Cтатья посвящена анализу бронзовых перстней так называемого птолемеевского типа, на щитках которых представлены преимущественно женские портреты. Рассматриваемые перстни происходят главным образом из Северного Причерноморья, прежде всего с территории Боспорского царства. На примере анализа и сопоставления портретов на монетах и перстнях предлагаются атрибуции изображений на перстнях как портретов Арсинои II, Береники II и Арсинои III, а также мужских портретов, которые некоторыми исследователями определялись как изображения Птолемея II и Птолемея III. Анализируются особенности географического распределения находок перстней и хронология погребальных контекстов, в которых перстни были найдены. В заключение рассматриваются проблемы интерпретации перстней, которые могли бы объяснить высокую концентрацию их находок в Северном Причерноморье и особенно на территории Боспорского царства.
Идентификаторы и классификаторы
На сегодняшний день не существует единого каталога таких перстней. Попытку сделать такой список Т. Шрайбером в 2015 г., в который включено 84 птолемеевских перстней из бронзы, кости, стекла и мрамора, больше двух третей которых (54) представляют перстни из бронзы, примерно в равных долях представленные изображения в технике инталии и в рельефе1, вряд ли можно признать удачной, т. к. автору из русскоязычной литературы были известны лишь работы О. Я. Неверова2, и соответственно было учтено лишь около половины известных на сегодняшний день находок с точным происхождением и археологическими контекстами (см. ниже). Кроме того, опубликовано лишь два из 163 птолемеевских перстня из собрания Керченского музея, при этом один из них происходит из известного контекста4. Группа неопубликованных до сих пор птолемеевских перстней хранится и в собрании Государственного исторического музея в Москве5. Мне известно также довольно много перстней (как минимум 15, из которых 12 – с рельефными изображениями), проходивших в последние годы на аукционах или хранящихся в частных собраниях, которые также не включены в список Шрайбера, хотя он и упоминает 14 неопубликованных бронзовых перстней с женскими портретами в рельефе из частных собраний, которые рассматриваются в неопубликованной магистерской работе в Университете Бонна6.
Список литературы
1. Абрамзон, М.Г., Кузнецов, В.Д. 2015: Монетные клады времени Митридата VI Евпатора с хоры Фанагории (Фанагория. Результаты археологических исследований 3). М. EDN: UEMFIP
2. Арсентьева, Е.И., Горская, О.В. 2019: Античные ювелирные изделия из частных собраний.Кольца и перстни. Каталог коллекции. СПб.
3. Беглова, Е.А. 2010: Государственный музей Востока. Позднеэллинистический и римский периоды. В сб.: Г.М. Бонгард-Левин, В.Д. Кузнецов (ред.), Античное наследие Кубани. Т. III. М., 410-422.
4. Беглова, Е.А., Эрлих, В.А. 2018: Меоты Закубанья в сарматское время. По материалам Тенгинского грунтового могильника. М.
5. Быковская, Н.В., Трейстер, М.Ю. 2024: Бронзовые перстни птолемеевского типа из собрания Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. ДБ 29 (в печати).
6. Виноградов, Ю.А. 2017: Об элите Боспора и не только. В сб.: В.Н. Зинько (ред.), Элита Боспора Киммерийского: традиции и инновации в аристократической культуре доримского времени (БИ 34). Керчь, 3-24.
7. Виноградов, Ю.А. 2019: Традиции и инновации в аристократической культуре Боспора доримской эпохи. БИ XXXVIII, 3-16.
8. Грач, Н.Л. 1984: Открытие нового исторического источника в Нимфее. ВДИ 1, 81-88.
9. Завойкин, А.А. 2010: Архаический, классический и эллинистический периоды (VI-II вв. до н.э.). В сб.: Г.М. Бонгард-Левин, В.Д. Кузнецов (ред.), Античное наследие Кубани. Т. II. М., 12-78. EDN: SIJMEN
10. Завойкин, А.А. 2017: Металлические украшения и другие предметы из металла в святилище Деметры и Коры (“Береговой 4”). КСИА 249, 231-249.
11. Зелiнський, А.Л. 2020: Перснi“птолемеївськоготипу“ i Пiвнiчне Причорномор’я: виняток чи правило? Схiдний свiт, 1, 5-20.
12. Кат. Майкоп 2014: Эрлих, В. Р. Древности “долины яблонь”. М.
13. Кат. Москва 2017: Кузнецов, В.Д., Толстиков, В.П. (ред.), Пантикапей и Фанагория. Две столицы боспорского царства. М.
14. Кат. Москва 2019: Никулин, П.А., Садекова, С.Х., Тугушева, О.В. Античное собрание семьи Карисаловых. М.
15. Кат. Ст. Петербург 2007: А.А. Трофимова (ред.), Александр Великий. Путь на Восток. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. СПб.
16. Коровина, А.К. 1987: Перстни из некрополей Фанагории и Тирамбы. СГМИИ 8, 137-148.
17. Краснодубец, Е.М. 2018a: О двух находках из раскопок в IX квартале. В сб.: Т.Ю. Яшаева, В.В. Майко (ред.), Археология античного и средневекового города. Сборник статей в честь Станислава Григорьевича Рыжова. Севастополь, Калининград, 105-109. EDN: YRGMJN
18. Краснодубец, Е.М. 2018б: Эллинистические египетские перстни-печати и их оттиски из Херсонеса Таврического и его хоры. В сб.: В.Ю. Зуев, В.А. Хршановский (ред.), Боспорский феномен. Общее и особенное в историко-культурном пространстве античного мира. Ч. 2. СПб, 105-112. EDN: VQPBZH
19. Краснодубец, Е.М. 2018в: Эллинистические египетские перстни-печати и их оттиски из Херсонеса Таврического и его хоры. Постер. [Электронный ресурс]. - Код доступа: https://www.academia.edu/37894020/Эллинистические_египетские_перстни_печати_и_их_оттиски_из_Херсонеса_Таврического_и_его_хоры_Боспорский_феномен_Общее_и_особенное_в_историко_культурном_пространстве_античного_мира_СПб_2018. EDN: VQPBZH
20. Ладынин, И.А. 2007: Еще раз о перстнях “птолемеевского типа” из Северного Причерноморья: к возможной интерпретации в свете внешней политики эллинистического Египта в III в. до н.э. ДБ 11, 235-252. EDN: TTOMSH
21. Лимберис, Н.Ю., Марченко, И.И. 1997: Античные погребения из курганов в окрестностях Фанагории. В сб.: Понтийские греки. Краснодар, 46-57.
