В статье представлены результаты исследования профилактической антитеррористической воспитательной работы среди учащихся общеобразовательных школ Республики Дагестан. Отмечается, что данная работа со школьной молодежью проводится системно и комплексно с участием не только педагогов, но и внешних субъектов профилактического воздействия на подростков из числа представителей правоохранительных органов, различных министерств и ведомств, уполномоченных в сфере молодежной, информационной и государственной национальной политики, деятелей культуры и искусства, представителей официального мусульманского духовенства, спортсменов, депутатов, ветеранов СВО и других лидеров общественного мнения. Выявлено, что основным форматом данной работы является тематическая профилактическая беседа со школьниками, проведение которой требует определенных педагогических навыков и компетенций. С помощью формализованного экспертного опроса школьных учителей и серии исследовательских интервью выявлена оценка эффективности данной деятельности, а также проблемы, препятствующие повышению качества антиэкстремистской просветительской работы с дагестанской молодежью. Отмечая важность и полезность этой работы, опрошенные учителя указывают на ряд проблем и факторов, снижающих ее эффективность. Загруженность учителей «бумажной» работой, частые требования разного рода отчетов о проделанной работе, формализм, проведение мероприятий без учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, некомпетентность, отсутствие понимания и поддержки со стороны родительского сообщества, слабый интерес к такого рода мероприятиям как со стороны педагогов, так и со стороны школьников и ряд других факторов мешают повышению качества антитеррористической просветительской работы с дагестанской молодежью. Представляется, что профилактика экстремизма и терроризма является частью общего просветительского воздействия института общеобразовательной школы на ребенка, воспитывающего в нем нравственного, законопослушного и патриотичного гражданина. Для повышения качества этой работы важно на государственном уровне поднять авторитет школьных учителей, поскольку учитель без авторитета - плохой воспитатель для подростков не только в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма, но и в целом в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Идентификаторы и классификаторы
Проблема противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма в Республике Дагестан (РД) продолжает становиться все более актуальной.
Список литературы
1. Абдулагатов З. М. Семья и школа в решении проблем профилактики религиозного экстремизма и терроризма (на примере Республики Дагестан). Махачкала: ИИАЭ ДФИЦ РАН, 2021. 288 с. Abdulagatov Z. M. Family and school in solving problems of preventing religious extremism and terrorism (on the example of the Republic of Dagestan). Makhachkala, IIАЕ DFIC RАN, 2021: 288 (in Russ.). 2. Адиев А. З., Мусаева А. М. Профилактика терроризма на Северном Кавказе // Россия и мусульманский мир. 2022. № 1(323). С. 33-52. ;. DOI: 10.31249/rimm/2022.01.004 EDN: GALGAB Adiev A. Z., Musaeva A. M. Prevention of terrorism in the North Caucasus. Rossiya i musulmanskij mir, 2022: 1(323): 33-52 (in Russ.). ;. DOI: 10.31249/rimm/2022.01.004 EDN: GALGAB
3. Алиева Г. К. Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма среди учащейся молодежи (на опыте работы МКОУ “Костекская СОШ им. Б. Ш. Бакиева”) // Актуальные проблемы организации противодействия распространению идеологии терроризма в образовательных организациях Республики Дагестан. Махачкала: АЛЕФ, 2023. С. 5-7. Alieva G. K. Prevention of countering the ideology of terrorism, extremism among students (based on the experience of the MCOU “Kostek Secondary School named after B.Sh. Bakiev”). Aktualny’e problemy’ organizacii protivodejstviya rasprostraneniyu ideologii terrorizma v obrazovatel’ny’x organizaciyax Respubliki Dagestan [In Current problems of organizing counteraction to the spread of the ideology of terrorism in educational organizations of the Republic of Dagestan]. Makhachkala, ALEF, 2023: 5-7 (in Russ.).
