Современные макроэкономические реалии обусловили необходимость совершенствования государственного регулирования отраслей промышленного производства, в первую очередь, нефтегазового комплекса. Одним из приоритетных направлений регулирующего воздействия выступает корректировка методологического инструментария, используемого при разработке углеводородных запасов. В статье представлены его отдельные аспекты, связанные с обеспечением экономической устойчивости, направленные на достижение технологического суверенитета, выхода на опережающие темпы экономического развития. Используемый методологический инструментарий учитывает комплексное внедрение цифровых технологий во все этапы производственных процессов, передовой зарубежный опыт государственного регулирования, адаптированный к внутренней специфике, расширение внешнеэкономических отношений с дружественными странами.
Идентификаторы и классификаторы
Прагматизм государственной энергетической политики заключается в эффективной практической реализации крупнейших нефтегазовых проектов, содействующих обеспечению глубокой переработки, транспортировки, внутреннего потребления и экспорта углеводородов. В отношении разработки конкретного месторождения могут быть предусмотрены несколько сценариев развития, в том числе нецелесообразность или невозможность реализации проектов, переключение на новые, более перспективные с геологических позиций лицензионные участки. Таким образом, следует законодательно обеспечить стимулирование проведения дополнительных геолого-разведочных работ (ГРР), позволяющих повысить изученность континентальной части и шельфовых акваторий до ведущих мировых показателей, разрабатывать наиболее рентабельные участки с развитой инфраструктурой, уменьшить совокупные затраты. В мировой практике встречаются энергетические монопсонии, когда за право поставок крупнейшим потребителям ресурсов борются несколько участников рынка, обладающих достаточными разведанными запасами и административным ресурсом (Брагинский, Миловидов, 2018).
Список литературы
1. Акишин Д.А., Тыртов Е.С. (2017). Нефтехимическая отрасль России: стоит ли ждать перемен? URL: https://vygon-consulting.ru/upload/iblock/eda/vygon_consulting_russian_petr ochemistry_2017.pdf.
2. Брагинский О.Б. (2006). Нефтегазовый комплекс мира. М.: “Нефть и газ” РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 640 с.
3. Брагинский О.Б. (2024). Развитие нефтегазохимической отрасли России в условиях ужесточения экономических санкций // Экономическая наука современной России. № 3. С. 51-65. EDN: MJPDSJ
4. Брагинский О.Б., Миловидов К.Н. (2018). Экономика производства и использования углеводородного сырья: мировая практика и отечественный опыт. М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 424 с.
5. Бушуев В.В., Громов А.И. (2013). Энергетическая стратегия - 2050: методология, вызовы, возможности // Энергетическая политика. № 2. С. 11-19. EDN: RSUYTV
6. Винокуров М.А. (2014). Роль государства в корректировке модели экономического роста России. СПб.: Питер. 192 с.
7. Гарипов В.З. (2017). Государственный подход - фундамент нефтяной отрасли // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Т. 7. № 1. С. 10-16. EDN: YFSZIT
8. Глазьев С.Ю. (2018). Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. М.: Книжный мир., 768 с.
9. Глазьев С.Ю. (2010). Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика. 255 с.
10. Дементьев В.Е. (2022). Технологическое развитие и структурные изменения в экономике // AlterEconomics. Т. 19. № 1. С. 116-130.
11. Дмитриевский А.Н., Мастепанов А.М., Бушуев В.В. (2014). Ресурсно-инновационная стратегия развития экономики России // Вестник РАН. Т. 84. № 10. С. 867-873.
12. Колганов А.И. (2023). Сравнительное исследование современных социально-экономических моделей достижения технологической независимости // Российский экономический журнал. № 5. С. 19-35.
13. Конторович А.Э. (2017). Стране нужна мощная программа реиндустриализации на новом технологическом уровне // Бурение и нефть. № 7-8. С. 4-11.
14. Макаров А.А. (2018). Достижения и проблемы стратегического планирования развития энергетики России // Энергетическая политика. № 3. С. 26-33.
15. Мартынов В.Г., Бессель В.В., Кучеров В.Г. и др. (2021). Природный газ - основа устойчивого развития мировой энергетики. М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 173 с.
16. Мастепанов А.М. (2019). Энергетический переход как новый вызов мировой нефтегазовой отрасли // Энергетическая политика. № 2. С. 62-69. EDN: EGVYWZ
17. Миловидов К.Н. (2021). Инновационные технологии в зарубежной нефтегазовой отрасли // Neftegaz.ru. № 8. С. 42-52.
18. Некипелов А.Д. (2021). Об экономической стратегии и экономической политике России в современных условиях // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 230. № 4. С. 76-89. EDN: MHLEYL
19. Некипелов А.Д., Ивантер В.В., Глазьев С.Ю. (2013). Приоритеты долгосрочного социально-экономического развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. № 6. С. 18-31.
20. Пармон В.Н., Крюков В.А., Суслов Н.И. и др. (2019). Энергоресурсы Сибири - наука и институциональные инновации // Энергетическая политика. № 1. С. 22-39. EDN: HCUWWD
21. Перспективы экспорта энергоресурсов из России: социокультурные, экологические и технологические аспекты (2017) / под общ. ред. В.В. Клименко. М.: Энергия, 160 с.
22. Ресурсные регионы России в “новой реальности” (2017) / под ред. В.В. Кулешова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. 308 с.
23. Сечин И.И. (2023). Значимость проекта “Восток Ойл” для российской экономики и будущего мировых энергетических рынков // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. № 12. С. 9-21.
24. Стратегическое управление нефтегазовым комплексом: кризис и перспективы устойчивого развития (2009) / под науч. ред. Е.А. Телегиной. М.: Информ-Знание, 399 с.
25. Трофимов С.Е. (2023a). Методологический инструментарий реализации нефтегазовых проектов на арктическом и континентальном шельфе // Мир новой экономики. № 2. С. 94-102. EDN: RLXILP
26. Трофимов С.Е. (2023b). Практические вопросы реализации государственной нефтегазовой политики. М.: ИНФРА-М. 400 с.
27. Шафраник Ю.К., Крюков В.А. (2016). Нефтегазовый сектор России: трудный путь к многообразию. М.: Перо. 272 с. EDN: WJQOLR
28. Шафраник Ю.К. (2005). Стратегия развития нефтяной промышленности России: методологические принципы и приоритеты: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. М. 295 с.
29. Эволюция мировых энергетических рынков и ее последствия для России (2015) / под ред. А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А. Митровой. М.: ИНЭИ РАН, АЦ при Правительстве РФ. 400 с.
30. Энергетика Евразии: новые тенденции и перспективы (2016) / отв. ред. С.В. Жуков. М.: ИМЭМО РАН. 186 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется понятие, оценка и причины возникновения теоретических идей в области энергоэффективности в историческом аспекте. Высокая общественная значимость энергетических ресурсов и кризисные явления на рынке углеводородов в XX в. явились причиной возникновения и дальнейшего развития концепции энергобезопасности в политике стран-импортеров нефти, которая впоследствии трансформировалась в долгосрочную государственную политику повышения энергоэффективности. Эволюция инструментария оценки эффективности свидетельствует о том, что он становится, по сути, накопительным итогом, отражающим результативность мер государственной политики в области диверсификации источников поставок энергии и перехода к зеленой экономике. Причины использования идеи энергоэффективности в экономике странами-импортерами запада объяснены с позиций ресурсной теории системной организации экономики. Несмотря на процессы глобализации и либерализации, действующие в мире, экономики западных стран ориентированы на формирование концентрации энергоресурсов в одной стране, а их целью является завоевание экономического лидерства в располагаемых ресурсах. Сформулированы определения энергосбережения и энергоэффективности. Энергосбережение - процесс, который позволяет справиться с еще не возникшей потерей энергии. Энергоэффективность характеризует такое состояние экономической системы, которое позволяет уменьшить еще не возникшую потерю энергии в экономической деятельности с целью достижения заданного социально-экономического результата в условиях ограничений. Такими ограничениями могут быть доступность источников энергии, энергетическая безопасность, климатические условия и др.
Закупочные интервенции приводят к появлению более выгодного для участников рынка канала реализации, что определяет движения рыночных цен в сторону нового, более высокого значения, равного цене приобретения товара в интервенционный фонд. Размеры рыночных цен повышаются до интервенционных цен пропорционально доле государственных закупок в совокупных рыночных продажах. Предложенная модель основана на законе единой цены. Она связывает рыночные цены, закупочные цены, объемы экспорта и внутренних продаж, а также объемы закупочных интервенций. С помощью метода регрессионного моделирования модель была откалибрована по значению эластичности внутренних продаж и экспорта к внутренним ценам (-0,772946). Результаты экономико-статистических расчетов на основе выработанной модели позволили сделать вывод о влиянии закупочных интервенций на цены пшеницы для внутреннего рынка РФ в августе-декабре 2022 г. За этот период государство закупило 3 млн т пшеницы стоимостью 46,4 млрд руб. Это позволило обеспечить рост цен до 4-5% в отдельные месяцы, а также сократить коэффициент вариации цен на пшеницу в РФ в 2022 г. с 18,23 до 16,74%. С учетом имеющихся у аграриев товарных запасов пшеницы цены на данную культуру удалось бы повысить на 6-7% в каждый из месяцев рассматриваемой закупочной сессии в случае дополнительной закупки пшеницы в интервенционный фонд.
