Введение. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки в России политики интеграции мигрантов с целью их инкорпорирования в основные институты общества. Отсутствии четких акворов, занимающихся политикой интеграции мигрантов, ведут к возникновению этнических анклавов, обособлению мигрантов, формирование отрицательного отношения к мигрантам со стороны местного населения. В исследовании поставлена цель - выделить временны́е этапы миграционной политики, которые соответствовали бы определенным моделям интеграции внешних мигрантов в российское общество, провести анализ моделей интеграции мигрантов в рамках государственной миграционной политики в период с 1992 г. по настоящее время и выработать рекомендации по формированию политики интеграции мигрантов.
Материалы и методы. В качестве методов использованы теоретический анализ текста нормативно-правовых актов, научной литературы, методы сравнения и аналогии, сравнительно-правовой и статистический подходы, а также специальный социологический метод - качественный анализ документов.
Результаты. Представлена авторская типология интеграции мигрантов, которая стала фундаментом выделения этапов и характеристики типов реальных интеграционных моделей: гуманитарная; выборочная, гостевая; жесткая-контрольная; адаптивная; интеграционная; адаптивно-гостевая. Обоснована потребность в совершенствовании управления миграционными процессами в сфере интеграционной политики на федеральном и региональном уровнях, определены организационные мероприятия для органов государственной власти и местного самоуправления по формированию адекватной модели интеграции мигрантов.
Выводы. В настоящее время в Российской Федерации проделана значительная работа по созданию системы социокультурной интеграции иммигрантов. Однако интеграционная политика до сих пор не реализована в достаточной мере, не принят федеральный закон, который бы явно регулировал соответствующие общественные отношения.
Идентификаторы и классификаторы
В контексте современных миграционных процессов Россия в настоящее время остается и в перспективе будет оставаться центром, активно принимающим мигрантов. По абсолютному числу прибывающих иммигрантов Россия занимает одно из ведущих мест среди других стран. В 2022 году в Российской Федерации проживало около 12 миллионов международных мигрантов, и Россия занимала четвертое место после США, Германии и Саудовской Аравии¹. В то же время Россию можно отнести к новым иммиграционным странам, «характерной чертой которых является неготовность общества признать факт иммиграции».
Список литературы
1. Malakhov, V. S., & Simon, M. E. (2017). Migration Policy in the Conditions of Economic Turbulence: The Experience of the European Union and the Prospects of Russia. SSRN Electronic Journal, Article 2980789. DOI: 10.2139/ssrn.2980789
2. Кононов Л. А., Чеботарев А. В. Взаимосвязь экстремизма и современных миграционных процессов как предмет политологического исследования // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 70. С. 107-122. EDN: YLWMIP
Kononov, L. A., & Chebotarev, A. V. (2018). Extremism in modern migration processes as an object of political science research. E-Journal Public Administration, (70), 107-122. EDN: YLWMIP
3. Бажан Т. А. Социокультурная адаптация и интеграция мигрантов как инструмент государственной миграционной политики советского периода // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2022. Т. 19, № 1 (121). С. 72-83. DOI: 10.21686/2413-2829-2022-1-72-83 EDN: SDITDS
Bazhan, T. A. (2022). Socio-cultural adaptation and integration of migrants as tool of state migration policy in Soviet period. Bulletin of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, 19(1), 72-83. DOI: 10.21686/2413-2829-2022-1-72-83 EDN: SDITDS
4. Илимбетова А. А. Адаптация и интеграция мигрантов: условия, цели, подходы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 2. С. 144-155. DOI: 10.52180/2073-6487_2021_2_144_155 EDN: TSSPGZ
Ilimbetova, A. A. (2021). Adaptation and integration of migrants: Conditions, goals, approaches. Vestnik Instituta Ekonomiki Rossiyskoy Akademii Nauk, (2), 144-155. DOI: 10.52180/2073-6487_2021_2_144_155 EDN: TSSPGZ
5. Лебедева Т. В. Адаптация и интеграция учебных мигрантов: теоретические аспекты и практические подходы // Миграция и социально-экономическое развитие. 2019. Т. 4, № 2. С. 83-104. DOI: 10.18334/migration.4.2.41335 EDN: GSTXJG
Lebedeva, T. V. (2019). Adaptation and integration of study migrants: Theoretical aspects and practical approaches. Migration and Socio-Economic Development, 4(2), 83-104. DOI: 10.18334/migration.4.2.41335
