Обосновано, что конфликтная компетентность обладает признаками коммуникативной компетентности: сложностью структурной организации; связанностью с уровневыми характеристиками творческого мышления. Обосновано, что процесс творческого решения конфликтной ситуации характеризуется преобладающим надситуативным уровнем мышления. Описано содержание дополнительной профессиональной образовательной программы«Профилактика межэтнических конфликтов», разработанной с целью совершенствования у педагогов компетентности в области поликультурного образования. Представлен проект «Как развивать толерантность педагога», разработанный участниками программы.
Идентификаторы и классификаторы
Возникающие в школьной жизни сложные ситуации требуют от современного педагога владения адекватными способами разрешения конфликтов, особенно с напряженным межэтническим содержанием. По мнению Ю. Н. Емельянова, задача состоит в том, чтобы снизить субъективизм понимания человеком межличностных ситуаций [Емельянов, 1990, с. 166].
Список литературы
1. Алексеев Н. Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании / под ред. И. Н. Семенова, Т. Г. Болдиной. М.: ИРПТиГО, 2003. С. 50-64.
2. Ангеловски К. Учителя и инновации: кн. для учителя / пер. с макед. В. П. Диденко. М.: Просвещение, 1991. 156 с.
3. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с. EDN: RXYNVL
4. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. C. 11-17. EDN: PYRBYX
5. Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде / И. А. Баева, Е. Б. Лактионова, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 94. С. 7-15. EDN: ABZXIX
6. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: как ее создать и измерить // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. науч. ст. / отв. ред. В. И. Панов. М.: Психол. ин-т РАО; Курск: Унив. книга, 2020. С. 280-284.
7. Башкин М. В. Конфликтная компетентность личности: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 242 с. EDN: QEIJLL
8. Дружинин В. Н. Метафорические модели интеллекта // Творчество в искусстве - искусство творчества / под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука: Смысл, 2000. С. 171-185.
9. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. … д-ра психол. наук. Л., 1990. 403 с.
10. Кашапов М. М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогической проблемной ситуации: автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1989. 16 с. EDN: VNXGGF
11. Кашапов М. М. Психологические основы решения педагогической ситуации: учеб. пособие. Ярославль: Изд-во Ярослав. ун-т им. П. Г. Демидова, 1992. 83 с. EDN: VLBBKF
12. Кашапов М. М. Психология творческого мышления: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. 434 р. EDN: XVORQL
13. Кашапов М. М., Кашапов А. С. Формирование профессионального творческого мышления: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 124 с.
14. Кашапов М. М., Боярова Е. С. О творческом сотрудничестве // Образовательная панорама. 2015. № 2 (4). С. 119-123. EDN: SLMFPB
15. Кашапов М. М., Боярова Е. С. Психолого-педагогические основы сопровождения инновационного проектирования в образовательной деятельности родителей // Образовательная панорама. Научно-методический журнал. 2021. № 1 (15). С. 77-85. EDN: IZAAIE
16. Кашапов М. М., Боярова Е. С. Развитие профессионального потенциала педагога-психолога в работе с одаренными детьми // Образовательная панорама. 2023. № 2 (20). С. 78-82. EDN: FFWZJQ
17. Кашапов М. М., Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации субъекта. Ярославль: Ярослав. ун-т им. П. Г. Демидова, 2018. 392 с.
18. Киселева Т. Г. Социально-психологические особенности уровневых характеристик профессионального педагогического мышления в процессе оценивания: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 1999. 154 с. EDN: NLPOYH
19. Коточигова Е. В. Психологические особенности творческого педагогического мышления: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 162 с. EDN: NLYREP
20. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2. С. 100-109. EDN: OJWQMV
21. Панов В. И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.; СПб.: Психол. ин-т РАО: Нестор-История, 2014. 304 с.
22. Поташник М. М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: пособие для учителя. Киев: Рад. шк., 1988. 189 с.
23. Пошехонова Ю. В. Метапознание и профессиональное педагогическое мышление преподавателя высшей школы // Педагогика и психология: теория и практика. 2018. № 3 (11). С. 17-23. EDN: YUROMX
24. Профилактика межэтнических конфликтов в образовательной организации: учеб.-метод. пособие / под ред. И. В. Серафимович, Г. В. Куприяновой. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. 154 с.
25. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс: Универс, 1994. 479 с.
26. Савельев А. Инновационное образование и научные школы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2000. № 5. С. 18.