Целью исследования является анализ российской тарифной политики обязательного пенсионного страхования с позиции выполнения ее институциональной функции - эффективного формирования пенсионных прав граждан. Методологическую основу исследования составили общие и специальные методы анализа (экономико-статистический, финансовый, системный, сравнительный) и обобщение практического материала. Информационной базой исследования служат официально опубликованные данные Росстата, СФР и ОЭСР. В статье показано, что действующая тарифно-налоговая политика обязательного пенсионного страхования ориентирована на макроэкономические функции в бюджетной системе в ущерб социальным приоритетам долгосрочного устойчивого развития государства, поскольку существенно ограничивает основные категории занятого населения по формированию индивидуальных пенсионных прав для достойной старости. Основная причина этого в том, что тарифная политика интегрирована в налоговую и бюджетные системы страны и направлена только на выполнение функции перераспределения.
В настоящей статье предпринята попытка выявить факторы развития фриланса с целью предложить возможность управления и контроля количества занятых в данном сегменте рынка экономики свободного заработка (гигономики). Методология исследования основана на контент-анализе научных трудов отечественных и зарубежных авторов по изучаемой тематике, далее на его основе отборе объясняющих переменных для включения в модель множественной регрессии, эконометрическом анализе построенных моделей регрессии и их тестировании. В результате предложены и рассчитаны по 31 стане мира показатели «уровень развития фрилансинга» и «доля ИТ-отрасли в ВВП страны». Произведен отбор 15 объясняющих переменных. Построено две модели множественной регрессии с исключением объясняющих переменных с высокой корреляцией и без учета мультиколлинеарности анализ полученных результатов позволил обнаружить девять значимых факторов, среди которых к показателям роста фриланс-рынка с экспоненциальной зависимостью отнесены: глобальный индекс сетевого взаимодействия; уровень урбанизации; индекс деловой активности; ВВП на душу населения; уровень процветания; уровень цифровизации государственных институтов; доля ИТ-отрасли в ВВП страны. К факторам, снижающим число фрилансеров в структуре занятого населения с обратной экспоненциальной зависимостью, отнесены: индекс качества жизни; индекс времени в пути на дорогах; средняя заработная плата; уровень безработицы. Все выявленные факторы классифицированы по двум группам: реальные и потенциальные. Результаты исследования могут применяться для стратегического управления занятостью, поиска оптимальной доли фрилансеров, требуемых в экономике, для обеспечения стабильного развития и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке.
Предметом настоящего исследования является механизм влияния эстетического фактора на уровень удовлетворенности трудом и установки работников в отношении труда. Объект исследования - социокультурная сфера предприятия в контексте ее взаимодействия с другими подсистемами. Целью статьи является теоретико-методологическое обобщение результатов эмпирического анализа, проведенного в ходе проверки гипотезы о значимости эмоционального компонента в эффективности труда работников. Исследование затрагивает вопросы экономики, социологии, культурологии, аксиологии и других дисциплин. Основные выводы получены в области их пересечения. Актуальность работы обусловлена отсутствием принципиального решения проблемы эффективности труда на микроуровне. Ее научная новизна состоит в формулировании и эмпирической проверке механизма влияния эстетического переживания на эффективность труда работника. Основу работы составили эмпирические данные, полученные в результате лонгитюдного исследования, проведенного 2001-2003 гг. на действующем производственном предприятии, в процессе реализации антикризисных мер. Таким образом, статья содержит и методологические обобщения, и описание конкретного опыта их применения. Основными методами исследования стали закрытый и открытый массовые анкетные опросы, фокус-группы, а также численная интерпретация экспертных мнений. Эмпирический анализ динамики производительности труда и трудовых установок во всех профессиональных группах обнаружил устойчивый корректирующий эффект эстетических воздействий на изменение в лучшую сторону эмоционального отношения к работе и позитивную переоценку ожиданий работников. В ходе исследования получены следующие результаты: разработана модель коррекции трудовых установок посредством эстетических воздействий; определены условия результативности предложенного подхода и его ограничения.
Критикуются представления о невозможности универсальной экономической теории с опорой на принцип единства мира. Если мир един, тогда частные теории, описывающие какие-то его фрагменты (аспекты), должны быть в принципе сводимы к общей теории. многие критики универсальных теорий сами являются их носителями; заявления в стиле «поток данных делает научный метод устаревшим» есть, в сущности, методологический регресс к наивному эмпиризму (в духе позитивизма конца XIX в.). Показано, что в ряде экономических работ обнаруживаются классификации с выделением классов по множественным основаниям, что логически недопустимо. Экономическая теория как научная дисциплина должна заниматься анализом внутренней структуры экономических теорий, для чего требуется экспликация списка принимаемых при построении теории принципов. Дана критика тезиса, согласно которому во многих случаях методология определяет выбор аксиоматики: аксиоматика теории не может зависеть от методов, потому что задачи определяют методы, а не наоборот. Показано, что первоосновой неоклассической революции был не маржинальный анализ, а принятие онтологического принципа субъективизма. уточнено значение понятия «парадигма». Если трактовать понятие парадигмы в духе Т. Куна, то разные парадигмы - не просто две любые теории, отличающиеся какими-то принципами (пусть даже теории фундаментальные). Две разные парадигмы - это две системы убеждений (априорных принципов и базовых моделей) относительно предметной области научной дисциплины, несовместимые между собой. При таком понимании в экономической теории выделяется только две парадигмы: классическая и неоклассическая. Вопрос интеграции двух экономических парадигм - в сущности, вопрос синтеза микро- и макроэкономики. Показано, что здесь возможны две принципиальных стратегии: А) считать общим случаем ситуацию равновесия и стремиться включить неравновесную макроэкономику в это общее описание как особый частный случай; Б) считать общим случаем ситуацию отсутствия равновесия. А это последнее предполагает разработку микрооснований для неравновесной макротеории и включение равновесной микроэкономики в общую теорию как особого (хотя и важного) частного случая. Обоснован тезис, что основой парадигмального синтеза в экономической науке должна быть стратегия (Б).
При описании мировой истории используются два концептуальных подхода, или две модели. Первая модель - последовательная смена общественно-экономических формаций «феодализм - капитализм - социализм», или циклическая модель смены мирохозяйственных укладов, для описания развития процессов во времени. Вторая модель - модель цивилизаций (по Н. Данилевскому и А. Тойнби). Цивилизационные образования - гораздо более стабильные и долго живущие. В статье второй подход используется в основном для представления различий, сходства, взаимодействия групп стран в пространстве. Две группы стран: 1) страны запада (в статье - «цивилизация либерализма») и 2) страны формирующейся ассоциации многополярного мира (МПМ) (в статье - «цивилизация государственности») - находятся в долгосрочном многостороннем противостоянии. В настоящей статье предложен синтез двух подходов (синтетическая модель) для выявления базовых факторов процесса смены формаций «феодализм - капитализм - социализм» на фоне противостоящих друг другу двух цивилизаций. Согласно синтетической модели, капиталистическая формация с большей вероятностью могла зародиться именно в странах либерализма. Ее экспансия в страны с идеологией государственности вызвала ответ (по Тойнби) в виде возникновения там формации социализма. Модель отражает следующие факты: низкую вероятность установления социалистического общественного устройства в странах либерализма, а также тот факт, что последовательность формаций «феодализм - капитализм - социализм» не является универсальной. В странах с идеологией государственности возможно строительство социализма без прохождения стадии развитого капитализма. Для выявления роли идеологий вводится разделение этой категории на два понятия: интеллектуально формализованная идеология (ИФИ) и глубинная идеология (ГИ). В заключительном разделе обсуждаются вопрос о развитии новых формаций после капитализма и социализма, а также влияние фактора неопределенности на историческую динамику. Актуальность разработки синтетической модели связана с актуальностью внедрения исторических знаний в жизнь общества, изучения истории, расширения и углубления ее преподавания, учета при формировании политической стратегии.
Издательство
- Издательство
- ЦЭМИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, Москва, Нахимовский пр, 47
- Юр. адрес
- 117418, Москва, Нахимовский пр, 47
- ФИО
- Альберт Рауфович БАХТИЗИН (Директор)
- E-mail адрес
- albert.bakhtizin@gmail.com
- Контактный телефон
- +7 (499) 1290822