В статье представлена модель формирования морально-волевых качеств у сотрудников отделов охраны исправительных учреждений ФСИН России. Новизна представленной модели заключается в том, что в ее основе определены этапы построения модели, разработан технологический инструментарий, определены критерии и показатели уровней сформированности морально-волевых качеств у сотрудников отделов охраны.
Идентификаторы и классификаторы
Проблема формирования морально-волевых качеств у сотрудников отделов охраны исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России) является одной из важнейших, поскольку высокая развитость этих качеств выступает неотъемлемой составляющей профессионального облика сотрудника, характеризующегося сложившимися нравственными качествами, профессиональной моралью, имеющего твердую волевую позицию, уверенного в себе и действующего от имени и во имя закона [1; 2]. В настоящее время в пенитенциарной педагогической науке вопрос выработки морально-волевых качеств у сотрудников отделов охраны исправительных учреждений ФСИН России рассматривается не часто. В работах С. Н. Безрядина, Л. В. Ковтуненко, С. Г. Кряжевой, С. А. Тарасовой подчеркивается важность сформированности этих качеств для успешной профессиональной деятельности [3]. Под морально-волевыми качествами сотрудников мы понимаем структурно-содержательную характеристику личности, которая определяется системой профессионально важных качеств, включающих способность к устойчивому нравственному поведению и волевой саморегуляции, ответственный подход к принятию морально-правовых решений, высокий уровень сформированности ценностных ориентаций, профессиональную самооценку своих решений и действий, способствующих эффективному выполнению своих служебных обязанностей [4].
Представленная в статье модель является интеграцией теоретических аспектов формирования морально-волевых качеств у сотрудников, педагогической практики их сопровождения, требований к проведению занятий по профессиональной подготовке специалистов ФСИН России, которая состоит из целевого, содержательного, процессуального и критериально-оценочного блоков (рис.).
Список литературы
1. Самойлик Н. А. Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). Казань, 2016. С. 37-41. EDN: WWPPVT
2. Социально-психологические аспекты деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы: моногр. / под общ. ред. Н. П. Поливаевой. Воронеж, 2015. 183 с.
3. Кряжева С. Г., Ковтуненко Л. В. Актуальное состояние и перспективные направления профессионально-педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с несовершеннолетними осужденными // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 1 (61). С. 105-114. EDN: NCOQYE
4. Зауторова Э. В., Викторова Т. В. К вопросу о формировании морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны исправительного учреждения к несению службы с огнестрельным оружием // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 34. С. 77-82. EDN: WBWEYL
5. Купцов И. И., Карпова Г. С. Модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 20-30. EDN: RSOKMX
6. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М., 1999. 144 с. EDN: UHEJXL
7. Корнилова Т. В., Кулешов Д. О. Особенности жизнестойкости и смысложизненных ориентаций курсантов ведомственных образовательных организаций // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 3 (63). С. 318-324. EDN: DKIMSY
8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. 576 с.
9. Исмагилова Ю. С. Структурно-содержательные компоненты, уровни и механизмы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России // Вестник ТГУ. 2010.№ 6 (86). С. 72-75.
10. Шатохина Л. В. Развитие коммуникативной компетентности сотрудников ФСИН России на этапе вузовской подготовки // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012.№ 9. С. 29-34. EDN: PWTGJX
11. Яковлева С. Л. К вопросу о нравственных и волевых качествах сотрудников уголовно-исполнительной системы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 4. С. 19-23. EDN: VKSGBN
12. Писаренко В. И. Технологический подход в современной педагогике // Известия Южного федерального университета (тематический выпуск). 2012. С. 240-247.
13. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. 192 с. EDN: RYWBXR
14. Тюгаева Н. А. Профессиональное развитие курсантов и слушателей вузов ФСИН России в образовательном процессе // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2013. № 9. С. 15-19. EDN: SETUMV 15. Лапшин В. Е., Шаманин Н. В. Профилактика профессиональных деструкций сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний как фактор успешности их профессиональной деятельности // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 2 (62). С. 203-211. EDN: AKEJEA
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается феномен спорта в нашей стране, который требует философского осмысления. В сложных исторических реалиях XX в. отечественный спорт не только смог утвердиться, но и развился до такой степени, что советские спортсмены стали известны во всем мире, а интерес к физкультурно-спортивному движению стал массовой потребностью. Такой небывалый рост внимания к спорту не мог произойти без внутреннего толчка - ценностных установок и ориентиров, одним из которых стала особенность миропонимания соотечественников - героический характер, являющийся основой модального типа личности, социума. Ценностный ориентир на героизацию спорта, сложившийся в России, является залогом успеха современной спортивной деятельности
В статье автор вводит понятие «кризисное добровольчество» раскрывает признаки и формы волонтерских практик в современном российском обществе, столкнувшимся с социально-экономическими и политическими вызовами. За последние несколько лет факторами развития данного направления стали: распространение пандемии COVID-19, начало специальной военной операции, миграционные процессы. Потенциал кризисного добровольчества проявляется в сплочении граждан и повышении уровня социальной активности различных групп населения. Выявлены социальные эффекты актуализации кризисного добровольчества. Именно в условиях риска и неопределенности происходит понимание приоритета общественного блага над ценностями индивидуализма. Благодаря кризисному добровольчеству возрастает уровень ощущения национальной идентичности и личной ответственности перед обществом и государством. Социальная активность становится более конструктивной и важной, происходит положительная трансформация образа волонтера в глазах общественности
В статье анализируются специфические термины, введенные одним из представителей школы славянофилов Михаилом Фердинандовичем Таубе, для обозначения результатов процесса познания. Понятиям «мет», «явь» и «суть» даны определения, показана связь данного терминологического аппарата с мировоззрением Таубе. Для обоснования тезиса о содержательности новых понятий рассмотрена оппозиция феномена и ноумена в истории философии. Показано, что в европейском идеализме доминировали дуалистические модели бытия и познания (в полном соответствии с дуализмом в антропологии). Дуалистическая модель бытия и познания неоднократно порождала противоречия: между реальными вещами и идеями, между феноменами и ноуменами. Признание наличия в человеке трех познавательных способностей позволяет М. Ф. Таубе рассматривать познание как целостный процесс, а результат этого процесса - как систему взаимосвязанных мета, яви и сути
В статье осуществлен анализ патриотизма как особого феномена со своей структурой, специфическими способами проявления и развития. Патриотизм рассмотрен в единстве и взаимосвязи естественной, гражданской и духовной форм, как процесс интеграции естественной любви человека к родине как к определенному месту и времени, в которых он родился и вырос, через рефлексию, или духовное опосредствование, в гражданскую форму, реализующуюся в общественной солидарности и деятельной любви к Отечеству, и духовную форму, основанную на признании объективного достоинства и совершенства Родины и отождествлении своей судьбы с духовной судьбой своего народа. Выявлено значение патриотизма как онтологической основы формирования социального единства, показано, что для современной России осмысление патриотизма, ориентированное на классическую философскую традицию, является важным условием обоснования актуальных форм консолидации общества и разработки стратегий его позитивного развития
В статье на основе впервые вводимых в научный оборот источников рассматривается состояние тюрем в Красноярском крае в послевоенный период. Показано количество заключенных в шести тюрьмах края в различные временные промежутки, проанализированы причины превышения их лимита. В частности, из-за бюрократических проволочек осужденные долгое время не переводились из тюрем в лагеря и колонии, в результате чего спецконтингента в тюрьмах становилось слишком много, в нарушение закона заключенные оказывались в одних камерах с подследственными. Немалое количество узников содержалось в тюрьмах незаконно, вследствие ошибок милиционеров, прокуроров и судей. В разоренной войной стране заключенным не хватало пищи и постельных принадлежностей, наблюдался произвол охраны
Статья посвящена экономическим и внешнеполитическим аспектам финансирования российского бюджета на рубеже 20-30-х гг. XIX в. К этому времени Россия стала активным участником европейского рынка капиталов, регулярно совершая внешние займы и обслуживая свой государственный долг. Российское Министерство финансов умело использовало ситуацию, складывающуюся на европейских финансовых рынках с целью сокращения бюджетных расходов на выплату процентов и погашение внешнего долга. В данный период времени ключевыми событиями, повлиявшими на финансовое положение России в Европе, стали Адрианопольский мирный договор с Османской империей и революции во Франции и Бельгии. Царскому правительству удалось принять адекватные решения, в результате чего Россия сохранила устойчивое положение на европейских финансовых рынках.
В статье рассматривается проблема соотношения образа Я и Я-концепции, определяется роль образа Другого в формировании вышеперечисленных категорий, на основе теоретического анализа формулируется определение профессиональной Я-концепции. Приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на изучение различий в структурах образа полицейского (профессиональная Я-концепция) и образа правонарушителя (образ Другого)
В статье представлен краткий обзор современных тенденций исследования карьерных и ценностных ориентаций, самоактуализационных характеристик, субъективного благополучия и личностных черт. Определяются различия карьерных и ценностных ориентаций и структур личности курсантов военного вуза и будущих специалистов железнодорожной отрасли. Получено 14 различий между показателями шкал исследования у респондентов. Выявлены факторы личностных черт курсантов и будущих специалистов железнодорожной отрасли с присвоением им названий, определяющих их основное содержание. Гипотезы исследования подтвердились
В статье рассматривается оценка качества жизни как показатель психологического благополучия. Качество жизни с психологической точки зрения подразумевает восприятие человеком своего положения в жизни через призму личностных структур: ценностные ориентации, потребности, чувства, мотивы деятельности. Отмечается, что на оценку качества жизни особое влияние оказывает трудовая деятельность, поскольку она занимает значительную часть жизни взрослого человека. Представлены результаты исследования оценки качества жизни сотрудниками различных подразделений исправительного учреждения. Установлено преобладание высоких и средних уровней выраженности по каждой шкале методики ВОЗКЖ-100, что позволяет судить о психологическом благополучии сотрудников исправительного учреждения.
Приоритетным направлением деятельности Вооруженных сил Российской Федерации является повышение уровня боевой и психологической подготовки военнослужащих. В статье раскрываются результаты изучения связи коммуникативных качеств и стрессоустойчивости курсантов военных вузов. Проанализирован характер связи коммуникативных и организаторских способностей со стрессоустойчивостью. Установлено, что военная служба лишает солдат многих привилегий, подавляя их привычки и врожденные потребности, в силу строгого распорядка дня, режима и значительных физических нагрузок, тем самым оказывая психологическое воздействие на их личность. Доказано, что ключевую роль в достижении успеха в профессиональной и служебно-боевой деятельности военного играет общение, которое является одновременно основным инструментом и фактором стресса. Поэтому для повышения профессиональной стрессоустойчивости военнослужащих также необходимо акцентировать внимание на развитии коммуникативных качеств
В статье рассматриваются результаты исследования по использованию технических средств при преподавании некоторых дисциплин ведомственной направленности и их влияние на формирование профессиональных компетенций. Отмечаются преимущества методики, соответствующей потребностям практики. Обосновывается необходимость проведения учебных занятий в предлагаемом авторами формате.
В статье раскрываются исторические аспекты появления QR-кода, а также возможности его применения в учебном процессе в классическом и ведомственном вузах. Авторы статьи исследуют дидактический потенциал QR-кода и показывают, что матричный код может являться эффективным инструментом для проектирования интерактивной образовательной среды современного вуза. Рассматриваются различные методические подходы и возможности использования QR-кодов в преподавании учебных дисциплин в классическом и ведомственном вузах.
В статье рассматриваются проблемы оптимизации физического воспитания в средних профессиональных учреждениях. Отмечается, что физическая культура является частью учебного процесса и решает комплекс оздоровительных, развивающих, воспитательных задач. Для оптимизации процесса физического воспитания учащихся техникума разработана программа факультативных занятий легкой атлетикой. Программа направлена на повышение организованной двигательной активности юношей с учетом их индивидуальных морфофункциональных характеристик и физической подготовленности. Формирующий педагогический эксперимент показал, что использование средств легкой атлетики способствует функциональной адаптации организма занимающихся к физической нагрузке, интенсивному развитию координации, силы и выносливости. Интеграция учебных занятий физической культурой и факультативных занятий легкой атлетикой позволяет значительно повысить физическую подготовленность и функциональные возможности обучающихся.
В статье проведен краткий анализ нормативных правовых актов, определяющих стратегию воспитания современных школьников с акцентом на обучающихся, занимающихся самбо. Констатируется необходимость насыщения спортивной среды, в которой тренируются юные спортсмены, содержанием, направленным на формирование их мировоззрения. Обоснована важность использования потенциала дополнительного образования в решении задач формирования гражданского сознания школьников-спортсменов.
Издательство
- Издательство
- ВИПЭ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Вологда
- Почтовый адрес
- 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, 2
- Юр. адрес
- 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, 2
- ФИО
- Некрасов Василий Николаевич (ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА)
- E-mail адрес
- vipe.vologda@mail.ru