22. Лимберис, Н.Ю. Марченко, И.И. 2007: Античные погребения из курганного некрополя у поселения “Виноградное 7” в окрестностях Фанагории. В сб.: В.Ю. Зуев (ред.), Боспорский феномен: Сакральный смысл региона, памятников, находок: материалы международной научной конференции. Ч. 1. СПб, 229-236.
23. Лимберис, Н.Ю., Марченко, И.И. 2010: Новые материалы из раскопок курганного некрополя у поселения Виноградное-7 на Тамани. В сб.: А.А. Масленников, Н.А. Гаврилюк, А.А. Завойкин (ред.), ΣΥΜΒΟΛΑ. Античный мир Северного Причерноморья. Новейшие находки и открытия. 1. М.-Киев, 152-163.
24. Литвиненко, Ю.Н. 1991: Птолемеевский Египет и Северное Причерноморье в III в. до н.э. ВДИ 1, 12-26.
25. Максимова, М.И. 1958: Фрагмент костяного перстня из Ольвии. СА 28, 248-255.
26. Медведев, А.П. 2009: Новые материалы по истории и культуре античной Фанагории (из раскопок Восточного некрополя в 2005-2007 гг.). Nortia VI, 146-170. EDN: RYMXFX
27. Медведев, А. П. Эллинистические погребения Восточного некрополя Фанагории (раскопки 2005-2007 гг.) / А. П. Медведев // Российская археология. - 2014. - № 3. - С. 123-139. EDN: STKZKH
28. Мировое наследие Европейского Боспора 2017: Мировое наследие Европейского Боспора. Коллекции Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. Каталог. Керчь-Симферополь.
29. Молев, Е.А. 1994: Боспор в период эллинизма. Нижний Новгород.
30. Неверов, О.Я. 1974: Группа эллинистических бронзовых перстней в Собрании Эрмитажа (к вопросу о времени проникновения египетских культов в Северное Причерноморье). ВДИ 1, 106-115.
31. Неверов, О.Я. 1976: Портретные геммы и перстни из Северного Причерноморья. Труды Государственного Эрмитажа 17, 166-183.
32. Неверов, О.Я. 2010: Государственный Эрмитаж. Глиптика. В сб.: Г.М. Бонганд-Левин, В.Д. Кузнецов (ред.), Античное наследие Кубани III. М., 264-275.
33. ОАК за 1873 г. 1876: Отчет императорской археологической комиссии за 1873 г. СПб. Писаревский, Н.П. 2020: Октэра “Изида” (к исторической интерпретации иконографического памятника III в. до н. э. из боспорского города Нимфея). Via in tempore. История. Политология 47 (3), 455-471. EDN: RCOQRT
34. Соколова, О.Ю. 2004: Комплекс находок эллинистического времени из Нимфея (раскопки 1984 г.). В сб.: Е.Н. Ходза (ред.), Эллинистические штудии в Эрмитаже. Сборник статей. К шестидесятилетию Михаила Борисовича Пиотровского. СПб, 175-185.
35. Сокольский, Н.И. 1976: Таманский толос и резиденция Хрисалиска. М.
36. Сударев, Н.И. 2017: Погребения некрополя Виноградный-7. Краснодарский край, Темрюкский район. В сб.: А.В. Энговатова (ред.), Города, поселения, некрополи. Раскопки 2016 г. (Материалы спасательных археологических исследований 19). М., 182-189. EDN: UUKOIC
37. Тонкова, М. 2017: Бронзов пръстен с портрет на птолемейска царица от колекцията на Националния археологически музей в София. В сб.: Х. Попов, Ю. Цветкова (ред.), KRATISTOS. Сборник в чест на професор Петър Делев. София, 553-561.
38. Тохтасьев, С.Р. 2006: К политической истории Боспора III в. до н.э. ДБ 10, 416-428.
39. Тохтасьев, С.Р. 2011: Греческий язык на Боспоре: общее и особенное. В сб.: В.Ю. Зуев (ред.), Боспорский феномен. Население, языки, контакты. СПб, 673-682. EDN: SWOUTL
40. Трейстер, М.Ю. 1985: Боспор и Египет в III в. до н.э. ВДИ 1, 126-139.
41. Трейстер, М.Ю. 1992: Бронзолитейное ремесло Боспора. В: Д.Ю. Молок (ред.), Археология и искусство Боспора (СГМИИ X). М., 66-110.
42. Трейстер, М.Ю. 2022а: Проблемы атрибуции портретов на перстнях “птолемеевского типа”. В сб.: В.Н. Зинько, Е.А. Зинько (ред.), XXIII Боспорские чтения “Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Сакральное и материальное”. Симферополь-Керчь, 322-335. EDN: TGQRBV
43. Трейстер, М.Ю. 2022б “Птолемеевские” перстни на Боспоре и в варварском хинтерланде (распределение, хронология, контексты находок). В сб.: В.А. Хршановский (ред.).
44. “Большие и малые города Боспорского царства”. Круглый стол, посвященный 75-летию Евгения Александровича Молева. Материалы международной научной конференции. СПб, 281-287.
45. Финогенова, С.И. 2001: Группа бронзовых эллинистических перстней из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. ВДИ 2, 164-167.
46. Финогенова, С.И. 2010: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Античные древности Таманского полуострова. В сб.: Г.М. Бонгард-Левин, В.Д. Кузнецов (ред.), Античное наследие Кубани III. М., 356-379.
47. Эрлих, В.Р. 2017: Два богатых эллинистических погребения из могильника Псенафа. Scripta antiqua VI, 13-44.