4. Алханова А. Ш. Воспитательный потенциал школы как часть системы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма // Актуальные проблемы организации противодействия распространению идеологии терроризма в образовательных организациях Республики Дагестан. Махачкала: АЛЕФ, 2023. С. 14-18. Alkhanova A. S. The educational potential of the school as part of the system of countering the spread of the ideology of extremism and terrorism. Aktualny’e problemy’ organizacii protivodejstviya rasprostraneniyu ideologii terrorizma v obrazovatel’ny’x organizaciyax Respubliki Dagestan [In Current problems of organizing counteraction to the spread of the ideology of terrorism in educational organizations of the Republic of Dagestan]. Makhachkala, ALEF, 2023: 14-18 (in Russ.).
5. Махмутова Р. Г., Шибанова Н. А. Мониторинг радикализации молодежи в учебных заведениях // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2022. № 1(28). С. 12-15. Makhmutova R. G., Shibanova N. A. Monitoring the radicalization of youth in educational institutions. Vestnik Nacionalnogo antiterroristicheskogo komiteta, 2022: 1(28): 12-15 (in Russ.).
6. Методические материалы для совершенствования работы педагогических коллективов общеобразовательных организаций по противодействию идеологии терроризма. Махачкала: ДИРО, 2023. 72 с. Metodicheskie materialy dlya sovershenstvovaniya raboty pedagogicheskih kollektivov obshheobrazovatelnyh organizacij po protivodejstviyu ideologii terrorizma [Methodological materials for improving the work of teaching staff of general education organizations in countering the ideology of terrorism]. Makhachkala, DIRO, 2023: 72 (in Russ.).
7. Мирзоева В. Н. Антитеррористическая безопасность в школе // Актуальные проблемы организации противодействия распространению идеологии терроризма в образовательных организациях Республики Дагестан. Махачкала: АЛЕФ, 2023. С. 91-93. Mirzoeva V. N. Anti-terrorism security at school. In Current problems of organizing counteraction to the spread of the ideology of terrorism in educational organizations of the Republic of Dagestan. Makhachkala, ALEF, 2023: 91-93 (in Russ.).
8. Пхешхова И. М. Причины и условия, способствующие вовлечению молодежи в террористическую среду // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2022. № 1(28). С. 20-23. Pheshkhova I. M. Causes and conditions conducive to the involvement of young people in the terrorist environment. Vestnik Nacionalnogo antiterroristicheskogo komiteta, 2022: 1(28): 20-23 (in Russ.). 9. Шамсуев О. З. Актуальные вопросы организации профилактической работы по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в образовательном учреждении // Актуальные проблемы организации противодействия распространению идеологии терроризма в образовательных организациях Республики Дагестан. Махачкала: АЛЕФ, 2023. С. 110-113. Shamsuev O. Z. Topical issues of organizing preventive work to counter the ideology of extremism and terrorism in an educational institution. Aktualny’e problemy’ organizacii protivodejstviya rasprostraneniyu ideologii terrorizma v obrazovatel’ny’x organizaciyax Respubliki Dagestan [In Current problems of organizing counteraction to the spread of the ideology of terrorism in educational organizations of the Republic of Dagestan]. Makhachkala, ALEF, 2023: 110-113 (in Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена обзору современных исследований неоколониализма. В работе рассматривается история возникновения термина «неоколониализм», а также основные особенности неоколониализма XXI в., среди которых: трансформация характера, форм и методов колониального влияния, изменения его масштаба. Обозначены основные причины интереса к проблематике неоколониальных исследований, включая общую смену исследовательской оптики, появление новых форм колониальной зависимости и др. Указаны предпосылки появления исследований неоколониализма в социологической науке. Анализ зарубежных исследований демонстрирует, с одной стороны, сохранение интереса к традиционным темам, связанным с колониальным наследием в африканских странах, поскольку именно они по-прежнему находятся в наиболее уязвимом положении в сравнении с другими бывшими колониями, с другой стороны - выход на более широкую тематику, связанную с культурным неоколониализмом в условиях глобализации, а также превращением технологий в инструмент колониального влияния. Современные отечественные исследования неоколониализма обладают своей спецификой, выраженной, во-первых, в доминировании экономической трактовки неоколониализма, во-вторых, они часто посвящены изучению взаимосвязи неоколониализма с глобализацией и капитализмом, в-третьих, в работах отечественных авторов особое внимание уделяется положению России в системе глобального неоколониализма. На основе проведенного анализа научного дискурса авторами разработана типология форм неоколониализма, в рамках которой все формы делятся на две большие группы - традиционные и новые. К традиционным формам относятся, прежде всего, экономический и политический неоколониализм. К новым - культурный и образовательный неоколониализм. Интенсификация процесса цифровизации и возрастание экологических рисков в начале XXI в. позволяют говорить о том, что все большее значение приобретают и такие формы неоколониализма, как экологический и цифровой. Особое внимание в статье уделяется экологическому неоколониализму как новой, особой его форме. Рассмотрены также причины возрастания интереса к нему и его влияние на политическую и экономическую сферы. Обсуждается тезис превращения зеленой повестки в новую форму идеологии, при помощи которой страны «большой семерки» реализуют выгодную им политику. Авторами сделан вывод о необходимости выявления конкретных интересов и ценностей, стоящих за современными экологическими инициативами.
