В представленной статье проанализированы основные правовые тенденции в области резервирования максимальной электрической мощности в Российской Федерации в свете новаций энергетического законодательства. В статье исследованы различные значения понятия резервирования максимальной электрической мощности, тенденции развития правового содержания института резервирования максимальной электрической мощности, проведен сравнительно-правовой анализ положений зарубежного законодательства. Выявленная специфика нового института российского энергетического законодательства позволяет сделать вывод об избыточности публично-правового регулирования частноправовых отношений в сфере. Автор обосновывает точку зрения о том, что потенциальная разработка типового соглашения с условием о резервировании максимальной электрической мощности повлияет на сокращение объёма усмотрения сторон договора и нарушает баланс интересов всех субъектов рассматриваемых правоотношений. В статье рассматриваются варианты применения наиболее сбалансированного механизма правового регулирования отношений по резервированию максимальной электрической мощности в Российской Федерации.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.61525/S231243500030175-0
На протяжении последнего десятилетия в Российской Федерации предпринимаются попытки по разработке нового для энергетического права инструмента тарифного регулирования, направленного на оплату расходов сетевых организаций по поддержанию заявленной электрической мощности. При этом придание правовой формы отношениям по резервированию данной мощности привело к появлению нетипичных для российского гражданского законодательства договорных условий. В частности, на их основании участники обязательств по энергоснабжению будут вынуждены пересмотреть ценовой фактор как в процессе заключения новых договоров, так и в плоскости действующих долгосрочных контрактов.
Список литературы
1. Александров Ю.Л., Скубрий Е.В., Александров Ю.Д. Опыт государственного регулирования в энергетике США // Актуальные вопросы науки. 2019. № 55. С. 24-27.
2. Аллисон Г.Д. Эволюция правового регулирования электроэнергетики в США: от регулирования естественной монополии к регулируемой конкуренции // Энергетическое право. 2014. № 1. С. 3-10.
3. Ашинянц С.А. США: экономика и энергетика // Энергохозяйство за рубежом. 2021. № 2 (314). С. 1-18.
4. В Сетевой компании посчитали, во сколько обойдется плата за резерв мощности предприятиям РТ// https://www.business-gazeta.ru/news/577217
5. Василенко А.Я. Исследование возможностей совершенствования государственного регулирования отрасли энергетики // В сборнике: Теоретико-методологические и прикладные аспекты государственного управления. Сборник материалов V Международного форума молодых управленцев. Под общей редакцией О.Н. Солдатовой. Минск, 2023. С. 143-145.
6. Гайдаржи К.С. Государственное регулирование электроэнергетики в США: особенности модели и возможности рецепции в России // Закон и власть. 2022. № 2. С. 29-33.
7. Гражданское уложение Германии» (ГГУ) от 18.08.1896 (ред. от 02.01.2002) (с изм. и доп. по 31.03.2013) // Текст на русском языке размещён в СПС «КонсультантПлюс».
8. Груничев А.С., Хабибуллина Л.В. О вопросах реализации инновационного вектора энергетической политики // Экономический вестник Республики Татарстан. 2023. № 1. С. 5-8.
9. Жиров А.С. Государственное регулирование развития электроэнергетики стран Западной Европы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2011. 216 с.
10. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (об особенностях установления цен (тарифов) на электрическую энергию в регионах Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации)» //https://sozd.duma.gov.ru/bill/362749-8
11. Зернов А.О., Воскресенская Е.В. Правовое регулирование торговых отношений на рынке электроэнергии и мощности // В сборнике: Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием, В 3 ч. Отв. ред. А.В. Рубцова, М.С. Коган. Санкт-Петербург, 2020. С. 122.
12. Иванов А.И. Гражданско-правовое регулирование автономии воли сторон // Epomen. Global. 2021. № 19. С. 31-42.
13. Ингелсон А. Правовое регулирование развития энергетики в Канаде (часть II) // Предпринимательское право. 2020. № 2. С. 49-61.
14. Концепция Минэнерго по сокращению неиспользуемых сетевых мощностей // https://www.spprrk.ru/content/news/141/Konzepziya-Minenergo-Rossii-po-sokrascheniyu-neispolzuemyh-setevyh-moschnostei.pdf
15. Кузьмин В.В. Энергосбытовая деятельность в сфере оборота электрической энергии. Москва: Русайнс, 2023. 468 с.
16. Курбанов Р.А. Правовое регулирование электроэнергетики (США) // Право и политика. 2014. № 8. С. 1151-1158.
17. Кутовой Г.П. О необходимости преобразования рыночных отношений в электроэнергетике России // Энергетик. 2013. № 6. С. 013-015.
18. Минэнерго России предлагает оптимизировать загрузку электросетевого комплекса с учётом предложений всех участников рынка // https://minenergo.gov.ru/node/21044
19. Орлова Н.Е. К вопросу об определении юридической природы автономии воли // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 12 (115). С. 48-50.
20. Осетрова Я.С. Проблематика договорных конструкций в отрасли российского электроэнергетического права // Мировая наука. 2020. № 7 (40). С. 88/
21. Павлов Э.Л. Корпоративная социальная ответственность в электроэнергетике Европы // Российское предпринимательство. 2019. Т. 20. № 1. С. 431-446.
22. Папков Б.В., Осокин В.Л. Управление электропотреблением в интеллектуальных системах электроснабжения. Старый Оскол: ООО «Тонкие наукоемкие технологии», 2023. С. 183. 440 с.
23. Петров А.В. Энергетика Канады, её особенности и перспективы // В сборнике: Тинчуринские чтения - 2022 “Энергетика и цифровая трансформация”. Сборник статей по материалам Международной молодежной научной конференции. В 3-х томах. Под общей редакцией Э.Ю. Абдуллазянова . Казань, 2022. С. 440-442.
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»// СЗ РФ. 2012. N 23. ст. 3008.
25. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии» // https://regulation.gov.ru/projects#npa=85369
26. Промышленность попросила отменить плату за резерв мощности //https://sro150.ru/novosti/3621-05-02-2021-promyshlennost-poprosila-otmenit-platu-za-rezerv-moshchnosti
27. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 511-р «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. - N 14. - ст. 1738.
28. Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 июля 2018 г. по делу № А45-12472/2017 // https://sudact.ru/arbitral/doc/LUU3SqT4IEoR/
29. Рощенко Н.П., Мякинин В.В. Развитие оптового рынка электрической энергии и мощности в контексте Федерального закона «Об электроэнергетике» // Юрист. 2023. № 4. С. 17-23.
30. Румянцева Е.Ю., Бугаева Т.М. Экономическое обоснование введения платы за резерв электросетевой мощности // В сборнике: Современные технологии и экономика энергетики. Материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 60.
31. Рябова Н.В. Теоретические особенности доктрины встречного удовлетворения, используемые в англо-американском праве // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-1 (64). С. 617-620.
32. Сушкова О.В. Реализация принципа «свободы договора» в обязательственных правоотношениях: теоретические и практические аспекты договорного права Германии и России // Коммерческое право. Научно-практический журнал. 2018. № 1 (28). С. 36-46.
33. Тинькова Л.В., Смирнова М.А., Максимов В.П. Становление структуры и регулирования электроэнергетики в США // Наукосфера. 2021. № 10-1. С. 108-110.
34. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 13.06.2023) “Об электроэнергетике” // СЗ РФ. 2003. - N 13. - ст. 1177.
35. Федоров Д.В. Take or pay: в поисках каузы // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2022. № 1. С. 5-33.
36. Шавернев М.В. Электроэнергия в системе объектов гражданских прав // Крымский Академический вестник. 2021. № 20. С. 375.
37. Шаповал О.В., Гринько Н.Р. Предпосылки формирования и зарубежные подходы к правовой квалификации модели условий «бери или плати» // Евразийский юридический журнал. 2023. № 2 (177). С. 171-173.
38. Ollagnier, J.-M. Will Solar Cause A ‘Death Spiral’ For Utilities? // Forbes. – Январь 2015.
39. Rethinking Energy: Towards a new power system // IRENA. – 2014.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрены проблемы идентификации опасных производственных объектов, проблемы правового регулирования постоянного государственного надзор в области промышленной безопасности. Автором отмечено, что важное значение в вопросе категорирования промышленных объектов приобретает установление особенностей и порядка идентификации и классификации соответствующих объектов, определения лиц, на которых возлагаются обязанности по представлению соответствующей информации или полномочия по их выявлению. В настоящей статье представлен системный анализ требований действующего законодательства во взаимосвязи с судебной практикой, определены проблемы правоприменительной практики и сформулированы выводы по их устранению.