48. Alföldy-Rosenbaum, E. 1980: Ruler Portraits on Roman Game Counters from Alexandria. In: I. Jucker, R.S. Stucky (Hrsg.), Eikones: Studien zum griechischen und römischen Bildnis. Hans Jucker zum 60. Jahrestag gewidmet (Beiheft zur Halbjahresschrift Antike Kunst 12), Bern, 29-39.
49. Archibald, Z.H. 2007: Contacts between the Ptolemaic Egypt and the Black Sea in the Early Hellenistic Age. In: V. Gabrielsen, J. Lund (eds.), The Black Sea in Antiquity: Regional and Interregional Economic Exchanges (BSS 6). Aarhus, 253-272.
50. Avram, A. 2003: Antiochos II Théos, Ptolémée II Philadelphe et la mer Noire. CRAI 147.3, 1181-1213.
51. Avram, A. 2007: L’Égypte lagide et la mer Noire: approche prosopographique“. In: La Méditerranée d’une rive à l’autre culture classique et cultures périphériques. Actes du 17ème colloque de la Villa Kérylos à Beaulieu-sur-Mer les 20 & 21 octobre 2006 (Cahiers de la Villa Kérylos 18). Paris, 127-153.
52. Bailey, D.M. 2008: Catalogue of the Terracottas in the British Museum. Vol. 4. Ptolemaic and Roman Terracottas from Egypt. London.
53. Berges, D. 1997: Die Tonsiegel aus dem karthagischen Tempelarchiv. In: F. Rakob (Hrsg.), Die Deutschen Ausgrabungen in Karthago (Karthago II). Mainz, 10-214.
54. BMC 6: Poole, R.S. Catalogue of the Greek Coins. The Ptolemies, Kings of Egypt (A Catalogue of the Greek Coins in the British Museum VI). London, 1883.
55. Boardman, J. 2001: Greek Gems and Finger Rings. Early Bronze Age to Late Classical2. London.
56. Boardman, J., Vollenweider, M.-L. 1978: Ashmolean Museum. Oxford. Catalogue of the Engraved Gems and Finger Rings. I. Greek and Etruscan. Oxford.
57. Bounni, A. 1979: La quatrième campagne de fouilles (1978) à Ras Ibn Hani. Lumières nouvelles sur le royaume d’Ugarit, les Peuples de la Mer et la ville hellénistique. CRAI 123.2, 277-294.
58. Boussac, M.-F., Starakis, P. 1998: La collection de bagues, intailles et camées gréco-romains du Musée d’Alexandrie. In: J.-Y. Empereur (ed.), Commerce et artisanat dans l’Alexandrie hellénistique et romaine. Actes de la Table Ronde organisée par le CNRS, le Laboratoire de Céramologie de Lyon et l’EFA, Athènes, 10-12 octobre 1988. (Bulletin de Correspondance Hellénique Suppl. 33). Athènes, 159-164.
59. Bricault, L. 2020: Isis Pelagia: Images, Names and Cults of a Goddess of the Seas (Religions in the Graeco-Roman World 190). Leiden-Boston.
60. Budde, L. 1987: St. Pantaleon von Aphrodisias in Kilikien. Recklinghausen.
61. Butz, P.A. 2017: The Bronze Head of Arsinoë III in Mantua and the Typology of Ptolemaic Divinization on the Archelaos Relief. In: A. Spinelli, K. Lapatin, J.M. Daehner (eds.), Artistry in Bronze: The Greeks and Their Legacy XIXth International Congress on Ancient Bronzes. Los Angeles, 46-56.
62. Cat. Amsterdam 2010: The Immortal Alexander the Great. The Myth. The Reality. His Journey. His Legacy. Amsterdam.
63. Сat. London 2001: S. Walker, P. Higgs (eds.), Cleopatra of Egypt. From History to Myth. London.
64. Cat. Milan 1984: E.H. de Juliis (ed.), Gli ori di Taranto in età ellenistica. Milan.
65. Cat. New York 2016: C.A. Picón & S. Hemingway (eds.), Pergamon and the Hellenistic Kingdoms of the Ancient World. New York-New Haven.
66. Chacheva, M. 2021: Aegyptiaca Pontica: Old and New Evidence from the West Pontic Coast. In: M. Manoledakis (ed.), Peoples in the Black Sea Region from the Archaic to the Roman Period. Proceedings of the 3rd International Workshop on the Black Sea in Antiquity held in Thessaloniki, 21-23 September 2018. Oxford, 95-104.
67. Charbonneaux, J. 1958: Sur la signification et la date de la Tasse Farnèse. Monuments et mémoires de la Fondation Eugène Piot 50, 85-103.
68. CR St. Petérsbourg 1873 г. 1876: Compte rendu de la Commission Impériale Archéologique: pour l’année 1873. Saint Petersburg.
69. Dan, A. 2011: La Mer Noire et le Levant ancien: quelques domaines d’enquête. Rivista di Studi Fenici XXXI.2, 211-258.
70. Demargne, P. 1958: Xanthos. Fouilles de Xanthos. I. Les piliers funéraires. Paris.
71. de Ridder, A. 1924: Musée du Louvre. Département des antiquités grecques et romaines Catalogue sommaire des bijoux antiques. Paris.
72. Erath-Koiner, G. 2003: Weibliche Schönheit und männlicher Siegerstolz. Berenike II. und ein Athletenbildnis aus dem hellenistischen Zypern. In: V. Karageorghis, S. Rogge (eds.), Junge zyprische Archäologie. Symposium Berlin, 6. April 2002. Münster, 105-116.
73. Erim, K.T. 1967: De Aphrodisiade. AJA 71.3, 233-243.
74. Furtwängler, A. 1900: Die antiken Gemmen. Geschichte der Steinschneidekunst im klassischen Altertum. Bde. I-III. Berlin-Leipzig.
75. Gabunia, A. 2022: Portraits of Ptolemaic Queens from Museums in Georgia. Gemmae.International Journal on Glyptic Studies 4, 17-28.
76. Galbois, E. 2018: Images du pouvoir et pouvoir de l’image. Les “médaillons-portraits” miniatures des Lagides (Scripta antiqua 113). Bordeaux.