6. Мукомель В. И., Григорьева К. С., Монусова Г. А., Смидович Г. С., Толмачева А. Ю., Чудиновских О. С., Эндрюшко А. А. Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы: Монография. Москва: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2022. 400 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-407-9.2022 EDN: YKKOSI
Mukomel, V. I., Grigorieva, K. S., Monusova, G. A., Smidovich, G. S., Tolmacheva, A. Yu., Chudinovskikh, O. S., & Andrewshko, A. A. (2022). Adaptation and integration of migrants in Russia: Challenges, realities, indicators. Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-407-9.2022
7. Кульбачевская О. В. Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в России: к вопросу о межкультурном взаимодействии // Вестник антропологии. 2020. № 4 (52). С. 136-152. DOI: 10.33876/2311-0546/2020-52-4/136-152 EDN: BRGGDM
Kulbachevskaya, O. V. (2020). Socio-cultural adaptation and integration of migrants in Russia: On the issue of intercultural interaction. Herald of Anthropology, (4), 136-152. DOI: 10.33876/2311-0546/2020-52-4/136-152 EDN: BRGGDM
8. Попова С. М., Яник А. А., Карпова С. Ф. Трансформация миграционной политики России: этапы, особенности, проблемы (1989-2023) // Административное и муниципальное право. 2023. № 4. С. 24-51. DOI: 10.7256/2454-0595.2023.4.43666 EDN: VBXQFC
Popova, S. M., Yanik, A. A., & Karpova, S. F. (2023). Transformation of Russia’s migration policy: Stages, features, problems (1989-2023). Administrative and Municipal Law, (4), 24-51. DOI: 10.7256/2454-0595.2023.4.43666 EDN: VBXQFC
9. Кононов Л. А., Леденева В. Ю. Адаптация и интеграция международных мигрантов: теоретико-методологические проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65, № 4. С. 103-112. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-4-103-112 EDN: BDHOAF
Kononov, L. A., & Ledeneva, V. Yu. (2021). Adaptation and integration of international migrants: Theoretical and methodological problems. World Economy and International Relations, 65(4), 103-112. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-4-103-112 EDN: BDHOAF
10. Bourhis, R. Y., Moïse, L. C., Perreault, S., & Senécal, S. (1997). Towards an Interactive Acculturation Model: A Social Psychological Approach. International Journal of Psychology, 32(6), 369-386. DOI: 10.1080/002075997400629
11. Geddes, A. (2003). The Politics of Migration and Immigration in Europe. SAGE Publications Ltd. DOI: 10.4135/9781446280492
12. Татарко А. Н. Интеграционная политика общества и отношение к мигрантам принимающего населения: исследование в 17 европейских странах // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 2. С. 216-231. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-2-216-231 EDN: QNKBEU
Tatarko, A. N. (2019). Integration policy of society and attitudes of the host population towards migrants: A study in 17 european countries. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 16(2), 216-231. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-2-216-231 EDN: QNKBEU
13. Осадчая Г. И., Юдина Т. Н. Политика интеграции иммигрантов стран Евросоюза после миграционного кризиса // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19, № 1 (134). С. 56-63. DOI: 10.17922/2071-3665-2020-19-1-56-63 EDN: DIBJCV
Osadchaya, G. I., & Yudina, T. N. (2020). EU integration policy for immigrants after the migration crisis. Social Policy and Sociology, 19(1), 56-63. DOI: 10.17922/2071-3665-2020-19-1-56-63 EDN: DIBJCV
14. Сахарова В. В. Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада: Монография. Санкт-Петербург: Центр “Златоуст”, 2011. 176 с. EDN: QONJLV
Sakharova, V. V. (2011). Multiculturalism and immigrant integration policy: A comparative analysis of the experience of leading Western countries. Center “Zlatoust”. EDN: QONJLV
15. Каменский А. Н. Типология государственной политики стран мира в области международной миграции // Мировое и национальное хозяйство. 2011. № 2 (17). С. 18-29. EDN: UBOCNJ
Kamensky, A. N. (2011). Typology of state migration policy of countries around the world. World and National Economy, (2), 18-29. EDN: UBOCNJ
16. Solano, G., Schmid, S. D., & Helbling, M. (2023). Extending Migrants’ Rights but Limiting Long-Term Settlement: Migrant Integration Policy Trends in EU and OECD Countries Between 2010 and 2019. International Migration Review. DOI: 10.1177/01979183231172102
17. Zorlu, A., & Hartog, J. (2018). The Impact of Language on Socioeconomic Integration of Immigrants. SSRN Electronic Journal, Article 3170274. DOI: 10.2139/ssrn.3170274
18. Gebhardt, D. (2015). When the state takes over: civic integration programmes and the role of cities in immigrant integration. Journal of Ethnic and Migration Studies, 42(5), 742-758. DOI: 10.1080/1369183x.2015.1111132
