Цель. Раскрытие особенностей и пределов влияния политической философии националсоциализма на функционирование немецкой банковской системы времён Третьего рейха.
Процедура и методы. Использованы дискурсивный метод, кластеризация, экстраполяция, историческая ретроспектива, сравнение и сопоставление источников, критико-концептуальный анализ.
Результат. Установлено, что заметное влияние на функционирование банковской системы Третьего рейха оказал праксиологический блок национал-социалистической философии, связанный с воплощением идеи единообразного преобразования социополитического ландшафта. Резюмируется также, что проникновение политической философии национал-социализма в банковскую сферу, являющееся частным случаем имплементации праксиологической доктрины Gleichschaltung, не носило всеобщего характера.
Теоретическая и/или практическая значимость. В российском гуманитарном знании положено начало изучению проблемы философских основ банковской деятельности сквозь призму немецкой социально-политической истории XX столетия.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.18384/2949-5148-2025-1-40-54
Политическая идея – это любая единичная политически значимая мысль, выраженная в форматах мнения, утверждения, гипотезы и пр. Политическая теория – это структурированный набор политических идей, объединённых и обобщённых на базе общих принципов и исходных установок, актуальных непосредственно для данной теории.
Список литературы
1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.
2. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: Европа, 2008. 424 с.
3. Джентиле Э. Фашизм. История и истолкование. СПб.: Владимир Даль, 2022. 559 с.
4. Джентиле Э. Политические религии. Между демократией и тоталитаризмом. СПб.: Владимир Даль, 2021. 398 с.
5. Зубов В. В. Сравнительный анализ идейных платформ политических партий в контексте политической борьбы (на примере ФРГ и ГДР времён холодной войны) // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. № 12 (4). С. 20-26. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-4-20-26
6. Филиппов А. Р. Политическая идеология как разновидность манипулирования // Власть. 2024. № 3. С. 133-139.
7. Новиков О. Г., Филиппов А. Р. Механизмы манипуляции общественным сознанием // Власть. 2024. № 3. С. 94-100.
8. Хайдеггер М. Бытие и время. Сухум: Апсны, 2023. 488 с.
9. Хайдеггер М. О существе человеческой свободы. Введение в философию. СПб.: Владимир Даль, 2018. 416 с.
10. Джентиле Дж. Введение в философию. СПб.: Алетейя, 2000. 470 с.
11. Шмитт К. Понятие политического. СПб.: Наука, 2016. 568 с.
12. Филиппов А. Р., Новиков О. Г. Теоретические подходы к исследованию общественного согласия // Социально-политические науки. 2023. Т. 13. № 5. С. 13-28. https://doi.org/10.33693/2223-0092-2023-13-5-13-28
13. Эвола Ю. Люди и руины. М.: Опустошитель, 2019. 296 с.
14. Эвола Ю. Политические трактаты. М.: Опустошитель, 2020. 388 с.
15. Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. М.: Одиссей; Олма-Пресс, 2000. 765 с.
16. Гюнтер Г. Ф. К. Избранные работы по расологии. М.: Белые альвы, 2002. 480 с.
17. Клаусс Л. Ф. Раса и душа. Практическая психоантропология. М.: Белые альвы, 2014. 384 с.
18. Масюкова И. В. Еврейская эмиграция в подмандатную Палестину (1917-1939 гг..): надежды и реальность // Труды Института востоковедения РАН. 2018. № 13. С. 32-45.
19. Серрано М. Золотая цепь. Тамбов: Белые традиции, 2007. 320 с.
20. Нойманн Ф. Л. Бегемот. Структура и практика национал-социализма 1933-1944. СПб.: Владимир Даль, 2015. 591 с.
21. Туз А. Цена разрушения. Создание и гибель нацистской экономики. М.: Институт Гайдара, 2019. 864 с.
22. Buchheim С., Scherner J. The Role of Private Property in the Nazi Economy: The Case of Industry // The Journal of Economic History. 2006. Vol. 66. № 2. P. 390-416.
23. Шатилов А. Б. GR: что это такое и почему в нем возникает потребность у бизнеса? // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2011. № 1. С. 49-54.
24. Snyder L. L. Encyclopedia of the Third Reich. New York: Marlowe, 1998. 410 p.
25. Yee R. A State of Supervision: The Political Economy of Banking Regulation in Germany, 1900s-1930s // Business History Review. 2023. Vol. 97. Iss. 1. P. 93-125.
26. Möller H. Die Bayerische Vereinsbank zwischen Resistenz und Gleichschaltung 1933-1945 [Электронный ресурс] // Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte: [сайт]. 2015. Vol. 63. Iss. 1. URL: https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/vfzg-2015-0001/html (дата обращения: 10.09.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель. Анализ влияния трансгуманизма на социальные процессы и оценка перспектив и рисков, связанных с изменением человеческой природы под воздействием современных технологий.