Статья посвящена анализу основных каналов рекрутирования высокопоставленных чиновников полномочных представительств Президента РФ в федеральных округах. Эмпирической основой исследования служит биографическая база данных, которая включает сведения о 154 президентских бюрократах по состоянию на апрель 2023 г. Рекрутирование выходцев из различных социально-профессиональных групп в аппарат полпредств обнаруживает ряд тенденций, обусловленных взаимодействующими друг с другом толкающими (особенности позиции претендента и сопряженных с ней ресурсов и интересов) и вытягивающими (место в системе власти и функциональная специализация полпредств, специфика руководящих должностей в них, как элементы структуры возможностей, а также личные связи) факторами. Одной из важнейших тенденций является милитаризация: большинство чиновников полпредств имеют опыт работы в силовых структурах и даже провели в них основную часть своей предшествующей карьеры. Рекрутирование силовиков, являющихся, в плане карьеры, «идеально-типическими» федеральными чиновниками и профессионально социализированными в рамках жестких, централизованных иерархий, вероятно, укрепляет автономию полпредств от внешних по отношению к федеральной власти акторов и интересов, включая региональные администрации, которые эти органы призваны контролировать. В логику автономизации вписывается и тот факт, что одним из основных поставщиков (особенно непосредственных) ключевых чиновников полпредств является администрация Президента, прежде всего, аппарат самих представительств. Тем не менее, весомое меньшинство президентских чиновников имеет опыт работы в региональных администрациях (особенно среди заместителей и помощников полпредов), а также в бизнесе, как государственном, так и частном (особенно среди полпредов и их заместителей). Впрочем, позиции в этих структурах редко выступают прямым трамплином к ключевой должности в полпредствах. Наконец, роль законодательных органов, как канала рекрутирования президентских чиновников, незначительна. В целом, выводы автора согласуются с результатами предыдущих исследований, что свидетельствует об относительной устойчивости тенденций рекрутирования.
В статье представлены результаты сравнительного анализа жизненно-событийной структуры поколений россиян на основе эмпирических данных Российского социального исследования (РСИ) волна 9, сопоставимого с ESS. Анализ показал, что календарь жизни ныне живущих поколений россиян довольно сильно структурирован - события происходят в определенные и довольно узкие интервалы времени и в определенной последовательности. Особенностью календаря жизни в России является высокая концентрация всех базовых событий первой фазы взрослой жизни на узком интервале времени, короткий период вступления во взрослую жизнь. События поздней стадии жизни показывают большее хронологическое разнообразие и сценарную вариативность. Были обнаружены значимые различия в жизненно-событийной матрице поколений в России, среди которых увеличение среднего возраста наступления почти всех базовых жизненных событий, расширение границ возрастных жизненных этапов, удлинение пути взросления и перехода от зрелости к старости, а также диверсификация жизненных сценариев в профессиональной и семейно-брачной сферах. При сравнении индексов стандартизированности основных событий между поколениями был выявлен тренд на дестандартизацию жизненных путей - в старших поколениях уровень сходства значительно выше, чем среди молодых поколений. Основные изменения пришлись на поколение 1970-1979 гг. и ускорились в следующем поколении 1980-1989 гг. Возможными причинами могут быть макродемографические факторы, а также изменения в социально-экономических и исторических условиях, переход к постиндустриальному обществу. Тренд на дестандартизацию жизненных путей в старших поколениях затронул в первую очередь людей с более высоким уровнем образования, а в более молодых приобрел более широкий социально-классовый характер, гендерные различия стали проявляться в поколении 1980-х. Авторы выдвигают предположение, что увеличение дестандартизации жизненных путей может иметь разнонаправленные социальные и индивидуальные последствия. С одной стороны, новые возможности для развития, построение жизненного пути с учетом индивидуальных особенностей, талантов и желаний, большая гибкость жизненных траекторий, снижение нормативности и социального давления. С другой стороны, это может привести к росту неопределенности, социального напряжения, увеличению неравенств, углублению конфликта «отцов и детей», что повысит в обозримом будущем социальные риски.
В статье обоснована проблема общественной эффективности образования как главного научно-практического продукта и, одновременно, области теоретической интеграции социологии образования. Ее решение - предпосылка преодоления бюропатологий и перехода от универсального и бюрократического менеджмента к научному управлению образованием. Подход к общественной эффективности образования раскрыт на основе концепции его институциональных функций, как отношение общественно значимых результатов к совокупным затратам (включая нематериальные) на образование. Трактовка этой проблемы предполагает: определение методологической роли социологии в решении данной теоретико-прикладной проблемы; учет всего спектра институциональных функций (воздействие на все сферы жизни общества, отложенность результатов во времени; несводимость к рыночной услуге или педоцентристским и «компетентностным» схемам); междисциплинарное взаимодействие для концептуализации общественных затрат и результатов.
Отсутствие в действующем законодательстве РФ понятия «общественная эффективность образования» создает в образовательной политике нормативное пространство для бюропатологий. Бюрократы подменяют общественную эффективность образования - многокомпонентный критерий качества управления - выгодным для них проектным менеджментом. Они игнорируют обширную ответственность образования в обществе, дробя управление им на короткие проекты, и в этом действия бюрократов сливаются с неолиберальными «модернизациями» и педоцентристскими «реформами», приводят образование к кризису, растрате государственных ресурсов, отставанию в глобальном соперничестве.
Автор приходит к выводу, что для решения проблемы эффективности необходима методология анализа общественных затрат и результатов образования в рамках его институциональных функций. Успешная разработка концепции общественной эффективности обеспечит опережающее развитие социологии образования в России на фоне мировых трендов мелкотемья и теоретической дезинтеграции этой отрасли науки. Последнее, по мнению автора, всецело отвечает приоритетам российского общества, образования и науки.
В статье рассматривается вопрос о возможностях и научных перспективах компаративных исследований межрегиональных различий и неравенств в России и Италии. Эти страны, находящиеся на значительном удалении, принадлежащие к разным географическим зонам, культурным средам и цивилизационным ареалам, заметно различаются по своему мировому статусу. Несмотря на самоочевидность этих страновых различий, они вот уже длительное время воспринимаются и в российской, и в итальянской исследовательской традиции как страны, подлежащие сопоставлению. Они выступают друг для друга - и в немалой степени по причине тех же самых различий - в качестве концептуального ресурса, элемента внешней среды и внешнего окружения, источника и фактора развития. Эта их сопоставимость имеет свое региональное измерение. Она распространяется на область исследований межрегиональных неравенств противоречий, рассматривающих диалектику «центр - регионы» и образующих в плане методологии исследования особое компаративистское направление. Настоящее исследование представляет собой экскурс в область историко-социологической и политической регионалистики. Автор оценивает достижения и результаты, полученные отечественными и итальянскими авторами, а также перспективы научных разработок в данной области. Межрегиональные неравенства, неизбежные для Италии, оказавшейся в числе стран, «пришедших вторыми», имея в виду их относительно позднее приобщение к техногенной цивилизации, обрели смысл и значение общенациональной проблемы. Почти с момента возникновения единой итальянской государственности она известна как южный вопрос. Дихотомия «Север - Юг» в Италии является воплощением региональных различий, диспропорций, противоречий. Она отразила в себе коллизию между унификацией традиционалистских общественных укладов и потребностью в сохранении их разнообразия. Эта дихотомия примечательным образом словно бы предвосхитила одноимённую формулу новейшего времени, которой обозначаются деление и раскол современного глобального мира на богатые северные и бедные южные страны. В концептуальных схемах вариативности, то есть, с одной стороны, единства и сходства, а с другой - различий между Россией и Италией, в том числе и в области компаративной регионалистики, долгое время преобладали контрастные сравнения, которым более или менее правомерно приписывался константный характер. Эта устоявшаяся картина вариативности претерпела существенные видоизменения в процессе эрозии политических субкультур как левого, так и правого толка, секуляризации и рационализации общественного сознания. Автор приходит к выводу, что на примере Италии можно видеть, как архаические социальные практики могут сочетаться с современными технологиями, и это может порождать весьма причудливые социальные коллизии.
В данной статье рассматриваются идеальные модели региональной идентичности на Украине - Галичина и Донбасс. Подчеркивается, что Украина, став суверенным государством и появившись на политической карте мира в 1991 г., столкнулась с проблемой ярко выраженной мозаичности регионов. Отдельные регионы включались в состав Украины уже оформившиеся как самобытные целостности с устойчивыми особенностями культуры и способом жизни населения. Авторы акцентируют внимание на том, что на территории Украины сосуществовал целый ряд территориальных комплексов достаточно слабо связанных между собой, а подчинение их различным государствам в силу частого изменения границ, обуславливало их сложное взаимодействие. Процессы изменения политической принадлежности регионов актуализируют идентификационный вопрос, а идентичность в таких условиях превращается в некого демиурга действительности и может выступать главным, а иногда и единственным источником смыслов. Провозглашение независимости Украиной актуализировало исторически сформировавшиеся противоречия, ранее существующие преимущественно латентно. В статье доказывается наличие социокультурных регионов, своеобразных этнотерриториальных сообществ, создающих континуум с ярко выраженной дихотомией - Донбасс и Галичина. Начиная с первых лет независимости Украины, в сознание граждан активно внедрялся образ новой независимой страны как великой европейской державы, становлению которой всегда мешала и продолжает мешать Россия. То есть продвигался проект, в основу которого был положен галицийский национализм (с подчеркнуто русофобской основой) и концепция «титульной украинской нации». В свою очередь, регионалистские настроения на Востоке Украины показали, что региональная идентичность может обладать большим потенциалом для социальной интеграции граждан. Начиная с 1990-х годов Донбасс нередко выступал в качестве объекта преднамеренно «иного» со стороны украинской политической и культурной элиты, что являлось контрастным фоном в контексте практик национального строительства Украины. Авторы приходят к выводу, что формирование украинской национальной идентичности осуществлялось весьма противоречиво и характеризовалось ярким доминированием региональной идентичности на Востоке Украины на фоне тотального продвижения Галицийского проекта, причем с 2014 г. его продвижение осуществлялось именно вооруженным путем. Однако, насильственное стремление нивелировать региональную идентичность жителей Востока Украины запустило процесс сецессии региона - самопровозглашение ДНР и ЛНР и их последующее включение в 2022 г. в состав Российской Федерации.
В данной статье анализируются результаты долгосрочного исследования стратегий русскоязычной буддийской общины в отношении интернета и новых медиа. Авторы представляют результаты исследования двух кейсов буддийских цифровых новаторов - сообществ русскоязычной ветки Международной Дзогчен-общины и российской Тхеравады. Авторы выбрали для анализа именно эти два кейса, поскольку они репрезентативны для социологического рассмотрения многомерных связей между онлайн и офлайн коммуникациями российского цифрового буддизма. Предмет исследования представляется весьма актуальным, так как в современной социологии все большее внимание уделяется исследованию влияния медиатехнологий, интернета и социальных медиа на религиозные традиции, практики и формы социальной организации религии. Причиной этого является углубляющийся процесс медиатизации современных обществ. Он принес с собой принципиальные трансформации различных сфер жизнедеятельности социума. Религии вовлекаются в процесс медиатизации, ставящий перед ними целый ряд серьезных вопросов, требующих новых, неизвестных их традициям ответов. Так, цифровизация священных текстов несет с собой девальвацию традиции канонического знания и толкования священных текстов.
В этом сложном контексте переформатирования социальной реальности российские традиционные религии разрабатывают собственные рефлексии и ответы на риски медиатизации. В русскоязычном интернете православие, ислам, иудаизм и буддизм представлены богатым разнообразием сайтов соответствующих религиозных общин и центров различных направлений, подкастами, каналами, пабликами, группами и блогами в социальных сетях. И, как показывают результаты социологических исследований, смысловым стержнем транслокальных религиозных коммуникаций, опосредованных медиа, выступает обсуждение соотнесенности ценностно-нормативных координат повседневной жизни с религиозно-доктринальной регламентацией. Новые цифровые медиа бросают вызов религиозным традиционным ценностям, поскольку предоставляют пространство и способы формирования новых религиозных авторитетов, новых способов влияния на определенную религиозную группу.
Исследование проводилось по разработанной авторами методике, сочетающий методы математического моделирования и качественной социологии.
Авторы приходят к выводу, что парадоксальным образом нетрадиционные для России буддийские организации приняли новаторскую стратегию, оказались весьма креативны в привлечении новых медиа и продвижении собственных презентаций в публичное пространство. А направления буддизма, институционализированные в истекшие 30 лет, наоборот - консервативны.
В данной статье представлены результаты качественного социологического исследования православного социального активизма и его социальных последствий, предпринятого авторами в рамках научно-исследовательского проекта «Социальные проекты Русской Православной Церкви». Анализ взаимного восприятия православных активистов и остального населения региона в аспекте реализации православных социальных инициатив позволяет выявить четыре основных фрейма восприятия в зависимости от степени осведомленности светских субъектов об их деятельности и установок на взаимодействие либо уклонение от него: партнерский, клиентский, стереотипизирующий и критический. Партнерский фрейм характеризуется различной степенью заинтересованности постоянных и ситуативных (эпизодических) партнеров, клиентский - восприятием православных благотворительных организаций и групп помощи в качестве субститутов государственных учреждений социальной защиты или образования и преимущественным непринятием во внимание их религиозной специфики. Стереотипизирующий и критический фреймы, основанные на установке на дистанцирование от взаимодействия с православными активистами и различающиеся в зависимости от степени осведомленности от их деятельности, можно рассматривать в качестве форм негативной самоидентификации невоцерковленной или слабо воцерковленной частью регионального социума своей светской субъектности по отношению к православным активистам как носителям альтернативных ценностей и образа жизни. Стереотипизирующий фрейм характерен для граждан, не осведомленных о внекультовой деятельности активистов (включая как неверующих, так и верующих, идентифицирующих себя в качестве православных), критический - для разочарованных активистов.
В качестве ограничения для институционализации православной социальной деятельности авторы выделяют негативное отношение потенциальных волонтеров и активистов к установке на их воцерковление как подчинение религиозной. Тенденция к усвоению православных семейных ценностей и образа жизни характерна лишь для части сотрудников партнерских государственных организаций, должностные обязанности которых связаны с реализацией социального проекта повышения рождаемости. В целом отношение к православным инициативам невоцерковленных или слабо воцерковленных клиентов, партнеров, потенциальных или бывших активистов характеризуется направленностью на разделение религиозной и социальной активности и отсутствием готовности к подчинению религиозной дисциплине во внекультовой сфере.