19. Conway, S. (2018). From Britishness to Multiculturalism: Official Canadian Identity in the 1960s. Études Canadiennes / Canadian Studies, (84), 9-30. DOI: 10.4000/eccs.1118
20. Hernes, V. (2021). The case for increased centralization in integration governance: the neglected perspective. Comparative Migration Studies, (9). DOI: 10.1186/s40878-021-00247-z EDN: LOIOLC
21. Kurt, S., & D’Amato, G. (2020). The Swiss Rationale of Integration Policies: Balancing Federalism, Consociationalism and Direct Democracy. In Palgrave Studies in Sub-National Governance (pp. 73-85). Springer International Publishing. DOI: 10.1007/978-3-030-50979-8_5
22. Денисенко М. Б., Хараева О. А., Чудиновских О. С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада: Монография. Москва, 2003. 314 с. EDN: PXNQRZ
Denisenko, M. B., Kharaeva, O. A., & Chudinovskikh, O. S. (2003). Immigration policy in the Russian Federation and Western countries. EDN: PXNQRZ
23. Рязанцев С. В. Современная миграционная политика России: проблемы и подходы к совершенствованию // Социологические исследования. 2019. № 9. С. 117-126. DOI: 10.31857/S013216250006666-5 EDN: VNFYFR
Ryazantsev, S. V. (2019). Modern migration policy of Russia: Challenges and approaches to improvement. Sotsiologicheskie Issledovaniya, (9), 117-126. DOI: 10.31857/S013216250006666-5 EDN: VNFYFR
24. Бажан Т. А. Социокультурная интеграция иностранных граждан в системе государственной миграционной политики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 24-30. EDN: YLGXZR
Bazhan, T. A. (2018). Socio-cultural integration of foreign citizens in the system of state migration policy. Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration, 7(3), 24-30. EDN: YLGXZR
25. Воронина Н. А. Законодательство об адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации: тенденции развития // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 3 (83). С. 63-82. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-3-63-82 EDN: CXILLN
Voronina, N. A. (2019). Legislation on adaptation and integration of migrants in Russian Federation: Tendencies of development. Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, (3), 63-82. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-3-63-82 EDN: CXILLN
26. Андриченко Л. В., Плюгина И. В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: Монография. Москва: Юридическое издательство “Норма”, 2019. 392 с. EDN: ZDSLUL
Andrichenko, L. V., & Plyugina, I. V. (2019). Migration legislation of the Russian Federation: Development trends and practice of application. Legal publishing house “Norma”. EDN: ZDSLUL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Несмотря на высокие экономические результаты, которые демонстрирует миру современное китайское общество, его правительство сталкивается с проблемами неравномерного социально-экономического положения Восточного, Западного, Центрального и Северо-Восточного регионов. Требуют также постоянного внимания негативные демографические тенденции, связанные с сокращением численности населения и старением китайского общества. Демографическая ситуация в разных уголках страны имеет свою специфику. Наиболее сложная обстановка и по региональным экономическим показателям, и по численности населения наблюдается в провинциях Северо-Восточного региона КНР.
Материалы и методы. Автором проанализированы материалы Статистического управления Хэйлунцзяна, документы Народного Правительства рассматриваемой провинции, касающиеся негативных демографических тенденций, что позволило определить специфику региональной политики в области народонаселения на данной территории. Основными методами исследования при написании статьи являлись системный, позволивший выявить закономерности реализации региональной демографической политики в северо-восточной провинции Хэйлунцзян; статистический метод способствовал рассмотрению количественных признаков демографического развития Хэйлунцзяна.
Результаты. Негативные демографические тенденции в северо-восточной провинции Хэйлунцзян вызваны резким сокращением количества населения, ежегодным оттоком высококвалифицированных кадров в восточные и юго-восточные китайские провинции. Начиная с 2021 г. в провинции Хэйлунцзян была разработана система мер демографической политики под лозунгом «поддержание всестороннего возрождения с помощью качественного демографического развития», которая включает в себя четыре основных направления: 1) совершенствование мер по поддержке рождаемости; 2) привлечение и удержание высококвалифицированных кадров; 3) эффективное использование труда работников старшего поколения; 4) соблюдение правил миграции населения.