77. Gardner, E.A. 1888: Naukratis. Pt II (Sixth Memoir of the Egypt Exploration Fund). London.
78. Gerring, B. 2000: Sphragides. Die gravierten Fingerringe des Hellenismus (British Archaeological Reports Int. Ser. 848). Oxford.
79. Gkikaki, M. 2011: Die weiblichen Frisuren auf den Münzen und in der Großplastik zur Zeit der Klassik und des Hellenismus. Diss. Universität Würzburg. Würzburg.
80. Glomb, T., Mertel, A., Pospíšil, Z, Stachoň, Z., Chalupa, A. 2018: Ptolemaic military operations were a dominant factor in the spread of Egyptian cults across the early Hellenistic Aegean Sea. PLoS ONE 13(3), e0193786.
81. Gorrini, M.E. 2006: Un ritratto di Arsione III a Palazzo te a Mantova: alcune considerazioni. Numismatica e antichità classiche 35, 221-237.
82. Grabowski, T. 2014: The Cult of the Ptolemies in the Aegean in the 3rd Century BC. ELECTRUM 21, 21-41.
83. Grabowski, T. 2020: The Activity of Ptolemy II’s Fleet in the Aegean Sea. ELECTRUM 27, 131-148. EDN: CNXDNT
84. Grač, N. 1987: Ein neu entdecktes Fresko aus hellenistischer Zeit in Nymphaion bei Kertsch. In: Skythika. Vorträge zur Entstehung des skytho-iranischen Tierstils und zu Denkmälern des Bosporanischen Reichs anläßlich einer Austellung der Leningrader Ermitage in München 1984 (Bayerische Akademie dder Wissenschaften, Philisophisch-Historische Klasse, Abhandlungen, Neue Folge 98). München, 87-95.
85. Grzybek, E. 1989: Die griechische Konkubine und ihre “Mitgift” (P.Eleph. 3 und 4). ZPE 76, 206-212.
86. Guichard, C., Savoy, B. 2018: Acquiring Cultures and Trading Value in a Global World. In: B. Savoy, C. Guichard, C. Howald (eds.), Acquiring Cultures. Histories of World Art on Western Markets. De Gruyter, 1-8.
87. Hill, M. 2019: Regarding Kallainopoioi: Notes on Hellenistic Faience. In: S. Hemingway, K. Karoglou (eds.), Art of the Hellenistic Kingdoms: From Pergamon to Rome. New York, 158-167.
88. Höckmann, O. 1999: Naval and other gra ti from Nymphaion. ACSS 5.4, 303-356.
89. Höckmann, O. 2010: Zur antiken Schi fahrt im Schwarzen Meer. Kölner Jahrbuch 43, 345-369.
90. Kleiner, G., Ohly, D. 1951: Gemmen der Sammlung Arndt. Münchner Jahrbuch der bildenden Kunst, 7-31.
91. Koiner, G. 2013: Ptolemies and Cypriots: Imitation and Distinction in Cypriote Portrait Sculpture. In: Hellenistisches Zypern: Akten der Internationalen Tagung, Institut für Archäologie, Universität Graz, 14. Oktober 2013 = Hellenistic Cyprus: proceedings of the international conference, Department of Archaeology, University of Graz, 14 October 2010. Graz, 119-158.
92. Kreuzer, M. 2004: The Coinage of System of Cleopatra VII and Augustus in Cyprus. Springfield. Krug, A. 1980: Two Turquoise Gems from Iran. Muse 14, 36-42.
93. Lindner, M. 2013: Eyes of a Queen, a Marble Head in Frosinone. Terra dei Volsci. Annali del Museo Archeologico di Frosinone. N.S. 1, 25-42.
94. Lorber, C. 2014: The Royal Portrait on Ptolemaic Coinage. In: A. Lichtenberger, K. Martin, H.-H. Nieswandt, D. Salzmann (Hrsg.), Bildwelt. Nominalspezifische Kommunikationsstra- tegien in der Münzprägung hellenistischer Herrscher. Kolloquium vom 17.-18. Juni 2010 in Münster (Euros 2). Bonn, 111-181.
95. Manov, M. 2018: The Hellenistic Big Rock Human Head from Bulgaria. Journal of Ancient History and Archaeology 5.2, 16-27.
96. Marangou, L. 1971: Ptolemäische Fingerringe aus Bein. Athenische Mitteilungen 86, 163-171.
97. Martin, K. 2012: Königin und Göttin, Zur Präsenz des Diadems auf hellenistischen Königinnen-.
98. Münzen. In: A. Lichtenberger, K. Martin, H.-H. Nieswandt, D. Salzmann (Hrsg.), Das Diadem der hellenistischen Herrscher. Übernahme, Transformation oder Neuschöpfung eines Herrschaftszeichens? Kolloquium vom 30.-31. Januar 2009 in Münster (Euros - Münstersche Beiträge zu Numismatik und Ikonographie 1). Bonn, 395-423.
99. Masson, A. 2018: Seals and seal impressions. In: Naukratis. Greeks in Egypt“. https://webarchive.nationalarchives.gov.uk/ukgwa/20190801125433/https://www.britishmuseum.org/research/online_research_catalogues/ng/naukratis_greeks_in_egypt/material_culture_of_naukratis/seals_and_seal_impressions.aspx.
100. Meisterwerke Wien 1996: Bernhard Walcher, A., Gschwantler, K., Kriller, B., Kugler, G.J., Oberleitner, W. Meisterwerke aus der Antikensammlung des Kunsthistorischen Museums in Wien. Mainz, 1996.
101. Meyza, H. 2012: Another Bone Ring from Cyprus with a Portrait of a Ptolemaic Queen. Études et Travaux XXV, 262-267.
102. Michaelides, D., Papantoniou, G. 2018: The Advent of Hellenistic Cyprus. In: Les royaumes de Chypre à l’épreuve de l’histoire: Transitions et ruptures de la fin de l’âge du Bronze au début de l’époque hellénistique [en ligne]. Athènes: École française d’Athènes, 2018 (généré le 28 octobre 2021). http://books.openedition.org/efa/3081.
103. Müller, S. 2009: Das hellenistische Königspaar in der medialen Repräsentation: Ptolemaios II. und Arsinoe II. Berlin.
104. Murray, W.M. 2001: A Trireme Named Isis: The Sgra to from Nymphaion.International Journal of Nautical Archaeology 30.2, 250-256. EDN: BCQZJV
105. Murray, W.M. 2002: Observations on the ‘Isis’ Fresco at Nymphaion. In: H. Tzalas (ed.), Tropis VII. Proceedings of the 7th International Symposium on Ship Construction in Antiquity, Pylos 1999. Athens, 539-561.
106. Petrie, F. 1927: Objects of Daily Use (British School of Archaeology in Egypt). London.
107. Pfrommer, M. 1990: Untersuchungen zur Chronologie früh-und hochhellenistischen Goldschmucks (Istanbuler Forschungen 37). Tübingen.
108. Pfrommer, M. 1998: Untersuchungen zur Chronologie und Komposition des Alexandermosaiks auf antiquarischer Grundlage (Aegyptiaca Treverensia 8). Mainz.
109. Pfrommer, M. 1999: Alexandria. Im Schatten der Pyramiden. Mainz.
110. Pfrommer, M. 2001: Greek Gold from Hellenistic Egypt. Los Angeles. Plantzos, D. 1999: Hellenistic Engraved Gems. Oxford.
111. Reeder, E. 1988: Hellenistic Art in the Walters Art Gallery. Baltimore.
112. Rubensohn, O. 1907: Elephantine-papyri (Ägyptische Urkunden aus den Königlichen Museen zu Berlin). Berlin.
113. Schreiber, T. 2015: Herrscher ohne Diadem oder ptolemäisches ›Zeitgesicht‹? Zu den sogenannten Ptolemäerringen im Archäologischen Museum der Westfälischen Wilhelms-Universität. Boreas 37/38 (2014-2015), 227-283.
114. Schreiber, T. 2018: Zu den sogenannten Ptolemäerringen - Versuch einer Rekontextualisierung. In: T. Schreiber (Hrsg.), Zugänge zur Kontextualisierung bildlicher Darstellungen in den Altertumswissenschaften, Münster, 59-65.
115. Schreiber, T. 2019: Doliche, Türkei. Siegelabdrücke aus dem Archiv von Doliche. Die Arbeiten des Jahres 2018. https://publications.dainst.org/journals/efb/2201/6614 urn:nbn:de:0048- journals.efb-2019-0-p229-237-v6614.3.
116. Spier, J. 1992: Ancient Gems and Finger Rings. Catalogue of the Collections. The J. Paul Getty Museum. Malibu.
117. Strootman, R. 2019: The Ptolemaic Sea Empire. In: R. Strootman, van den Eijnde, F., van Wijk, R. (eds.), Empires of the Sea: Maritime Power Networks in World History (Cultural Interactions in the Mediterranean 4). Leiden, 113-152.
118. Svoronos, I.N. 1904: Ta Nomismata tou Kratous ton Ptolemaion. 1-3. Athens.
119. Thompson, D.B. 1973: Ptolemaic Oinochoai and Portraits in Faience. Aspects of the RulerCult. Oxford.
120. Urfer, S. 2020: Une bague en bronze de la palestre Sud d’Érétrie. In: G. Ackermann, T. Krapf, L. Pop (eds.), ἀποβάτης Mélanges eubéens o erts à Karl Reber par ses étudiant·e·s à.
121. l’occasion de son 65ème anniversaire / Euböische Schriften für Karl Reber von seinem Studenten/-innen aus Anlass seines 65. Geburtstags. Lausanne, 80-82.
122. Vandorpe, K. 1996: Seals in and on the papyri of Greco-Roman and Byzantine Egypt. In: M.- Fr. Boussac, A. Invernizzi (eds.), Archives et Sceaux du monde hellénistique (BCH Suppl. 29). Paris, 231-291.
123. Vandorpe, K. 2015: List of seals on papyri (Greco-Roman Egypt). https://www.academia. edu/24594561/List_of_seals_on_papyri_Greco_Roman_Egypt.
124. van Oppen de Ruiter, B.F. 2015: Berenice II Euergetis. Essays in Early Hellenistic Queenship. New York.
125. Vickers, M., Kakhidze, A. 2004: Pichvnari, Ajarian AR, Georgia 2004. Anatolian Archaeology 10, 21-22.
126. Vickers, M., Kakhidze, A. 2008a: A Colchian and Greek settlement: excavations at Pichvnari 1967 to 2005. In: P.G. Bilde, J.H. Petersen (eds.), Meetings of cultures in the Black Sea region: Between Conflict and Coexistence (BSS 8). Aarhus, 131-148.
127. Vickers, M., Kakhidze, A. 2008b: Pichvnari 1967-2005; recent work in a Colchian and Greek settlement. In: E. Papuci-Władyki (ed.), Pontika 2006 / Понтика 2006. Recent Research in Northern Black Sea Coast Greek Colonies / Новейшие исследования греческих колоний Северного Причерноморья. Proceedings of the International Conference, Kraków, 18th March, 2006. Krakow, 221-237.
128. Vickers, M., Kakhidze, A. 2014: Pichvnari 6: Results of Excavations Conducted by the Joint British-Georgian Expedition 2003-2007: Greeks and Colchians on the East Coast of the Black Sea. Oxford-Batumi.
129. Vinogradov, Yu.G. 1999: Der Staatsbesuch der ‘Isis’ im Bosporus. ACSS 5.4, 271-302.
130. Vinogradov, Y.G., Zolotarev, M.I. 1999: Worship of the Sacred Egyptian Triad in Chersonesus (Crimea). ACSS 5.4, 357-381. EDN: XNXYSX
131. Vollenweider, M.-L. 1958: Das Bildnis des Scipio Africanus. Museum Helveticum 15, 27-45.
132. Vollenweider, M.-L. 1995: Camées et intailles, I, Les portraits grecs du Cabinet des Médailles. Paris.
133. Waraksa, E.A. 2018: The Ptolemaic Oinochoai: A Reassessment. OSF Preprints. August 5.
134. Willers, D. 2007: Ptolemäische Fingerringe - Eine Suchanzeige. Antike Kunst 50, 76-92.
135. Zwierlein-Diehl, E. 1973: Die Antiken Gemmen des Kunsthistorischen Museums in Wien. Bd. 1.München.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Шестая свазория СЕНЕКИ СТАРШЕГО в контексте эпохи жанра
Секст Помпей Фест – один из наиболее знаменитых из плеяды римских грамматиков и антикваров эпохи принципата.