27. Серафимович И. В. Особенности прогнозирования в структуре профессионального педагогического мышления: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 252 с. EDN: NMATEV
28. Софьина В. Н. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности в проектной деятельности с использованием интерактивных технологий // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4 (ч. 1). С. 201-211. EDN: XUXFYJ
29. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с. EDN: YQCMMA
30. Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: дис. … д-ра психол. наук. Кострома, 2014. 540 с. EDN: TGASRJ
31. Чернецкая Н. И. Творческое мышление как высшая форма мышления // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 2. С. 225-230. EDN: KHMXMF
32. Чернецкая Н. И. Творческое мышление и творчество: к проблеме соотношений понятий // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 1. С. 6-10. EDN: RXNHWR
33. Чернецкая Н. И. Творческое мышление школьников как интегральный психологический феномен: автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб., 2015. 50 с. EDN: ZPOIGL
34. Чернецкая Н. И. Психология творчества: общепсихологический, возрастной и педагогический аспекты: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016. 196 с. EDN: WJHJUR
35. Чернявская В. С. Метакогнитивная компетентность в проектной деятельности студентов информационно-технологических направлений. Владивосток: Изд-во ВВГУ, 2023. 133 с. EDN: THZHIB
36. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 176 с. EDN: OFJKFI
37. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019. С. 272-281. EDN: BHGICT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Дается положительная оценка вклада В. Л. Пляшкевича в когнитивные науки о становлении образного мира ребенка как основы многоуровневых психических процессов. Отмечается, что монография посвящена происхождению образа-алгоритма - бессознательного кода действия на основе базовых манипуляций с предметами физического мира: приблизить и удалить (отдалить), соединить и разделить, объединить и разъединить, разрушить и сохранить. Утверждается, что предлагаемый автором подход можно назвать теорией об элементарных началах субъективного мира, имеющих в основе конкретные действия с предметами, зрительно и проприоцептивно воспринятыми и запечатленными с помощью генетически заложенных нейронных механизмов. Делается вывод, что работу В. Л. Пляшкевича можно рассматривать в качестве концептуальной основы междисциплинарных психолого- антропологических и психофизиологических исследований.
Изучаются психологические аспекты, связанные с внутренним состоянием актера во время сценической игры и влиянием на него различных психических процессов. В результате исследования было выявлено, что функциональное состояние актеров претерпевает значимые изменения при представлении ими эмоциональных ситуаций, различных по близости к личному опыту и валентности эмоции. При этом изменения функционального состояния неактеров являются статистически достоверными только при воспоминании, но не при воображении эмоциональных ситуаций. Исходя из этого, делается вывод, что значимое изменение функционального состояния в ответ на воображаемые эмоциональные обстоятельства является специфическим для профессиональной деятельности актера.
Изучается общая, межличностного и партнерского доверия у наставников и их подопечных (подростков-сирот) на этапе шестимесячной реализации программы наставничества. Выявлено, что у наставников на констатирующем этапе реализации программы наставничества на среднем уровне выражены все виды доверия, а у подопечных - на низком уровне, т. е. е. показатели обозначенных видов доверия, стабильная награда вышестоящих наставников. На контрольном этапе установлено, что шестимесячная реализация части программы индивидуального наставничества обеспечивает повышение партнерской безопасности у сопровождающих, а также межличностного и партнерского доверия в подопечных.
Исследуется иерархия компонентов идентичности студентов в условиях постоянно изменяющейся определяющей картины мира. Реализуется конструктивистский подход к идентичности как к многомерной системе, состоящей из ядерных и периферических элементов. Показано, что идентичность студентов включает в себя семейно-ролевые и профессиональные компоненты. Установлено, что студенты придают большее значение своей внешней социальной среде, чем гражданским, этническим и региональным факторам, что может быть подчинено принципам эмоционально-ценностного и поведенческого компонента гражданской идентичности, а также негативными направлениями тенденций, ослабляющими этническую и региональную идентичность.
Исследуются характеристики, свойственные как наркозависимым, так и игроманам: высокая степень непринятия себя, самообвинение, восприятие отношения других людей к себе как негативного, низкий уровень самоуважения и аутосимпатии. Комплексный анализ результатов эмпирического исследования показал, что для самоотношения лиц с наркотической зависимостью характерно ожидание негативного отношения к себе со стороны окружающих; непринятие себя; ощущение отдалённости от собственных переживаний, мыслей, чувств; неспособность осознать себя как личность. Для игроманов же свойственны колебания в самооценке, повышенный уровень самоуважения, низкий уровень самопонимания. Делается вывод, что лица с наркотической зависимостью имеют более существенные изменения в самоотношении, чем лица с игровой зависимостью.
Изучаются особенности аномии как формы отчуждения современных русских, склонных к творческой деятельности женщин. В результате проведенного исследования было установлено, что передача аномии, а также ее параметры (бессмысленности, работоспособности и аномалии) соответствует нормальному; уровень аномии меняется во времени; уровень аномии имеет положительные связи с внутренней конфликтностью, одиночеством, самообвинением, экстернальностью и макиавеллизмом, отрицательные связи с самоуверенностью, саморуководством, репрезентативным самоотношением, интернальностью и самоценностью; бессмысленность, изоляция и безнормальность имеют положительные связи с внутренней конфликтностью, самообвинением, одиночеством, экстернальностью, макиавеллизмом, отрицательными связями с самоуверенностью, саморуководством, репрезентативным самоотношением, интернальностью.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru