В статье представлен обзор ряда современных зарубежных исследований имплицитного понимания неверных мнений (implicit false beliefs) у детей раннего возраста при типичном развитии, нарушениях слуха, расстройствах аутистического спектра, а также у приматов. Проанализированы результаты исследований, выполненных с использованием разных методологических парадигм оценки раннего развития модели психического: «нарушение ожиданий» (violation of expectations) и «предвосхищающий взгляд» (anticipatory looking). Представлены результаты исследований поиска биологических основ истоков социального познания с применением ближней инфракрасной спектрометрии (functional near-infrared spectroscopy), а также результаты исследований взаимосвязи возможных предикторов модели психического (понимания целенаправленности действий другого, совместного внимания, имплицитного понимания неверных мнений) и успешности социального познания в дошкольном возрасте при типичном развитии. Описываются теоретические представления о двух системах модели психического: минимальной и собственно модели психического. Обозначены ближайшие перспективы будущих исследований, позволяющие разрешить существующие кризисы репликации и не допустить новых.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2024130204
- eLIBRARY ID
- 68520281
Развитие теоретических представлений о раннем понимании ментальных состояний ознаменовалось предположением о существовании имплицитной ментализации, которая развивается в младенчестве и помогает детям понимать и прогнозировать поведение людей, но не рассуждать об их ментальных состояниях [4]. И эта система ранней ментализации никуда не исчезает, а продолжает существовать во взрослом возрасте, когда нам необходимо быстро на основе ограниченных данных предсказать поведение другого человека. Эту систему авторы назвали — минимальная модель психического. В дошкольном возрасте развивается вторая система — собственно модель психического, которая помогает не просто быстро распознавать ментальные состояния и предвосхищать поведение людей, а рассуждать об этих состояниях и учитывать все наши знания о том, как ментальные состояния влияют на поведение людей, для более точного прогноза относительно их дальнейшего поведения [4]. Так, ребенок в дошкольном возрасте, опираясь на свои знания о том, как желания влияют на поведение людей, объясняет действия своего сверстника: «Я подумал, что он пошел за машинкой, потому что он хотел поиграть со мной в гонки». Модель психического изменяется по мере развития ребенка (например, ребенок начинает понимать обман как воздействие на ментальные состояния других людей) и по мере накопления им социального опыта. Такие теоретические предположения о существовании двух систем модели психического помогают объяснить, с одной стороны, раннее понимание младенцами неверных мнений в задачах, подобных задаче Р. Байлярджон и К. Ониши [25], когда младенцы «ожидают», что люди будут искать предметы там, где они их оставили. А с другой стороны, неуспех детей раннего дошкольного возраста, которые не могут объяснить и правильно предсказать, где именно будет искать предмет персонаж истории, в отсутствие которого этот предмет был перепрятан (например, «Салли-Энн тест»).
Список литературы
1. Сергиенко Е.А., Уланова А.Ю., Лебедева Е.И. Модель психического: Структура и динамика. М.: Институт психологии РАН, 2020. 503 с. EDN: IBFNZM
2. A two-lab direct replication attempt of Southgate, Senju and Csibra (2007) / D. Kampis, P. Karman, G. Csibra, V. Southgate, M. Hernik // Royal Society open science. 2021. Vol. 8. № 8. Article ID 210190. 9 p. DOI: 10.1098/rsos.210190 EDN: GKJZCJ
3. Absence of spontaneous action anticipation by false belief attribution in children with autism spectrum disorder / A. Senju, V. Southgate, Y. Miura, T. Matsui, T. Hasegawa, Y. Tojo, H. Osanai, G. Csibra // Development and psychopathology. 2010. Vol. 22. № 2. P. 353-360. DOI: 10.1017/S0954579410000106
4. Apperly I.A., Butterfill S.A. Do humans have two systems to track beliefs and belief-like states? // Psychological review. 2009. Vol. 116. № 4. P. 953-970. DOI: 10.1037/a0016923
5. Are All Beliefs Equal? Implicit Belief Attributions Recruiting Core Brain Regions of Theory of Mind / Á.M. Kovács, S. Kühn, G. Gergely, G. Csibra, M. Brass // PLoS ONE. 2014. Vol. 9. № 9. Article ID e106558. 6 p. DOI: 10.1371/journal.pone.0106558
6. Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a “theory of mind”? // Cognition. 1985. Vol. 21. № 1. P. 37-46. DOI: 10.1016/0010-0277(85)90022-8
7. Barone P., Corradi G., Gomila A. Infants’ performance in spontaneous-response false belief tasks: A review and meta-analysis // Infant Behavior and Development. 2019. Vol. 57. Article ID 101350. 21 p. DOI: 10.1016/j.infbeh.2019.101350
8. Bradford E.E.F., Brunsdon V.E.A., Ferguson H.J. The neural basis of belief-attribution across the lifespan: False-belief reasoning and the N400 effect // Cortex. 2020. Vol. 126. P. 265-280. DOI: 10.1016/j.cortex.2020.01.016 EDN: BHBDEM
9. Brandone A.C., Stout W. The Origins of Theory of Mind in Infant Social Cognition: Investigating Longitudinal Pathways from Intention Understanding and Joint Attention to Preschool Theory of Mind // Journal of Cognition and Development. 2023. Vol. 24. № 3. P. 375-396. DOI: 10.1080/15248372.2022.2146117 EDN: BONINU
10. Brooks R., Meltzoff A.N. Connecting the dots from infancy to childhood: A longitudinal study connecting gaze following, language, and explicit theory of mind // Journal of experimental child psychology. 2015. Vol. 130. P. 67-78. DOI: 10.1016/j.jecp.2014.09.010
11. Buttelmann D., Carpenter M., Tomasello M. Eighteen-month-old infants show false belief understanding in an active helping paradigm // Cognition. 2009. Vol. 112. № 2. P. 337-342. DOI: 10.1016/j.cognition.2009.05.006
12. Children with autism spectrum disorder can attribute false beliefs in a spontaneous-response preferential-looking task / M. Glenwright, R.M. Scott, E. Bilevicius, M. Pronovost, A. Hanlon-Dearman // Frontiers in Communication. 2021. Vol. 6. Article ID 669985. 12 p. DOI: 10.3389/fcomm.2021.669985 EDN: HBRXPR
13. Discontinuity from implicit to explicit theory of mind from infancy to preschool age / D. Poulin-Dubois, E.J. Goldman, A. Meltzer, E. Psaradellis // Cognitive Development. 2023. Vol. 65. Article ID 101273. DOI: 10.1016/j.cogdev.2022.101273 EDN: NULWEX
14. Foley S., Hughes C. Family influences on theory of mind in middle childhood // Theory of Mind in Middle Childhood and Adolescence: Integrating Multiple Perspectives / Eds. R.T. Devine, S. Lecce. Routledge: Taylor & Francis, 2021. P. 101-121. DOI: 10.4324/9780429326899-8
15. Functional organization of the temporal-parietal junction for theory of mind in preverbal infants: a near-infrared spectroscopy study / D.C. Hyde, C.E. Simon, F. Ting, J.I. Nikolaeva // Journal of Neuroscience. 2018. Vol. 38. № 18. P. 4264-4274. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.0264-17.2018
16. Great apes anticipate that other individuals will act according to false beliefs / C. Krupenye, F. Kano, S. Hirata, J. Call, M. Tomasello // Science. 2016. Vol. 354. № 6308. P. 110-114. DOI: 10.1126/science.aaf8110
17. Heinrich M., Liszkowski U. Three-year-olds’ spontaneous lying in a novel interaction-based paradigm and its relations to explicit skills and motivational factors // Journal of Experimental Child Psychology. 2021. Vol. 207. Article ID 105125. 17 p. DOI: 10.1016/j.jecp.2021.105125 EDN: VAMSFF
18. Implicit mentalizing persists beyond early childhood and is profoundly impaired in children with autism spectrum condition / T. Schuwerk, I. Jarvers, M. Vuori, B. Sodian // Frontiers in psychology. 2016. Vol. 7. Article ID 1696. 9 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.01696
19. Infant attention to intentional action predicts preschool theory of mind / H.M. Wellman, S. Lopez-Duran, J. LaBounty, B. Hamilton // Developmental Psychology. 2008. Vol. 44. № 2. P. 618-623. DOI: 10.1037/0012-1649.44.2.618
20. Infant social attention predicts preschool social cognition / H.M. Wellman, A.T. Phillips, S. Dunphy-Lelii, N. LaLonde // Developmental science. 2004. Vol. 7. № 3. P. 283-288. DOI: 10.1111/j.1467-7687.2004.00347.x EDN: EBSINN
21. Kloo D., Kristen-Antonow S., Sodian B. Progressing from an implicit to an explicit false belief understanding: A matter of executive control? // International Journal of Behavioral Development. 2020. Vol. 44. № 2. P. 107-115. DOI: 10.1177/0165025419850901
22. Let’s do it together! The role of interaction in false belief understanding / M. Białecka-Pikul, M. Kosno, A. Białek, M. Szpak // Journal of Experimental Child Psychology. 2019. Vol. 177. P. 141-151. DOI: 10.1016/j.jecp.2018.07.018
23. Macaques Exhibit Implicit Gaze Bias Anticipating Others’ False-Belief-Driven Actions via Medial Prefrontal Cortex / T. Hayashi, R. Akikawa, K. Kawasaki [et al.] // Cell Reports. 2020. Vol. 30. № 13. P. 4433-4444.e5. DOI: 10.1016/j.celrep.2020.03.013 EDN: AVGDHT
24. Meristo M., Strid K. Language first: deaf children from deaf families spontaneously anticipate false beliefs // Journal of Cognition and Development. 2020. Vol. 21. № 4. P. 622-630. DOI: 10.1080/15248372.2020.1749057 EDN: ZOQRFI
25. Onishi K.H., Baillargeon R. Do 15-month-old infants understand false beliefs? // Science. 2005. Vol. 308. № 5719. P. 255-258. DOI: 10.1126/science.1107621
26. Poulin-Dubois D., Goldman E.J. Is false belief understanding stable from infancy to childhood? We don’t know yet // Cognitive Development. 2023. Vol. 66. Article ID 101309. 3 p. DOI: 10.1016/j.cogdev.2023.101309 EDN: GNXSZW
27. Reliability and generalizability of an acted-out false belief task in 3-year-olds / S. Dörrenberg, L. Wenzel, M. Proft, H. Rakoczy, U. Liszkowski // Infant Behavior and Development. 2019. Vol. 54. P. 13-21. DOI: 10.1016/j.infbeh.2018.11.005
28. Sodian B. Reply to Poulin-Dubois et al. (2023): Replication problems concerning both implicit and explicit false belief reasoning greatly reduced the chance of finding longitudinal correlations // Cognitive Development. 2023. Vol. 65. Article ID 101294. 3 p. DOI: 10.1016/j.cogdev.2022.101294 EDN: XYTMXY
29. Sodian B., Kristen-Antonow S., Kloo D. How does children’s theory of mind become explicit? A review of longitudinal findings // Child Development Perspectives. 2020. Vol. 14. № 3. P. 171-177. DOI: 10.1111/cdep.12381 EDN: BILFYC
30. Southgate V., Senju A., Csibra G. Action anticipation through attribution of false belief by 2-year-olds // Psychological science. 2007. Vol. 18. № 7. P. 587-592. DOI: 10.1111/j.1467-9280.2007.01944.x
31. Testing the stability of theory of mind: A longitudinal approach / D. Poulin-Dubois, N. Azar, B. Elkaim, K. Burnside // Plos One. 2020. Vol. 15. № 11. Article ID e0241721. 23 p. DOI: 10.1371/journal.pone.0241721 EDN: WQJPJT
32. Theory of mind performance in children correlates with functional specialization of a brain region for thinking about thoughts / H. Gweon, D. Dodell-Feder, M. Bedny, R. Saxe // Child development. 2012. Vol. 83. № 6. P. 1853-1868. DOI: 10.1111/j.1467-8624.2012.01829.x
33. Theory-of-mind development in young deaf children with early hearing provisions / C.L. Yu, C.M. Stanzione, H.M. Wellman, A.R. Lederberg // Psychological Science. 2021. Vol. 32. № 1. P. 109-119. DOI: 10.1177/0956797620960389 EDN: TJOTRZ
34. Wellman H.M., Cross D., Watson J. Meta-analysis of theory-of-mind development: The truth about false belief // Child development. 2001. Vol. 72. № 3. P. 655-684. DOI: 10.1111/1467-8624.00304
35. Wu Y., Merrick M., Gweon H. Expecting the Unexpected: Infants Use Others’ Surprise to Revise Their Own Expectations // Open Mind. 2024. Vol. 8. P. 67-83. DOI: 10.1162/opmi_a_00117 EDN: TEMHOB
36. Yu C.L., Kovelman I., Wellman H.M. How bilingualism informs theory of mind development // Child development perspectives. 2021. Vol. 15. № 3. P. 154-159. DOI: 10.1111/cdep.12412 EDN: DEMHNS
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор театральных практик, направленных на диагностику, профилактику и коррекцию поведения подростков, склонных к рискам, посредством развития эмоционального интеллекта, метапредметных компетенций, чувства ответственности и осознанности. Проанализированы различия и сходства в применении театральных практик за рубежом и на территории России в работе с трудными подростками. Обосновано применение театральных практик при учете возрастных потребностей подростков. Приведена характеристика наиболее востребованных театральных практик в мире - форум-тетра, плэйбэк-театра, популярного, социального театра. Обозначены различия между театральными практиками, нацеленными на процесс создания спектакля, и практиками, направленными на создание продукта - спектакля. Приведен анализ эмпирических исследований в контексте сопоставления видов театральных практик и достигаемых результатов в работе с подростками, склонными к риску или относящимися к группе риска. На примере «Мультимедиа-театра» обоснована актуальность разработки и применения инструментов театральной педагогики для решения проблем современных подростков (в том числе и методом ролевого экспериментирования).
В статье представлен опыт изучения интернализированных расстройств у детей и подростков исследователями западных и восточных стран: США, Канады, Великобритании, Германии, Польши, Китая и др. Это позволило представить более обширную географию стран, которые в своей психиатрической практике и психологической науке применяют диагностическую парадигму, опираясь на трансдиагностическую модель классификации психических расстройств. Автором предпринята попытка рассмотреть различные подходы к изучению вопросов, связанных с интернализированными расстройствами зарубежными исследователями. В статье представлены понятие «интернализированные расстройства», его противопоставление понятию «экстернализированные расстройства». Особое внимание уделено симптомам, диагностике, интервенции интернализированных расстройств именно в детском и подростковом возрасте. Представлены данные об эпидемиологии и этиологии интернализированных расстройств у детей и подростков. Проведен анализ превалентности интернализированных расстройств среди детей и подростков, который варьируется в зависимости от возрастной группы, пола и региона проживания. Описываются некоторые исследования, касающиеся коморбидности интернализированных расстройств у детей и подростков. Материалы статьи позволяют получить более полное представление о сути феномена «интернализированные расстройства» и его ключевых характеристиках. Данные, представленные в статье, могут быть использованы для разработки эффективных подходов к стратегиям диагностики интернализированных расстройств и эффективных способов вмешательств в детском и подростковом возрасте в отечественной науке и практике.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - широко распространенное расстройство развития, характеризующееся невнимательностью, импульсивностью и гиперактивностью. В то время как традиционные методы диагностики основаны на клинических интервью, тестах и поведенческих наблюдениях, методы машинного обучения (МО) дают возможность упростить процесс диагностики СДВГ и сделать его более точным. В данном обзоре предпринята попытка изучить опубликованную за последние несколько лет литературу, описывающую результаты применения алгоритмов машинного обучения к физиологическим и нейроанатомическим данным: снимкам и записям магнитно-резонансной томографии (МРТ), функциональной МРТ (фМРТ), инфракрасной спектроскопии (fNIRS), электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), электрокардиограммы (ЭКГ), движений глаз и физической активности, а также параметров зрачков для выявления диагностических биомаркеров СДВГ. Модели глубокого обучения и алгоритм опорных векторов (SVM) демонстрируют наиболее перспективные результаты для выявления СДВГ, как у детей, так и у взрослых. Однако, несмотря на то, что с помощью методов машинного обучения исследователям удается достичь высокого уровня специфичности и чувствительности при решении задачи диагностики СДВГ, их использование в клинической практике требует предварительной работы для проверки результатов на больших выборках.
В статье рассматривается феномен измерительной инвариантности психодиагностических инструментов. Проверка инвариантности помогает оценить, насколько измеряемый конструкт имеет сопоставимое значение для разных групп или точек измерения. Такая проверка требуется, чтобы убедиться, что сравнение этих групп или измерений между собой является адекватным. В статье приведен обзор современных и классических публикаций зарубежных исследователей, демонстрирующих различные содержательные и методологические аспекты проверки инвариантности. Особое внимание уделено имеющимся данным о проверке инвариантности для тестов когнитивных и языковых способностей, а также о значении инвариантности для оценки индивидуальных и межгрупповых различий. В завершение обсуждаются актуальные подходы к оценке инвариантности в рамках моделирования структурными уравнениями и современной теории тестирования. Данная работа может стать первым шагом для знакомства с понятием измерительной инвариантности и будет полезна для всех читателей, заинтересованных в улучшении качества измерительных инструментов для получения более надежных выводов о психологических феноменах.
Долгое время считалось, что владение несколькими языками способствует более эффективному развитию исполнительных функций. Данное положение эмпирически подтверждалось в исследованиях, где билингвы противопоставлялись монолингвам в заданиях на ингибиторный контроль, когнитивную гибкость, рабочую память, внимание. Однако опубликованные в последние годы систематические обзоры и мета-анализы ставят под сомнение существование подобного «билингвального преимущества». Предполагается, что источником неоднородности результатов могут являться не полученные данные, а, скорее, концептуальные методологические парадигмы, используемые научными группами при проведении исследований. Цель данного обзора заключается в анализе современных зарубежных работ на предмет актуальных подходов к операционализации билингвального опыта и исполнительных функций. В обзоре также критически рассматриваются теории «билингвального преимущества» и особенности инструментов оценки исполнительных функций. Основной вывод состоит в необходимости более тщательно разрабатывать дизайны будущих исследований с учетом индивидуальных особенностей билингвов, а также специфики заданий на оценку исполнительных функций. Также возникает необходимость в новых фальсифицируемых теориях, которые предлагали бы априорно проверяемые гипотезы. В заключение описываются ключе
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/