О советской археологической литературе по античности, отличающейся богатством содержания и выверенностью формы изложения и изучение феномена хоры Херсонеса.
В статье публикуются две терракотовые статуэтки Деметры из египетской коллекции В. С. Голенищева (инв. № ГМИИ I, 1a 2867 и I, 1a 2899). Многочисленные аналогии им известны; наиболее близкие происходят из полисов Ионии и Северного Причерноморья. Кроме того, публикуемые терракотовые статуэтки имеют очевидное сходство с архаическими терракотовыми изображениями Деметры с Родоса. Терракотовые статуэтки Деметры из ГМИИ датируются, по-видимому, первой половиной VI в. до н. э. Они сделаны не из египетской глины и явно являются привозными, отсюда автор полагает, что они были завезены в Египет, скорее всего, через Навкратис. Возможная локализация их изготовления - Иония или Восточное Средиземноморье, где в архаическое и классическое время появились греческие фактории, например, в местечке Аль-Мина на территории Сирии.
Данная работа является третьей частью обзора археологической керамики из фондов отдела археологических памятников в секторе раннего железного века и раннего средневековья и в секторе средневековья ГИМ и посвящена она материалам эпохи средневековья. Материал представлен по разделам в соответствии с географическим, культурным и хронологическим принципами: керамика раннеславянского и древнерусского времени, Центральной Азии и Поволжья, византийского и хазарского периода, средневекового Крыма, Боспора и позднего средневековья. Хронологические рамки публикуемых материалов - от эпохи раннего средневековья до начала XX века. Раннеславянский и древнерусский блок представлен материалами из Гнёздова, памятниками Ярославского Поволжья и т. д. Коллекции Центральной Азии включают материалы таких памятников как Афрасиаб, Джанбас-Кала, Замахшар, Наринджан-Баба и др. Поволжские коллекции состоят из материалов Болгара, Биляра, Сувара, Маджар, Селитренного, Водянского и Царевского городищ. Большой блок византийской керамики представлен материалами Херсонеса. Коллекция керамики хазарского периода представлена классическими памятниками салтово-маяцкой культуры. Керамические коллекции Крыма и Боспора иллюстрируются материалами «пещерных городов», Феодосии, Керчи и Фанагории. Материалы времени Московской Руси - это керамика города Москвы и всех близлежащих губерний. Керамические сосуды происходят из различных памятников, многие из которых являются эталонными для своего времени. Фонды формировались с конца XIX в. и продолжают пополняться и в настоящее время. Многие коллекции до сих пор не изданы или изданы частично и требуют изучения и введения в научный оборот на современном научном уровне.
Строительная надпись топотирита Цулабиги (IOSPE³ V 172) находится на западной стене башни укрепления А. XI (балка Табана-Дере, Мангуп, Крым). Данный эпиграфический памятник, ранее датировавшийся 1503 г., недавно передатирован А. Ю. Виноградовым как ͵ϚΦΓʹ (6503 г. = 994/5 г. н. э.). Эта датировка, принятая рядом исследователей, вызывает ряд вопросов, разрешить которые призвана данная статья. Отнесение надписи к концу X в. не объясняет следующие особенности ее текста: 1) отсутствие индикта при дате от сотворения мира; 2) указание на правление одного топотирита, без упоминания императора или стратига; 3) датирующую формулу «ὑπὸ ἡμερῶν». Датированные официальные и строительные надписи, составленные на территории Византийской империи, регулярно содержат индикт до XII в. Чин топотирита до XI в. представлял собой второстепенную военную должность, но в XII-XIV вв. так назывались наместники разного уровня полномочий, в том числе автономные правители. Варваризм «ὑπὸ ἡμερῶν» зафиксирован в крымских надписях XIV-XV вв. При этом неопровержимых палеографических оснований для датировки X в. нет: почти для всех букв можно найти соответствия в надписях XIII в. Имя топотирита ΤΖΟΥΛΑΒΗΓΗ также не дает узкой хронологической привязки. Наконец, опубликованные результаты археологических исследований укрепления A. XI позволяют сделать вывод об отсутствии в Табана-Дере комплексов рубежа X/XI вв. Удовлетворительное решение дает прочтение года как ͵ϚѠΓʹ (6803 г. = 1294/5 г. н. э.). Это помещает надпись в хронологический контекст других памятников Мангупа.
Статья посвящена исследованию эпитафии на белокаменном надгробии 1529/30 г. с цитатой из покаянного стиха «Зрю тя, гробе» (CIR1001) в историко-культурном контексте эпохи. Оно было найдено в Новоспасском монастыре (Москва) и публикуется впервые. Расширение смыслового поля уникально для старорусских эпитафий XVI в. и отражает завершение глобального процесса индивидуализации образа Смерти в европейской (в том числе и древнерусской) культуре в XIV-XV вв. Покаянный стих «Зрю тя, гробе», распространившийся в поствизантийских рукописях и эпитафиях на Афоне со второй половины XV в., отражал индивидуализацию образа Смерти на православном Востоке. В русской иконописи он появляется в росписях северных дверей иконостаса в 1540-е гг. в качестве подписи к изображению лежащей в гробу Смерти-скелета, символизирующей участь каждого человека. О популярности данного покаянного стиха на Руси также свидетельствуют его многочисленные рукописные списки, наиболее ранние из которых относятся к началу 1470-х гг. Это произведение также оказалось созвучным намогильной эпиграфике, о чем свидетельствует исследуемая эпитафия. Таким образом, Смерть-скелет, явившаяся в мир благодаря грехопадению прародителей, в едином комплексе со стихом «Зрю тя, гробе», запечатленным в иконописи, книжной культуре и эпиграфике, утвердила в древнерусской культуре свое всемогущество и тщету земной жизни.
Статья посвящена жанровым особенностям «Хроники» Иоанна Никиуского - коптского епископа города Никиу в Египте, жившего во второй половине VII в. Этот труд, дошедший только в эфиопском переводе, содержит массу ценных и зачастую даже уникальных сведений по истории ранней Византии (IV-VI вв.), тем не менее исследователи-византинисты традиционно уделяют мало внимания «Хронике» Иоанна по сравнению с трудами грекоязычных ранневизантийских историков и хронистов - Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского или Иоанна Малалы. Автор данной статьи стремится определить жанр «Хроники» Иоанна Никиуского, сопоставляя ее сведения с «Хронографией» Иоанна Малалы (вторая половина VI в.), чтобы показать, как жанры византийского историописания влияли на методы и мышление коптского епископа, как он усваивал и творчески перерабатывал жанры византийской исторической мысли. В качестве сюжетов для исследования автор выбрал две темы, изложенные у Малалы и Иоанна Никиуского, - нападения мавров на византийские провинции в Северной Африке (вторая половина VI - начало VII вв.) и крещение Лазики (522 г.). Автор приходит к выводу, что Иоанн Никиуский сочетал в своей «Хронике» два жанра - церковную историю и светскую (языческую) историю, выполненную по стандартам классической древнегреческой историографии. Этим стандартам следовали Прокопий и Агафий, этим же стандартам следовал и Иоанн Никиуский, когда он рассказывал о событиях светской (военно-политической) истории, тогда как события из жизни и истории христианской церкви (деятельность церковных институтов, богословские споры, распространение христианской религии) изложены у Иоанна с позиций жанра церковного историописания.
Среди божественных покровителей римской гражданской общины выделялась группа персонифицированных благ, устойчиво связанных в массовом сознании с фигурой принцепса. Сакральная принадлежность этих условно «малых» божеств маркировалась эпитетом Augusti. С I в. н. э. в официальном пантеоне Римского государства складывается группа нуменов, ответственных за безопасность и коллективное благополучие: к известной ранее богине Салюс присоединились Секуритас, Тутела (как охранительница императорской фамилии) и Транквиллитас. Во II в. последняя богиня, воплощающая Спокойствие, появляется на монетной чеканке. Ее атрибуты говорят о связи с морской стихией и сферой продовольственного снабжения, подчеркивая стремление к стабильности и процветанию. В III в. Транквиллитас, несмотря на кризисные явления, оставалась символом защищенности квиритов, по крайней мере, в плане обеспечения зерном и чистой водой. Соответствующую легенду при Филиппе и Таците стоит рассматривать как обещание умиротворения, возвращения к временам «хороших императоров». Появившийся в IV в. лозунг Beata Tranquillitas не сопровождался профилем богини. Данное изменение может быть интерпретировано не только с точки зрения побеждающего христианства. Вероятно, «Блаженное Спокойствие» при династии Константина Великого уже стоит рассматривать с позиции блага, обеспеченного августом как военным лидером. Этот идеологический посыл в корне отличается от того смысла, который несла в себе dea Tranquillitas до установления домината. По мнению автора статьи, почитание персонифицированной Транквиллитас, выраженное через монетную чеканку, являлось ответвлением имперской пропаганды, развивающейся в русле идеи продовольственного обеспечения римских граждан. Транквиллитас при Антонинах и позднее дополняла функции других божественных добродетелей. Она являлась центральным звеном в функциональной цепи: Абунданция-Аннона-Транквиллитас-Провиденция-Секуритас. Расставленные в таком порядке благодеяния символизировали своеобразный цикл зерновой логистики - от выращивания и сбора урожая до его своевременного поступления потребителям, что является сутью продовольственной безопасности любого государства.
Настоящий очерк является второй частью в серии публикаций автора, посвященных региональному управлению в державе Александра на уровне сатрапий, а также его отношениям с зависимыми территориями на Востоке. Речь идет о группе сатрапий Александра в Азии от Сирии до Месопотамии и Египте.
В Беотийском союзе III-II вв. до н. э. сохранялись многие традиции федеративной государственности в Беотии, восходящие к классическому периоду, в т. ч. параллельное отправление правосудия городскими и федеральными судебными органами. Сведения нарративных и эпиграфических источников позволяют отнести к сфере федеральной юрисдикции рассмотрение споров между полисами, прежде всего, территориальных, уголовное правосудие по делам о преступлениях против союза (убийство должностных лиц федерации, попытка государственного переворота), а также, вероятно, гражданское судопроизводство в тех случаях, когда имущественные тяжбы затрагивали интересы разных общин и их граждан. Ряд исследователей не без оснований считает, что примером этой последней категории дел является тяжба Никареты из Феспий с властями города Орхомена, которая, возможно, была урегулирована лишь после вмешательства федеральных органов. Какие именно органы выполняли в Беотии роль судов федерального уровня - постоянное судебное учреждение или временные комиссии, создаваемые каждый раз для рассмотрения одного или нескольких дел, - определить пока невозможно. Предположение, согласно которому в качестве федерального суда выступала коллегия фесмофилаков, представляется довольно спорным. С определенной долей уверенности можно, однако, утверждать, что беотийцы, в отличие, скажем, от ахейцев и фессалийцев, воздерживались от приглашения иностранных арбитров для рассмотрения споров, возникавших внутри союза, что косвенно может свидетельствовать о налаженной системе использования собственно беотийских судей для осуществления функций федеральной юстиции. Рассказ Полибия (XX. 6. 1-3) о длительном прекращении всякого правосудия в Беотии на рубеже III и II вв. в современной научной литературе правомерно признается не слишком достоверным, однако некий кризис судопроизводства, как городского, так и федерального, в этот период должен был иметь место на самом деле, хотя причины и проявления этого кризиса не вполне ясны.