Настоящая научная статья посвящена исследованию механизмов привлечения субъектов топливно-энергетического комплекса к административной ответственности в целях их совершенствования. Изучение специфичных аспектов в процессе привлечения к административной ответственности субъектов топливно-энергетического комплекса имеет высокую значимость и актуальность, поскольку правонарушения в данной отрасли могут привести к серьезным экологическим последствиям, угрозе безопасности и здоровью населения, к нарушению энергетической безопасности государства. Именно поэтому разработка эффективных мер по привлечению субъектов к административной ответственности является неотъемлемой частью обеспечения устойчивого и безопасного развития топливно-энергетического комплекса. Автором выявлены причины, приводящие к риску совершения субъектами топливно-энергетического комплекса административных правонарушений, а также предложены для предотвращения их совершения конкретные меры, носящие многосторонний характер. Затронутые в статье вопросы позволяют более глубоко понять механизмы и особенности привлечения субъектов топливно-энергетического комплекса к административной ответственности, что способствует разработке эффективных стратегий и мер по предотвращению правонарушений в данной сфере.
Отрасль энергетики (в том числе и сфера использования возобновляемых источников энергии) является одной из перспективных и инвестиционно выгодных сфер как на национальном, так и международном уровнях. Для государств, входящих в межгосударственное объединение БРИКС, данная область экономики выступает еще и площадкой для сотрудничества и взаимодействия. С 1 января 2024 года в качестве полноценных членов объединения входят новые шесть государств: Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Эфиопия, Египет и Аргентина. В представленной статье проводится анализ государственно-правового регулирования использования ВИЭ указанных стран. Следует обратить внимание на то, что все участники объединения имеют существенные различия как в техническом и экономическом развитии, так и в законодательном регулировании как энергетики, в целом, так и ВИЭ в частности. Однако данные обстоятельства, напротив, подтверждают необходимость изучения опыта правового регулирования государств-членов БРИКС. Отмечается, что сфера использования ВИЭ в выбранных государствах подвержена государственному регулированию, определены субъекты общественных отношений, возникающих в области использования ВИЭ, правовой режим рынков электроэнергии и энергетических объектов, функционирующих на основе ВИЭ, закреплены юридические требования к иностранным инвестициям в проекты ВИЭ и пр. Тем самым, проведенный анализ позволяет обратить внимание на перспективные правовые меры, которые в целях совершенствования и актуализации могут быть имплементированы в национальное законодательство, а также способствовать проведению работы по международно-правовой унификации.
В текущих сложившихся экономических и политических условиях возникает необходимость регулирования поведения участников биржевых торгов. В настоящее время такое регулирование осуществляет непосредственно биржа, однако оно не является достаточным. В связи с этим особую актуальность представляет сравнительно – правовой анализ подходов к регулированию этического поведения участников торгов в иностранных юрисдикциях. Иностранный опыт показывает, что и регулятор, и биржа выявляют недобросовестное поведение участников торгов, устанавливают его критерии и меры воздействия за такое поведение. Вместе с этим, с целью минимизации возможных последствий для товарного рынка, например, ввиду ошибочных действий биржи при квалификации такого поведения, а также с целью поддержания стабильности товарного рынка иностранный регулятор осуществляет контроль за деятельностью бирж и контроль за соблюдением участниками торгов локального законодательства, издает соответствующие акты и рекомендации, содержащие перечень желательных и нежелательных рыночных практик. Автор считает целесообразным использовать зарубежный опыт регулирования недобросовестного поведения участников биржевых торгов на товарном рынке в российской практике при внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты в части полномочий Банка России.
Учитывая поставленные государством задачи в экономической сфере, будут развиваться и совершенствоваться правовые механизмы заключения договоров купли-продажи (поставки) товаров на биржевых торгах, а также расширяться перечень объектов, которые могут обращаться на биржевых торгах. В целях формирования репрезентативных индикаторов и справедливых рыночных цен на значимые для государства товары (которые не всегда могут быть отнесены к вещам), целесообразно было бы в целях Закона об организованных торгах применять понятие товара в широком смысле и отнести к нему помимо вещей другие объекты гражданских прав – иное имущество, или даже поименовать конкретные имущественные права в зависимости от того, к каким объектам гражданских прав будут отнесены новые «бестелесные» сущности, которые рассмотрены выше. Интересен вопрос о допуске к биржевым торгам объектов, которые не являются товарами-вещами, но, как это было указано выше, могут являться объектом биржевых торгов (углеродные единицы, «зеленые» сертификаты и другие подобные объекты). Рассматривая качественные характеристики указанных объектов биржевой торговли, нельзя говорить о качестве в том смысле, как это предусмотрено относительно вещей, но тем не менее, характеристики которыми могут обладать объекты, чтобы стать биржевым товаром, должны быть определены биржей, которая устанавливает правила допуска товара к биржевым торгам.
В рамках статьи рассматриваются особенности института заверения об обстоятельствах как способа защиты добросовестной стороны в сделках M&A (слияния и поглощения) энергетических компаний, в соответствии с нормами российского и английского гражданского законодательства. Особое внимание также уделено вопросу терминологического единообразия и сущности сделок M&A. Актуальность темы обусловлена возросшим числом сделок по слияниям и поглощениям в сфере энергетики, тенденции к возрастанию значимости государственного участия в управлении такими компаниями и как следствие, необходимостью обеспечения правовой защиты добросовестной стороны сделки. Целью исследования является выявление уровня развития правовой доктрины в указанной сфере и возможности использования существующих норм как российского, так и английского права при слияниях и поглощениях энергетических компаний. На основании анализа различных нормативных актов, зарубежной и отечественной научной литературы сделан вывод о новизне указанного института для правовой системы Российской Федерации, необходимости совершенствования правовой доктрины, а также об использовании принципа свободы договора и установления ответственности в конкретном договорном обязательстве. Кроме того, автором рекомендована проработка на нормативном уровне вопроса о последствиях признания реорганизации (сделки M&A) несостоявшейся (недействительной) в контексте недостоверного заверения об обстоятельствах со стороны одной из сторон такой сделки.
Корпоративное управление – основа деятельности компаний. От эффективности построения системы корпоративной структуры во многом зависят результаты деятельности организаций. При этом успешность руководства зависит не только от полного следования «букве» закона, но и от понимания современных направлений и тенденций в условиях меняющейся действительности. В работе рассмотрены актуальные тренды в области корпоративного управления на примере структур крупных холдингов в области ТЭК, а также предложены пути оптимизации для успешного развития стратегической части деятельности страны в ближайшей перспективе. Условия ограничительных мер и санкций дают компаниям ощущения уязвимости, поэтому общая тенденция в законодательстве строится на построении системы эффективных мер по дополнительной защите прав и интересов крупных игроков на рынке. Однако при глубоком анализе введенных послаблений можно увидеть, что не каждая из них имеет положительный эффект. Именно поэтому в исследовании делается упор на современные проблемы и способы их решения. Автором предложены меры по усовершенствованию систем корпоративного управления, включая возможность использования искусственного интеллекта, пути модернизации области раскрытия информации с учетом современной действительности.
В статье рассматриваются проблемы реализации критериев теплосетевых организаций и судьба договорных отношений между теплоснабжающими организациями и владельцами тепловых сетей, утратившими статус теплосетевых организаций. Автор делает вывод, что специальное законодательство о теплоснабжении не предусматривает порядок прекращения договорных отношений теплоснабжающей организации с лицом, не соответствующим критерию теплосетевой организации, в том числе в ситуации, когда между сторонами существовал договор оказания услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя) до вступления в силу критериев. Такое положение приводит к различным толкованиям порядка применения критериев и порождает споры между теплоснабжающими организациями и владельцами тепловых сетей. Отсутствие простого и чёткого механизма применения критериев в ценовых зонах создало ситуацию, при которой теплоснабжающие организации и владельцы тепловых сетей вынуждены отстаивать свои права в судебном и административном порядке. Анализ общих положений гражданского законодательства позволяет сделать вывод, что договоры между теплоснабжающими организациями и владельцами тепловых сетей, не соответствующими критериям, подлежат прекращению невозможностью исполнения. Также теплоснабжающая организация имеет право проверять владельца тепловых сетей на предмет соответствия критериям теплосетевых организаций. Автор делает вывод о необходимости разработки механизма взаимодействия сторон при заключении и исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).
Более года назад вступили в силу изменения в законодательство в сфере теплоснабжения, предусматривающие установление критериев для приобретения статуса теплосетевой организации. Нововведения были призваны навести порядок на рынке тепловой энергии для сохранения на нем компетентных профессиональных игроков. Предусматривалось лишение предприятий, не обладающих необходимыми материальными, трудовыми и техническими ресурсами для надлежащего содержания и ремонта тепловых сетей статуса теплосетевой организации и консолидации сетевых активов у гарантирующего поставщика тепла – единой теплоснабжающей организации. Уже сейчас можно подвести промежуточные итоги реформы и констатировать, что ожидания законодателя оправдались не в полной мере. Раскрывая исторические особенности развития теплоэнергетики в дореформенный период, в настоящей статье рассматриваются факторы, которые сначала привели к появлению на рынке теплоснабжения множества теплосетевых организаций, а потом побудили законодателя предпринять меры для оптимизации числа регулируемых организаций. Для моделирования возможных последствий правового регулирования, автор обращается к смежной для теплоснабжения электроэнергетической отрасли, где за несколько лет до проведенной реформы теплосетевых компаний, законодатель уже вводил критерии территориальных сетевых организаций. Однако в связи с правовой позицией Конституционного Суда РФ, усилия законодателя не получили полной реализации. Для решения существующей проблемы автор предлагает перейти от количественных к качественным критериям при оценки соответствия организации статусу теплосетевой компании, которые позволят обеспечить надежность теплоснабжения, а не будут использованы в качестве формального основания для лишения добросовестных предприятий статуса профессионального участника рынка тепловой энергии.
