Статья: ПИНЕЖСКАЯ ТРАДИЦИЯ РАСПЕВА ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСЕН В ЗАПИСИ 1927-1930 ГГ.: ОСОБЕННОСТИ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ И ФАКТУРЫ (2024)

Читать онлайн

Многоголосие в народных песенных традициях Русского Севера представляет одно из сложнейших художественных явлений русской национальной культуры. Вместе с тем оно недостаточно изучено, поскольку большинство ранних записей малодоступны для непосредственного слухового анализа. Опубликованные нотировки отражают лишь небольшую часть имеющихся звукозаписей. В статье рассматриваются особенности голосоведения и фактуры классических «протяжных» лирических песен в устной традиции Русского Севера. Материалом исследования послужили полевые фонографические записи Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд, сделанные ими в 1927 и 1930 гг. в деревнях Пинежского района Архангельской области. В ходе анализа привлекаются фонограммы, выполненные в тех же деревнях в 1990-е гг. при участии автора статьи. В работе уделяется особое внимание двухрегистровому пению «тонки´ми» и «толсты´ми» голосами, а также закономерностям мужского и женского исполнительства в смешанных певческих ансамблях. Авторские нотации песен публи-куются впервые.

Ключевые фразы: фонографические записи фольклора, пинега, лирические песни, многоголосие русского севера
Автор (ы): Якубовская Елена Ивановна
Журнал: OPERA MUSICOLOGICA

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
78.072. Музыковедение. Музыкальная критика
781.7. Теория и формы национальной музыки отдельных народов и стран
Для цитирования:
ЯКУБОВСКАЯ Е. И. ПИНЕЖСКАЯ ТРАДИЦИЯ РАСПЕВА ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСЕН В ЗАПИСИ 1927-1930 ГГ.: ОСОБЕННОСТИ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ И ФАКТУРЫ // OPERA MUSICOLOGICA. 2024. Т. 16 № 2
Текстовый фрагмент статьи