В 403 г. до н. э. в Аттике происходила гражданская война между сторонниками олигархии и демократии. После гибели лидера правительства Тридцати Крития в Афинах произошел переворот, и к власти пришла коллегия Десяти. Новое олигархическое правительство не сразу заключило мир с демократами. Попытка реконструкции событий упирается в противоречие между текстами Ксенофонта и Аристотеля, а также других источников. Одним из наиболее дискуссионных остается вопрос о числе коллегий Десяти: одна или две? «Афинская полития» Аристотеля сообщает, что в 403 г. до н. э. в Афинах произошел еще один переворот и одно правительство Десяти было заменено другим. Новое правительство заключило мир со сторонниками демократии. Историчность второго переворота служит предметом дискуссии. В статье предпринимается попытка проанализировать дискуссию о числе коллегий Десяти и представить вариант реконструкции событий, происходивших в Аттике в 403 г. до н. э.
Данная работа начинает цикл статей, посвященный антидемократическим переворотам в Афинах конца V в. до н. э. и их историческому значению (после них и в их результате изменился сам характер афинской демократии). Период, о котором идет речь, стал в истории афинского полиса временем большой нестабильности во внутриполитической жизни, и в статье нарастание этой нестабильности рассматривается в контексте Пелопоннесской войны. Обычно считается, что олигархическое движение в Афинах внезапно набрало силу лишь после Сицилийской экспедиции 415-413 гг. до н. э., завершившейся полной катастрофой. Однако в статье демонстрируется, что в действительности олигархические настроения нарастали постепенно и подспудно уже с периода Архидамовой войны, когда впервые наметилась тенденция к перерождению афинской радикальной демократии в охлократию, ведомую демагогами. Непродуманная политика этого режима порождала оппозицию, одним из характерных представителей которой был, в частности, Антифонт.
В статье собраны и прокомментированы упоминания мореплавания, различных видов судов и морских коммуникаций, находящиеся в библейских текстах. Авторы анализируют оригинальные древнееврейские и древнегреческие термины и названия, делают выводы об отражении в Библии развития морского дела на Ближнем Востоке в древности. Уже в Пятикнижии Моисеева (Торе) флот выступает в качестве символа военного могущества и торговли. В текстах не только даются общие представления, но и упоминаются вполне утилитарные предметы и действия. Анализ свидетельств Ветхого Завета позволяет расширить наши знания об особенностях кораблестроения, древней навигации, масштабах, организации и направлениях международной морской торговли. Так, например, упоминается программа строительства кораблей на Красном море для регулярной навигации в «страну Офир», ставшая важнейшим совместным мероприятием двух государств - Тира и Израильского царства. Религиозный характер библейских текстов не лишает их исторической ценности.
На территории Анапского района Краснодарского края известно не более десятка поселений VIII-X вв. К их числу относится и первоначально датированное античным периодом поселение Усатова Балка-4, расположенное в окрестностях Анапы на южном берегу р. Анапка. В 2011 г. отряд Южно-Российского центра археологических исследований под руководством А. А. Крайневой выявил на памятнике катакомбные погребения эпохи средней бронзы, слои и комплексы (хозяйственные ямы) VI-V вв. до н. э. - III в. н. э., а также объекты наиболее позднего периода (VIII-IX вв.): хозяйственные ямы и двухъярусная гончарная печь без центрального опорного столба в топочном блоке, в которой обжигалась сероглиняная лощеная столовая посуда. На данный момент, это единственный гончарный комплекс хазарского времени, выявленный на территории Анапского района. К сожалению, гончарная мастерская не попала полностью в пределы раскопа, поэтому пока не удалось установить, где изготавливались сосуды, складировались сырье и готовая формовочная масса. Основные и вспомогательные производственные сооружения мастерской обнаружены не были.
В заметке представлены новые типы и разновидности античных монет Херсонеса, найденные в ходе масштабных раскопок южного пригорода Херсонеса Таврического в 2021 г.
В статье публикуется остракон с двустрочным граффито, найденный при раскопках городища Мирмекий, датирующийся II-I вв. до н. э. Надпись на черепке Φ̣ιλίσκος μάχι|μος, представляющая собой, скорее всего, надпись частного характера (маркировочную?), может быть интерпретирована двумя способами. В первом случае μάχιμος трактуется в широком значении ʽвоин, боецʼ, представляя собой шутливое прозвище Филиска, во втором - в узкоспециальном, использовавшимся в качестве обозначения иностранных наемников в египетской армии эпохи Птолемеев. Привлечение документов, фиксирующих присутствие выходцев с Боспора в птолемеевской армии, позволяет рассматривать второй вариант чтения как вполне возможный. Рассматриваемое граффито дает повод еще раз обратиться к предложенной автороминтерпретации стк. 1-2 КБН 450 как Δολης [[Ἡ]]γοῦμεν|ος, подвергшейся серьезной критике со стороны В. П. Яйленко. Разбор аргументации оппонента выявляет ее несостоятельность и позволяет провести интересную параллель между Δολης [[Ἡ]]γοῦμενος и Φ̣ιλίσκος μάχιμος в первом варианте понимания граффито.
В статье обсуждаются результаты РФА металла 30 перстней, найденных при раскопках 2013-2021 гг. могильника первых веков н. э. Лучистое-2 (Южный Крым). Кроме трех серебряных и одного чисто медного перстня, все остальные (87%) изготовлены из цинк-содержащих сплавов. Такой высокий процент применения латуней характерен также для фибул среди украшений и аксессуаров одежды первых веков н. э. в варварских могильниках Крыма. Для крепления вставок в латунных перстнях некоторых типов использовался свинцово-оловянный припой. В римское время латунь, или аурихалк, благодаря своему золотистому цвету и стойкости к коррозии, воспринимался как материал относительно высокой ценности, которому, возможно, приписывалось сакральное значение. В Риме и в провинциях существовала определенного рода монополия на производство и использование латуни в основном для государственных нужд - чеканки монет и изготовления военной амуниции. В Крым латунь могла поступать из римских провинций.
Издательство
- Издательство
- ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И. Носова
- Регион
- Россия, Магнитогорск
- Почтовый адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- Юр. адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- ФИО
- Терентьев Дмитрий Вячеславович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (351) 2688594
- Сайт
- https://magtu.ru