В статье исследуется влияние цифровой трансформации на энергетический сектор. Автором освещаются основные технологии, которые уже оказали трансформационное влияние на электроэнергетику и теплоэнергетику или окажут его в будущем. Рассматриваются преимущества цифровой трансформации, определяются факторы, способствующие ее реализации. Результатом проведенного исследования является выявление ключевых направлений цифровой трансформации энергетической отрасли и разработка рекомендаций по их реализации с учетом потенциально возможных проблем. Цифровая трансформация стала одним из ключевых факторов развития энергетического сектора, поскольку совершенствование технологий приводит к значительным изменениям в процессах производства, передачи и потребления энергии. Энергетические компании уже осознали потенциал цифровых технологий и предприняли шаги по оптимизированию процессов с учетом инноваций. Поскольку цифровизация энергетической отрасли предполагает сбор и обработку большого количества данных о потреблении, платежах и других параметрах, на законодательном уровне должны быть определены правила для сбора, хранения и использования этих данных, а также гарантии их конфиденциальности и защиты от несанкционированного доступа. Автор обосновывает необходимость актуализации действующих и разработки новых нормативных правовых актов для внедрения цифровых технологий и управления соответствующими рисками.
В статье рассматриваются правовые аспекты физической защиты и ядерной безопасности АЭС, находящейся в зоне боевых действий. Действующие многосторонние международные договоры в этой области, а именно: Конвенция о физической защите ядерного материала (КФЗЯМ) 1979 г., Поправка к Конвенции о физической защите ядерных материалов 2005 г. не регулируют вопросы физической защиты ядерной установки, которая попала в зону активных боевых действий с применением конвенционального вооружения. Нормы мягкого права МАГАТЭ также не регламентируют вопросы физической защиты АЭС в зоне полномасштабных боевых действий. Ситуация вокруг Запорожской АЭС поставила проблему перед международным сообщество и МАГАТЭ о правовом урегулировании и выработки рекомендаций по физической защите ядерной установки, которая находится на территории военных действий. В настоящее время обсуждается новая концепция физической защиты Запорожской АЭС под эгидой МАГАТЭ и проработка вопроса о подготовке нового международного договора о физической безопасности ядерной установки, находящейся в зоне военных действий.
Рассматриваются проблемные вопросы фундаментальных основ науки энергетического права. Отмечается их недостаточность в данной области, в результате чего неэффективными являются и поисковые, и прикладные исследования. А соответственно – недостаточно эффективным является и законодательно-нормативное обеспечение энергетики как базовой основы народного хозяйства. Делается вывод о том, что в сфере энергетики научно-технический прогресс стремительно развивается, а его правовое обеспечение отстает. Отсутствует и координация работы ведущих научно-правовых исследований в области энергетического права существующих структур. Автор полагает, что необходимо резкое расширение масштабов комплексной подготовки кадров высшей научной квалификации по специальности энергетического права, для чего необходимы и специализированные диссертационные советы.
Поскольку в будущем человечество овладеет такими неисчерпаемыми и очень объемными видами энергии, как энергия молний, энергия времени, энергия, образуемая от аннигиляции материи и антиматерии, и др., то потребуются – без этого никак – соответствующее законодательно-нормативное обеспечение и, естественно, предварительная научно-правовая проработка данной проблематики.
Правовой энергетический форум, Обзор церемонии награждения лауреатов Российской юридической премии имени В. А. Мусина за вклад в развитие энергетического права в 2023 г.
Правовой энергетический форум, Вступительное слово главного редактора
Издательство
- Издательство
- НИЦ энергетического права им. В.А. Мусина
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 123112, г Москва, Пресненский р-н, Пресненская наб, д 12, офис 5012
- Юр. адрес
- 123112, г Москва, Пресненский р-н, Пресненская наб, д 12, офис 5012
- ФИО
- Романова Виктория Валерьевна (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://musinlc.ru/