Обсуждение. Администрация провинции Хэйлунцзян при осуществлении регионального управления ориентируется на улучшение качества жизни населения. Формирующаяся система нормативно-правового регулирования региональной демографической политики в провинции Хэйлунцзян ориентирована на вовлечение всех организаций, учреждений, фондов, общественных объединений в процесс решения сложной демографической ситуации, связанной с сокращением населения в городах, поселках, сельских и приграничных северо-восточных районах Китая.
Введение. В статье рассматриваются возможности для развития демографического потенциала как критического фактора, влияющего на социально-экономическое развитие сельских территорий.
Материалы и методы. Для изучения фактически сложившейся демографической ситуации в Новосибирской области и регионах Сибирского федерального округа использовались методы статистического анализа - индексный, табличный методы и др. Эмпирической базой выступили данные Федеральной службы государственной статистики, в том числе Территориального органа по Новосибирской области, о демографических процессах в Новосибирской области за период в 2010-2023 гг. (численность населения, структура, естественный прирост, миграционный прирост, миграционное сальдо, коэффициент общего прироста численности населения, коэффициент рождаемости и смертности, средняя продолжительность жизни).
Для анализа реализации стратегии устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации применялся метод ретроспекции, с помощью которого было показано сохранение негативных демографических трендов сельских территорий.
Для разработки рекомендаций по развитию направлений корпоративной социальной политики крупных организаций агропромышленного комплекса авторы опирались на методы стратегического и системного анализа для выявления потенциала и разработки мер корпоративной социальной политики сельхозпроизводителей Новосибирской области.
Результаты. По итогам анализ демографических показателей сделаны выводы о негативных тенденциях развития демографического потенциала сельских территорий как в РФ в целом, так и в Новосибирской области. Для поиска решений данной ситуации проведен анализ региональной демографической политики, направленной на поддержку сельского населения и предложены направления ее модернизации, связанные с привлечением в сельские поселения молодежи и ее адаптация к сельской жизни. Осуществлен анализ социальной деятельности предприятий АПК с целью определения потенциала воздействия на решение демографических проблем сельских территорий.
Обсуждение. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий невозможно без решения демографических проблем на основе разработки региональной демографической политики, учитывающей интересы молодой сельской семьи, и реализации корпоративной демографической политики на уровне предприятий агропромышленного комплекса.
Введение. В условиях увеличения доли пожилых людей в населении смещение фокуса внимания в сторону решения проблем здорового долгожительства является одним из условий обеспечения социальной, экономической и геополитической устойчивости современного общества. Однако, несмотря на актуальность проблематики, можно говорить о существовании ряда проблем, снижающих эффективность реализации политики активного долголетия и диктующих необходимость проведения дальнейших теоретических и эмпирических исследований.
Целью статьи является определение дефиниции активного долголетия, анализ и систематизация основных детерминант, воздействующих на повышение продолжительности и качества жизни, а также выявление основных противоречий, демонстрирующих уязвимость концепции активного долголетия как политического, экономического и социального конструкта.
Методы. В основу методологии проведенного исследования положены концепции активного долголетия, демографического, эпидемиологического и обратного эпидемиологического переходов, подходы, рассматривающие специфику активного долголетия в мужских и женских популяциях, теории демографической безопасности и демографического благополучия. Для подтверждения теоретических выводов применялся вторичный анализ результатов социологических исследований по данной проблематике. Информационную базу статьи составили официальные статистические данные Организации Объединенных Наций и Федеральной службы государственной статистики.
Результаты. Для изучения феномена активного долголетия в научной литературе используются понятия, затрагивающие различные аспекты благополучия пожилых людей и наиболее отвечающие потребностям и/или вызовам современного «стареющего» общества.
Всю совокупность факторов активного долголетия можно условно объединить в три группы: факторы макро-, мезо- и микроуровня. Применительно к социуму, находящемуся в состоянии перманентной трансформации, определяющими выступают социально-экономические, политические и культурно-исторические факторы, состояние экологии, специфика социальной структуры и стратификации, условия труда и быта, развитость социальных сетей.
Анализ стратегических нормативных документов международного и российского уровней, принятых в рамках реализации стратегии активного долголетия, продемонстрировал смещение акцента на рассмотрение проблем старения населения не как демографической угрозы, а как общемирового процесса, предоставляющего новые возможности реализации потенциала для населения старших возрастных групп и общества в целом.