В статье представлены результаты контент-анализа региональных СМИ, который проводился в рамках пилотажного исследования разработанной авторами методики анализа проблем и перспектив формирования общероссийской идентичности на Северном Кавказе. Целью исследования было определение структуры и содержания репрезентаций этнополитической ситуации на Северном Кавказе в медиа-пространстве региона. Актуальность этнополитической проблематики на Северном Кавказе обусловлена тем, что это - регион-фронтир, который в силу своего географического положения, этнических, религиозных и культурных особенностей является ареной различных внутренних и внешних вызовов. Мониторинг этнополитической ситуации является важным направлением исследований как в теоретическом, так и в практическом плане. Одна из технологий такого мониторинга - анализ репрезентаций этнополитической ситуации в политическом дискурсе региона. Политический дискурс региональных медиа представляет собой тематически сфокусированную, социально обусловленную систему новостных, аналитических, прогностических материалов в региональных СМИ, выстраивающую политическую картину мира. Репрезентации - содержание информационных сообщений на медиа ресурсах субъектов РФ на территории Северного Кавказа. Документальную базу исследования составили 1656 информационных сообщений, размещенных на ведущих информационных порталах и в неэтнических медийных СМИ субъектов РФ на территории СКФО в апреле-июне 2023 г. Было определено пять смысловых категорий анализа: 1) используемые практики укрепления общероссийской идентичности; 2) политизация этничности; 3) влияние зарубежных диаспор северокавказских народов; 4) угрозы и риски в сфере гуманитарной безопасности; 5) угрозы и риски в сфере социально-политической безопасности. Анализ репрезентаций этнополитической ситуации в политическом медиадискурсе региона позволил определить какую картину мира создают, конструируют региональные медиа: 1) преобладает позитивный контент о новых практиках формирования общероссийской гражданской идентичности в регионе, новых традициях и ритуалах, связанных с героями СВО; 2) потенциальные риски дестабилизации общественно-политической ситуации на Северном Кавказе связаны с влиянием информационной войны на население, прежде всего, молодежь; ростом угроз активизации экстремистской и террористической деятельности; проблемами религиозной безопасности в регионе, которые представлены в медиапространстве весьма фрагментарно.
В данной статье представлен метод прогнозирования тенденций изменений массового сознания в аспекте жизненных установок, т.е. тех ценностей, сообразно с которыми люди стараются строить свою жизнь. В современной прикладной социологии успешно используется прогноз электорального и потребительского поведения граждан. Временной лаг достоверности прогноза: для электорального поведения - 4-5 недель, потребительского поведения - до года. Прогноз на 10-20 лет практикуется в основном в демографии. Прогнозировать изменения массового сознания, базирующегося на ценностных установках граждан, сложнее. Если предположить, что развитие государства проходит эволюционно, тогда сочетание эвристических и математических методов позволяет сделать прогноз тенденций изменения установок населения в возрасте 40 лет и старше, как базовых для экономического и политического функционирования государства. В методическом плане в статье предложена процедура прогноза только тенденций, без претензии на высокую точность числовых показателей, при обязательном учете слабой изменчивости базовых числовых показателей, измеренных по состоянию на 2024 г. Для прогноза тенденций использованы данные общероссийского репрезентативного социологического исследования, аккумулированные в интегральные индексы, а также (при помощи факторного анализа) в вербальные конструкты. Сочетание этих методов позволило сделать в целом устойчивый 20-летний прогноз тенденций изменения жизненных установок россиян. Инструментом детализованного прогноза являются индексы как интегрированные показатели интенсивности и направленности тенденции, а обобщенного прогноза - вербальные конструкты, сформированные на основании факторного анализа. Выбор предмета прогноза основан на гипотезе о том, что «катализатором» жизненных установок являются три составляющие жизнедеятельности: выбираемая индивидом жизненная траектория, включающая предпочитаемые им виды жизнедеятельности; идентификация индивида с референтными группами как контактной средой, механизмом ценностной коммуникации и самореализации; выбор индивидом форм социального поведения в опоре на основные моральные принципы жизнедеятельности людей. Эти три аспекта жизнедеятельности населения являются не только социально (филогенетически), но в большой степени и биологически (онтогенетически) обусловленными, поэтому отличаются высокой устойчивостью, что позволяет говорить об устойчивости среднесрочного прогноза тенденций в интервале до 20 лет. Таким образом, в статье предложен опробованный в прикладном социологическом исследовании комбинированный метод среднесрочного прогноза установок социальных групп в ситуации, когда не проводятся повторные исследования для выстраивания динамического ряда эмпирических показателей. Приводимый в статье прогноз оперирует с показателями, важными для учета в практике среднесрочного планирования социальной политики государства.
Прогресс долгое время был одной из главных ценностей советского и постсоветского общества, безусловной и (в определенном смысле) традиционной. Однако его новейшие проявления, среди которых отрицание культуры и истории, декларация свободы человека от всякой аскриптивности, от любой детерминированности, включая биологическую, оказались несовместимы со сформированным русским и советским модерном пониманием прогрессивности. Проблема происходящих в современном мире трансформаций, с нашей точки зрения, не в их турбулентности, но в неясности их вектора, в непонятных изменениях их сущностных свойств.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru