технических вузов советского периода. Но эти книги не потеряли своей актуальности и поныне. Имя учёного крайне редко упоминается в исследованиях историко-математического характера. Цель данной статьи – устранить указанную несправедливость. В статье приводятся малоизвестные сведения из биографии Г. И. Кручковича, реконструируются его научные и методические достижения, описывается общественная, просветительская и организационная работа на посту заведующего кафедрой высшей математики, а также научно-педагогическое наследие.
В условиях реформирования системы высшего образования в Российской Федерации особую актуальность принимают вопросы выполнения отдельных требований и положений нормативных и правовых актов, связанных с цифровизацией и информатизацией процесса обучения и учёта его результатов. С целью повышения качества образования обучающихся в настоящий момент времени в образовательных учреждениях Российской Федерации интенсивно внедряются различные комплексы средств автоматизации и системы управления образованием. Проведённый авторским коллективом анализ открытых источников информации показал, что до сих пор не исключены случаи фальсификации документов об образовании с целью введения в заблуждение работодателей о фактической сформированности тех или иных компетенций сотрудника. Причиной данной проблемы является то, что зачастую в вузах учёт результатов обучения проводится «на бумаге» без использования средств информатизации, что не исключает возможности переоформления «задним числом» зачётных ведомостей и зачётных книжек обучающихся. В статье описан разработанный демонстрационный прототип автоматизированной системы учёта результатов промежуточной аттестации обучающихся в вузе. С целью исключения внесения изменений в учётные документы при разработке прототипа использовались возможности технологии blockchain (англ. цепочка блоков), которая доказала свою эффективность в вопросах сохранения целостности данных. Кроме этого, на основе опыта внедрения других комплексов средств автоматизации были сформированы требования к системе учёта результатов промежуточной аттестации обучающихся в вузах. Применение разработанной системы повысит трудоёмкость внесения данных в систему задним числом до неприемлемого уровня, либо такая возможность будет исключена вовсе.
Цифровая трансформация высшего образования представляет важный процесс, который затрагивает все аспекты образовательной среды. Внедрение цифровых технологий, включая программирование на Python, становится ключевым фактором в обучении математическим дисциплинам. На сегодняшний день возникает необходимость в поиске новых практик обучения в интеграции с цифровыми технологиями для формирования необходимых компетенций у студентов, особенно в области математических знаний. В связи с чем, применение Python как инструмента для моделирования и анализа данных открывает новые горизонты для разработки новых учебных курсов, углубления предметных знаний на практике, совершенствования исследовательской деятельности, инновационности учебного процесса в целом. Применение Python для моделирования вероятностных задач способствует развитию новых подходов к решению сложных задач в различных областях науки и техники. В основе решения вероятностных задач на примере изучения случайных величин лежит использование библиотек языка программирования Python: NumPy и SciPy. Предложена программа учебного курса для обучающихся направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Математика и Информатика, Физика, демонстрирующая способы моделирования вероятностных задач при изучении случайных величин с использованием Python. Интеграция элементов программирования в учебные программы по математическим дисциплинам обуславливается потребностью стремительно развивающегося информационного общества, выступает значимым направлением как для развития науки, так и для практики. Такой подход повышает качество образования, готовит студентов к вызовам современного мира, обеспечивая их полезными навыками для успешной профессиональной деятельности.
В работе рассматривается проблема применения систем компьютерной математики при решении математических задач студентами, обучающимися на специальностях и направлениях подготовки в сфере техники и технологии наземного транспорта. Представлены результаты контент-анализа понятия вычислительного мышления студентов различных специальностей и направлений подготовки в процессе их обучения общенаучным и специальным дисциплинам. В контексте исследуемой проблемы вычислительное мышление рассматривается как процесс программирования алгоритма решения задачи с использованием систем компьютерной математики. Предлагается при изучении вузовского курса математики использовать специальные дидактические задания (комплексные компьютерно-математические), выполнение которых предусматривает обязательное применение системы компьютерной математики Mathcad. Формулировка таких заданий осуществляется на основе модификации содержания стандартных математических задач с дополнением условия обязательного использования системы компьютерной математики Mathcad для нахождения количественных значений искомых величин. В статье представлены задания на решение системы линейных алгебраических уравнений (четыре уравнения и четыре неизвестных) с многозначными нецелыми значениями свободных членов и коэффициентами перед неизвестными, построение в трёхмерной системе прямоугольных координат графика поверхности функции двух переменных, которая имеет точки экстремума и стационарные точки, имитационное моделирование случайного события для вычисления его относительной частоты. Выполнение предлагаемых комплексных компьютерно-математических заданий предопределяет необходимость прохождения таких этапов, как восприятие учебной задачи, определение математической модели, построение алгоритма решения задачи, программирование вычислительных действий, анализ полученных результатов. Отмеченные этапы создают благоприятные условия для активизации познавательной деятельности студентов и развитию их вычислительного мышления.
В статье представлены результаты диагностики будущих учителей математики, проанализированы проблемы предметно-методической подготовки студентов: слабая подготовка абитуриентов, особенно по геометрии; трудности в применении теоретических знаний к решению задач повышенного уровня сложности, освоение которых происходит на старших курсах; невладение способами критериального оценивания письменных работ учащихся и др. Предложены основные направления устранения профессиональных дефицитов будущего учителя математики в условиях цифрового общества: реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с усилением внимания на рассмотрение типов задач, приёмов и методов их решения; создание методической копилки сложных математических задач; использование дидактических возможностей генеративного искусственного интеллекта; качественное формирование ментальных образов, схем и моделей учебной дисциплины. Рассмотрены некоторые дидактические возможности генеративного искусственного интеллекта, которые можно использовать при подготовке будущего учителя математики с целью устранения профессиональных дефицитов. Искусственный интеллект может быть использован при подготовке будущего учителя математики в качестве рабочего инструмента в форматах адаптивного и персонализированного обучения. Формат персонализированного обучения является эффективным инструментом повышения результативности учебной деятельности будущих учителей математики на основе использования различных информационных ресурсов и цифровых технологий, автоматизации основных видов образовательной деятельности. Представленные примеры методических заданий, выполняемые в рамках изучения методических дисциплин, направлены на формирование у будущих учителей математики методов решения различных классов задач; умения проводить занятие одной задачи, находить ошибки в представленных способах решения задач, составлять цепочки задач.
Традиционная система обучения математике в настоящее время претерпевает изменения. С одной стороны, изменения обусловлены объективными обстоятельствами, такими как цифровизация общества и её влияние на образовательные процессы, с другой стороны, требования к подготовке выпускников школ, которые включают, согласно ФГОС основного общего и среднего образования, предметную подготовку и личностное развитие обучающихся. В научной литературе отмечается как положительное, так и отрицательное влияние цифровых образовательных инструментов. Особенно обсуждаются проблемы обучения геометрии и применения систем динамической математики при решении геометрических задач. В теории и методике обучения математике недостаточно исследованы вопросы, связанные с обучением учащихся основной школы решению планиметрических задач с поддержкой применения GeoGebra. Целью данной статьи является построение методики обучения планиметрических задач координатным методом с применением ПО GeoGebra. Метод координат при обучении планиметрических задач выбран не случайно. Проведенный анализ результатов обучения геометрии в основной школе показал, что именно при изучении этого метода возникает много проблем, и школьники редко используют координатный метод при решении планиметрических задач. Методика обучения решению планиметрических задач методом координат с применением GeoGebra обучающихся основной школы представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, целостность которых определяет достижение конечного результата. Особенностью методики является наглядное моделирование конструкта чертежа на основе применения GeoGebra.
В статье рассмотрена проблема применения алгоритма учебного математического моделирования в обучении учащихся основной и старшей школы решению текстовых задач как инструмента научного метода. Показано, что, несмотря на наличие требований к результатам овладения учебными познавательными, логическими и исследовательскими действиями, учащиеся основной и старшей школы испытывают затруднения при решении текстовых задач, демонстрируют низкий уровень умений анализировать условие задачи, составлять математическую модель, находить обоснованный ответ, используя изученные математические методы. Приведены результаты сопоставления алгоритма научного метода решения исследовательских задач и алгоритма учебного математического моделирования при решении текстовых задач, в ходе доказывается, что эти алгоритмы коррелируют, т. е. учебное математическое моделирование является инструментом научного метода при решении учащимися текстовых задач. Также представлена детализация универсальных учебных действий учащегося на каждом этапе алгоритма учебного математического моделирования при решении текстовой задачи. Приведен пример решения типовой текстовой задачи на движение с помощью этого метода. В завершении статьи приведены результаты исследования, проведённого авторами в рамках мероприятий для учителей и учащихся основной и старшей школы, в ходе которых применялся алгоритм учебного математического моделирования при решении учащимися текстовых задач.
Издательство
- Издательство
- ЕГУ
- Регион
- Россия, Елец
- Почтовый адрес
- 399770, Российская Федерация, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28
- Юр. адрес
- 399770, Российская Федерация, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28
- ФИО
- Щербатых Сергей Викторович (Ректор)
- E-mail адрес
- MAIN@ELSU.RU
- Контактный телефон
- +7 (474) 6722193
- Сайт
- https://elsu.ru