В статье рассматриваются причины кризиса доверия международным институтам: неспособность остановить кризисы и войны в современном мире, зависимость от США и проведение политика США как коллективной политики всех стран – участниц международных институтов, несправедливое распределение возможностей влияния стран на коллективные решения, работа с нелегитимными представителями разных стран, выборочная негативная маркировка отдельных стран и игнорирование фактора нарушения прав и свобод граждан в этих странах. Автор рассматривает кризис доверия международным институтам как возможность для России усилить и расширить свое влияние на формирование современного миропорядка путем создания новых и наращивания мощи уже имеющихся институтов, прежде всего, БРИКС. Основу статьи составил доклад, сделанный автором на международном симпозиуме «Соединенное Королевство – ЕС – Россия – Большой Ближний Восток» (февраль 2024 года, г. Братислава, Словакия).
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.56654/ROPI-2024-3(12)-180-193
При этом опыт разных стран показывает – куда бы не пришли западные силы, начинаются дестабилизации. Заметим, что в начале 2024 года (год масштабных многочисленных выборов в странах мира) эксперты Давосского Форума заранее заявляли, что выборы в некоторых странах приведут к плавной передаче власти, но в других случаях спорные результаты могут подорвать доверие граждан к своему правительству. Значит ли это, что в отдельных странах могут заранее готовиться дестабилизации, основанием которых станут сомнения в результатах выборов? В этом контексте вспоминается нынешняя ситуация в Грузии, где прозападные силы уже заранее сомневаются в результатах выборов и не отрицают подготовку массовых акций в случае победы партии «Грузинская мечта».
Список литературы
1. Алексаев С. С. (2022), Кризис международных институтов в современных условиях [International institutions crisis in modern conditions]. Международные отношения и общество. № 2-3. С. 6-13. EDN FZZENU.
2. Бордачев Т. (2020), Конец международных институтов [End of international institutions]. Россия в глобальной политике. URL: https://globalaffairs.ru/articles/konecz-institutov
3. Гласер М. А., Поляченков А. В. (2023), Политическая экспертиза украинского кризиса Немецким институтом международных отношений и безопасности: новые выводы о германской стратегической культуре [German Institute for International and Security Affairs’ political analysis of the Ukrainian crisis: new insights into German strategic culture]. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. № 2. С. 57-72. https://doi.org/10.20542/afij-2023-2-57-72. EDN RMFSRQ.
4. Зуев В. Н. (2009), Новые вызовы века для международных институтов: поиск выхода из кризиса [New challenges of the century for international institutions: searching for a way out of the crisis]. Глобальное экономическое регулирование: под редакцией В. Н. Зуева. Москва : ООО «Издательство МАГИСТР». С. 561-569. EDN VGRMHV.
5. Ларионова М. В., Киртон Д. (2020), Глобальное управление после кризиса COVID-19 [Global governance after COVID-19 pandemic crisis]. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Т. 15. № 2. С. 7-23. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2020-02-01. EDN CMEHNV.
6. Неймарк М. А. (2023), Кризисная геополитика: опыт и перспективы «мягкой силы» России [Crisis geopolitics: experience and prospects of Russia’s “soft-power”]. Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 323 с. ISBN 978-5-394-05424-2. EDN BPEOEC.
7. Прохоров А. Р. (2023), Кризис механизмов международных институтов [Crisis of international institutions mechanisms]. Политическая наука в меняющемся мире: новые практики и теоретический поиск : материалы Всероссийской конференции РАПН с международным участием, Москва, 01-02 декабря 2023 года. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН). С. 473-474. EDN NKYKTB.
8. Рахманин И. С. (2013), Кризис институтов глобального управления. Антироссийские настроения мира. Приоритеты Российской Федерации на международное сотрудничество [The crisis of global governance institutions. Global anti-Russian sentiments. The Russian Federation’s priorities for international cooperation]. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. Т. 3. № 4(04). С. 24-30. EDN RTPDAZ.
9. Россия и мир: диалоги - 2024. Силы притяжения [Russia and the World: Dialogue - 2024. Pull factors] (2024), Сборник материалов VIII Международной научно-практической кон- ференции, Москва, 23-24 мая 2024 года. Москва: Изда- тельский дом «Проект Медиа Групп». 560 с. ISBN 978-5-7151- 0643-8. EDN CBWXYU.
10. Mearsheimer, J. (1994), The False Promise of International Institutions. International security. No. 3. pp. 5-49. (In English)
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья содержит анализ политико-правовых основ взаимодействия власти и оппозиции. По мнению автора, в настоящее время в Российской Федерации развиваются процессы осмысления путей развития демократии, укрепления парламентаризма, плюрализма идей, позиций, взглядов и мнений. Оппозиция рассматривается как необходимая составляющая политического процесса. Однако в актуальных условиях возникает проблема выстраивания взаимоотношений между властью и оппозицией, представленной физическими лицами, политическими партиями и некоммерческими организациями. Для развития конструктивной оппозиции необходимо наладить каналы взаимодействия власти и оппозиционных сил, определить способы взаимодействия власти и оппозиции, изучить влияние оппозиции на гражданское общество, принять меры законодательного характера для совместного конструктивного решения проблем, стоящих перед государством и обществом. В статье предлагаются практические рекомендации по совершенствованию коммуникации между властью и оппозиционными силами.
Статья содержит размышления автора над сущностью политической власти. Рассматриваются ее проявления в трех фазах: завоевание, реализация и удержание власти. Анализируется сложный вопрос сопряжения властвования (по сути, насилия) с совестью и моралью. Авторский подход отличается сочетанием научной парадигмы, основанной на позитивизме, и теологической парадигмы. По мнению автора, длительное время формировавшиеся моральные традиции с присущим людям моральным божественным императивом безусловно влияли на поведение представителей власти. Но по-настоящему совесть пришла к власти вместе с верой, когда отношение к людям стало отношением с Богом. В статье дается определение таким понятиям, как «власть», «совесть», «менталитет», «идеология». Утверждается, что сопряжение этих понятий в практике политического управления возможно, если власть учитывает ментальные поля народонаселения и имеет совесть – комплексное чувство опережающего переживания за возможные последствия (включая Божью кару) своих поступков.
Социальные отношения представлены движением интересов и потребностей соответствующих групп, слоев населения, которые неизбежно вступают в противоречия, носящие характер диалектических. Их грамотная артикуляция является важной задачей власти, что составляет одну из ее сущностных характеристик. Целью статьи является вскрытие основных противоречий, лежащих в основе трех этапов властных отношений с точки зрения механизмов формирования внутренней политики и принятия соответствующих политических решений, в том числе - по стратегическому планированию и целеполаганию. Для достижения этой цели автор использует диалектический метод как один из способов мышления при рассмотрении и снятии противоречий. С помощью законов материалистической диалектики автор рассматривает с политико-философской точки зрения основные факторы, которые необходимо учитывать в административно-политической деятельности.
В академической среде используется множество методик оценки мотива власти - коллективного и внутреннего (личностного). В то же время, всё меньше уделяется внимания вопросу самого феномена власти с эпистемологической и онтологической стороны. В статье рассмотрены различные подходы к анализу феномена власти, приводятся доказательства того, что власть, в первую очередь, имеет социальное основание, а мотив расширения власти является внутренним двигателем деятельности человека. С целью формирования чётких дефиниций, связанных со столь сложным феноменом, выявилась необходимость интегрировать представления о власти множества авторов. Однако из-за широты понятия власти, его сложно свести к одному простому определению. Читатель должен понимать неосуществимость полного охвата в рамках одной научной статьи всех аспектов, связанных с феноменом власти. Одной из целей, преследуемых в данной работе, является возрождение дискуссии об основаниях понятий власти и властных отношений.
Стремление к власти представляет собой значимый объект научно-практического исследования в разных отраслях гуманитарного знания. В статье представлен обзор философских, психологических, политологических и социологических подходов относительно стремления к власти. Анализ стремления к власти обеспечивает понимание фундаментальных аспектов политической деятельности, механизмов формирования структур власти и их воздействия на общество. Через обзор терминологических и содержательных подходов к интерпретации власти на протяжении разных исторических периодов авторы предлагают к рассмотрению классификацию интересов к власти в сфере политико-правового управления. Авторы предлагают многоаспектный подход к анализу стремления к власти, что может открыть возможности для более глубокого понимания соотношения власти и человеческой природы, власти и социокультурных процессов, а также для разработки стратегий управления и развития, основанных на учете различных мотиваций и потребностей личности и общества.
Данная статья посвящена выявлению и характеристике вклада сербского интеллектуального деятеля Михайло Михайлова в философскую мысль Восточной Европы. Ключевой чертой его философских воззрений стал антропоцентризм, противостоящий обеим конкурирующим идеологиям периода Холодной войны, предлагающий вернуться к концепции всеединства, свойственной русской философской школе в лице В. Соловьева. Статья показывает, что, в условиях политического противоборства коммунистической и капиталистической систем, для философских мыслителей оставался путь неприсоединения к идеологическим альянсам и сохранения своей самобытности в эпоху постнационализма. Актуальность обращения к философии М. Михайлова обусловлена также современным антагонизмом крупных внешнеполитических сил в Восточной Европе (НАТО и Россия).
Статья содержит анализ истории взаимоотношений институтов власти и религии и раскрывает системные взаимосвязи этих сфер общественной жизни. Несмотря на существование формулы невмешательства в дела друг друга, власть и религия постоянно пытались и пытаются влиять друг на друга. Автор говорит о цикличности конкуренции и сотрудничества власти и религии на протяжении тысячелетий, о проникновении религии в ценностные ориентиры власти, ее идеологические основы, о роли религии в легитимизации власти, о значении религии в трудные периоды российской государственности. Описаны исторические периоды, когда десакрализация общественной и политической жизни сменялась религиозностью, и наоборот. По мнению автора, светская власть отвечает за внешнее благополучие людей, в то время как религия отвечает за внутренний, духовный мир человека. Автор вводит понятие державности как способности человека удерживать на своем участке духовного фронта приход зла, что является одним из факторов мира и общественного согласия. Именно державностью, служением, самоотдачей и ответственностью должны обладать представители современной российской политической элиты. Статья содержит анализ исторических и религиозных источников, многочисленных примеров из истории России и Европы, аргументирующих позицию автора.
Статья представляет собой вступительное слово главного редактора журнала “Россия: общество, политика, история” Комлевой Валентины Вячеславовны
Издательство
- Издательство
- ФМИ
- Регион
- Россия, Сыктывкар
- Почтовый адрес
- 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Оплеснина, д. 4
- Юр. адрес
- 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ГСП-2, ул. Коммунистическая, 24
- ФИО
- Сивков Виктор Николаевич (Директор)
- E-mail адрес
- svn@ipm.komisc.ru
- Контактный телефон
- +7 (821) 2391451