Выводы. Концептуальное осмысление феномена старения населения в научном и политическом дискурсе, связанное в том числе со смещением фокуса в сторону активного долголетия, открывает большие перспективы как для самих пожилых людей, так и для государства, заинтересованного в реализации потенциала пожилых людей, в том числе для обеспечения социально-экономической, политической и демографической безопасности и устойчивости. Предложенная в рамках данной статьи классификация детерминант активного долголетия охватывает всю совокупность факторов макро-, мезо- и микроуровня и может быть использована при корректировке стратегий активного долголетия на федеральном и региональном уровнях. Важным представляется также учет и разрешение противоречий, демонстрирующих уязвимость концепции активного долголетия и требующих пристального внимания со стороны органов власти, общественных структур и научного сообщества.
Введение. Данная работа посвящена выявлению роли семьи и детей в системе ценностей калининградских студентов. Данный аспект представляется важным в связи со сложившейся демографической ситуацией, а также с решением объявить в России 2024 год Годом семьи.
Материалы и методы. В 2023 г. был проведен опрос среди студентов калининградских вузов, в котором принял участие 241 человек в возрасте 18-24 лет. Анкета состояла из шести «открытых» вопросов. Студентам было предложено дать собственное определение понятия «ценности»; назвать наиболее значимые ценности; описать идеальную модель семьи; определить роль детей в целом и в собственных жизненных стратегиях; объяснить причины желания или нежелания иметь детей. Данный вид опроса был обозначен как экспресс-интервью. Методологической основой исследования явилась концепция демографического благополучия, согласно которой демографические процессы необходимо параллельно рассматривать на макроуровне и микроуровне. В данном исследовании основное внимание было уделено микроуровню.
Результаты. В ходе исследования выяснилось, что большинство респондентов воспринимают ценности как базовые установки, которые определяют жизнь человека, выражаются в духовных и материальных вещах и передаются следующим поколениям. Наиболее значимыми ценностями признаются семья, дружба, деньги, любовь, свобода и здоровье. Рассуждая об идеальной семье, участники опроса описывали те отношения, которые они хотели бы видеть в семье. Лишь несколько человек считают идеальными семьи, в которых они выросли и живут. Большинство респондентов намерены в будущем иметь детей, хотя некоторые делают оговорку, что для этого должны быть соответствующие условия. В то же время была выявлена значительная доля молодых людей, которые заявили о принципиальном нежелании иметь детей.
Обсуждение. На основе проведенного исследования было выявлено, что семья является наиболее значимой категорией в системе ценностей студентов. Идеальной представляется полная семья без финансовых проблем, члены которой живут в обстановке взаимопонимания, поддержки и любви. Для большинства респондентов дети представляются необходимой составляющей семьи. Некоторые участники опроса заявили о нежелании выполнять родительские функции. Проведенное исследование продемонстрировало важность анализа демографических процессов на микроуровне, то есть с позиции человека, с учетом его ценностей и жизненных установок.
Введение. В рамках научных дискуссий о реализации второго демографического перехода исследуются специфические черты изменения структуры семей в разных странах, в разных социальных группах. В современной России необходимо осуществлять постоянный мониторинг демографической ситуации. Представляют научный интерес ответы на вопросы: как изменилась структура семей в России; какая мотивация является основой воспроизводства структуры многодетности в разные периоды демографических переходов? В статье представлен анализ эмпирических данных, позволяющий выявить тенденции трансформации структуры российской семьи; охарактеризовать мотивы репродуктивного поведения в многодетных семьях, определить, какие условия и ресурсы необходимы в многодетных семьях для формирования или поддержания благополучия.
Материалы и методы. Информационной базой выступили данные всероссийских переписей населения за 2002, 2010 и 2020 годы; результаты авторского исследования - глубинное интервью с родителями из многодетной семьи в ходе Всероссийского социологического исследования «Демографическое самочувствие регионов России», 2021 год.
Результаты. Выявлены изменения в структуре российских семей в сторону увеличения доли многодетных семей под влиянием мер демографической политики, закрепление данной тенденции требует реализации целевых мер поддержки института многодетной семьи, которая, по мнению авторов, должна соотноситься с идеальной моделью «благополучная семья».
Обсуждение. Важным представляется развитие стратегии демографической политики с учетом тенденций изменения структуры российских семей. Анализ интервью с многодетными семьями позволил сформулировать основные направления помощи многодетным семьям, а также систематизировать социальные практики членов многодетных семей, направленные на сохранение и развитие благополучия семьи.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832