Процедура и методы. Основным исследовательским методом выступил сравнительный анализ. Проведён анализ философских и социальных концепций трансгуманизма в сочетании с рассмотрением ключевых технологий, включая биопротезирование, крионику и искусственный интеллект, и их возможного влияния на общество.
Результаты. Определены потенциальные риски усиления социальной дифференциации и угроза утраты традиционных человеческих качеств в условиях внедрения трансгуманистических технологий.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в углублении понимания философских и этических аспектов трансгуманизма, что способствует разработке стратегий социального и правового регулирования технологических изменений.
Цель. Изучение сущности правосознания гражданина, его структурных компонентов и влияния уровня его развития на функционирование правового государства.
Процедура и методы. Исследование основано на историко-культурном, политико-правовом и психологическом анализе. Рассмотрены концепты «гражданин» и «правосознание» в западной и российской традициях, а также влияние конституционно-правовой политики на их формирование.
Результаты. Правосознание включает когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Недостаточный уровень его развития способствует правовому нигилизму, снижению доверия к государственным институтам и эффективности законодательства.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют разрабатывать меры по укреплению правовой культуры, улучшению правопорядка и обеспечению реализации прав граждан, что особенно важно для развития демократического общества.
Цель. Оценка методологического потенциала высказываний А. С. Хомякова для утверждения концепции Родины и патриотизма, соответствующей современному уровню развития общества и философии.
Процедура и методы. Ключевыми исследовательскими методами стали социально-философский, логико-философский и метод контекстного анализа. Проведено исследование трудов А. С. Хомякова, выявлена аргументация по основным аспектам концепции Родины и патриотизма, полученные результаты соотнесены с выводами современных исследователей
Результаты. Доказано, что труды А. С. Хомякова заложили основы рассмотрения Родины как общефилософской, а Отечества как социально-философской категории. Опора на его взгляды позволяет понять сущность патриотизма, доказать связь между патриотизмом и социальной справедливостью.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии потенциала наследия А. С. Хомякова как основы уточнения дефиниций понятий «Родина», «Отечество», «патриотизм» и укрепления их в общественном сознании.
Цель. Описать структуру и философские основания формирования феномена экологического сознания.
Процедура и методы. Изучение философской и научной литературы; обобщение и структурирование изученного материала; анализ и выявление внутренней логики искомых понятий.
Результаты. Проанализирован корпус текстов философского и научного содержания; обобщён и структурирован предшествующий опыт в вопросе описания феномена экологического сознания и определения соответствующего понятия; выявлена многогранность и комплексность феномена экологического сознания на политическом, социальном, экономическом, культурном и религиозном уровнях; определена перспектива развития экологического сознания общества в контексте расширения сферы политического и социо-экономического влияния политической экологии и экософии.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования уточняют понятие экологического сознания, описывают связь индивидуального экологического сознания и общества, определяют перспективы формирования экологического сознания у населения, а также могут использоваться в рамках практических рекомендаций для формирования экологического сознания политическими и социо-экономическими методами.
Цель. Проанализировать трансформацию человека, закономерно происходящую под воздействием набирающего обороты процесса цифровизации, рассмотреть особенности экзистенции и коммуникации человека в цифровом обществе.
Процедура и методы. В исследовании последовательно анализируются антропомерные проблемы эпохи цифровизации, в частности те из них, которые непосредственно затрагивают особенности экзистенции человека в реалиях цифрового общества, а также специфику коммуникации, осуществляемую им в условиях универсализации виртуализации. В исследовании используются традиционные методы – диалектический, компаративный, системный, анализ и синтез, исторический и логический методы, а также современные методы изучения цифровой среды и динамики входящих в её состав компонентов, включая методологию теории эволюции социальной коммуникации для выявления социально-исторической детерминации виртуальной коммуникации.
Результаты. В исследовании показано, что актуализация антропомерных проблем эпохи цифровизации связана с лавинообразной интеграцией цифровых технологий в жизнедеятельность общества. Под её воздействием человек меняется достаточно быстро. Встаёт проблема сохранения человека как биологического вида и социального существа. Всё популярнее становится идея наступления постчеловеческого будущего. Однако трансформация человека чаще всего оказывается его интенсивной деформацией и деградацией. Цифровизация требует от человека новых моделей поведения, новых навыков и ценностных приоритетов. У человека появляются новые стратегии поведения в профессиональной и в обыденной жизнедеятельности. Возникает новый тип бытия – виртуальная реальность. Виртуальное общение занимает всё больше времени у пользователя, способствуя его дистанцированию от реальной жизни. Императив виртуальности становится парадигмальным.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования связана с обсуждением в нём одной из существеннейших проблем современности – некритичного восприятия информации, доводимой до общества через медиатехнологии. Это ведёт к снижению когнитивных способностей человека, а общество становится объектом постоянных манипуляций. Благодаря этому реальная власть находится в руках элит, которые имеют возможность формировать и распространять нужную им информацию, контролируя информационно-коммуникационную среду. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нём выводы могут быть полезными человеку как пользователю, ведущему активный виртуальный образ жизни, являющемуся субъектом виртуальной коммуникации, и вместе с тем постоянным участником общественной жизни.
Цель. Проведение социально-философского исследования для выявления специфики современной Украины и её народа. Эта специфика существенно определяется особой «историей-судьбой» Украины, длительным упадком бывшей Киевской Руси – сломленностью после монгольского нашествия, государственной нереализованностью, невозможностью собирания восточнославянских земель и духовным принижением. Москва закономерно первенствовала и как государство, и как православная святыня.
Процедуры и методы. Использованы метод герменевтики и метод философской аналитики. Для реализации поставленной цели проанализирован в соответствии с заявленной проблемой ряд трудов известных русских мыслителей – Ф. М. Достоевского, И. А. Ильина, Н. А. Нарочницкой и других авторов.
Результаты. Достигнута новизна исследования, определяющаяся новым видением через выявление причин провала украинских государственно-строительных проектов: скудное политическое разумение и доктринёрская (националистическая) близорукость украинской политической элиты; игнорирование многовекового исторического и этнокультурного единства двух «не-противоположных» народов; самоидентификация украинского народа на основе символики украинского национализма и нацизма и узконационального нарциссизма. Дополнительно повлияли разрушительные и разъединяющие технологии Запада, сомнительная «украинская идея» (с ориентацией на Запад) и нерационально масштабированные украинские обиды. Результатом этого оказались непомерные анти-толерантность и русофобия значительной части украинского народа. В целом процесс заслуживает наименования «бандеровизации» народа, общества и государства Украины. Показано, что мысль Достоевского об «ошибках сердца», о «заражённом духе иногда даже во всей нации» уместна для понимания украинских процессов конца ХХ – начала ХХI вв. Показано, что термин И. А. Ильина «сверхнационализм» способен снова примирить «не-противоположные» народы, поскольку он утверждает и родину с национальной культурой, и бесценность духа и культуры любого другого народа – перед лицом Божиим. В заключение статьи выражена надежда на постепенное восстановление братского союза и блага восточнославянских народов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование продолжает православную и национально-патриотическую традицию понимания двух «не-противоположных народов» и стран – Украины и России. В современных условиях противостояния с коллективным Западом данная работа способствует осознанию национальной сущности и миссии двух народов, особенно украинского, укреплению традиционных ценностей.
Цель. В статье даётся характеристика основных трансформационных особенностей современных социальных взаимоотношений, связанных с коррозией идеи гуманизма, тенденцией потери человеком своей идентичности и отчуждением от своей сущности.
Процедура и методы. Работа выполнена на основе системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.
Результаты. Установлено, что новая социальная реальность неразрывно связана с цифровой революцией, которая не только породила идеи трансгуманизма, но и повлияла на практические изменения человека как биологического существа. Глубинные трансформации связаны с воздействием информации на сознание и память людей. Заменой реальных форм общения между людьми становится блогерство как общение с виртуальным искусственным субъектом.
Теоретическая и/или практическая значимость. Авторы статьи приходят к выводу, что современная социальная реальность – это становление цифрового человека и цифрового общества как проявление псевдогуманизма.
Цель. Оценка сущности философских осмыслений, пониманий и места Рене Декарта и Исаака Ньютона в становлении и развитии теории света.
Процедура и методы. При проведении исследования применялись методы компаративного анализа, исторический, диалектический подходы для реконструкции истории науки и философии.
Результаты. Приведены две гносеологические позиции в понимании теории света. Из экспериментов и суждений философов складывалась область знаний – физика. Декарт и Ньютон были философами и учёными, на новаторских идеях которых построена современная оптика, осуществляются конструирование и производство оптических приборов для всех сфер жизнедеятельности человека. Декарт в области естествознания занимался геометрической оптикой. Главным достижением Рене Декарта стало изложение закона о преломлении света. На основании сформулированного закона Декарт дал впервые правильное объяснение радуги. Благодаря Декарту появилась теория оптических приборов, а геометрическая оптика после Декарта стала отделом геометрии. Исаак Ньютон преодолел в практике научных исследований противоречие между эмпиризмом и рационализмом. Его наука опиралась на факты и опыт, он широко использовал в исследованиях математические методы и дедуктивный метод. Ньютон развил корпускулярную теорию света, открыл явление дисперсии света в призме.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в эпистемологию и методологическое основание философии науки и техники.
Издательство
- Издательство
- Просвет
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- Юр. адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- ФИО
- Кокоева Ирина Александровна (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@guppros.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5780094
- Сайт
- https://guppros.ru/