В статье на материалах современных социологических исследований анализируются факторы неравенства в отечественном образовании. Представлены данные, показывающие, что неравенство в образовании имеет тенденцию к воспроизводству в двух базовых формах: а) неравные образовательные возможности для разных групп учащихся; б) неравные образовательные результаты. В рамках той и другой формы существуют факторы (барьеры) неравенства, препятствующие получению индивидами образования. В статье к таким факторам неравенства отнесены: а) группирование учащихся по разным образовательным потокам по итогами тестов и успеваемости, когда подобная группировка получила название трекинга; б) специфические отношения педагогов к учащимся из разных социальных групп, что может вести к необъективной оценке учебных достижений школьников; в) региональные различия в деятельности образовательных учреждений, что связано с типом населенных пунктов и их экономическим развитием; г) различия в семейных структурах, среди которых выделяются количественный размер семьи, порядок рождения детей, является ли семья полной или нет; д) ценностное отношение родителей из разных социальных слоев к учебе своих детей; е) гендерные стереотипы при получении образования, ведущие в дальнейшем к гендерному дисбалансу профессиональной структуры в обществе; ж) развитие языковых способностей учащихся, когда дети из разных социальных слоев по-разному выражают свои знания и опыт, что отражается на учебных оценках и успеваемости. Появляются новые формы неравенства, например, цифровое, развитие которого увеличивает социальное неравенство. Развитие информационной техники, IT-технологий приводит к появлению новых форм цифрового неравенства, в том числе в городах и в среде персонала самой системы образования. Показана негативная роль образовательного неравенства для современного российского общества, что может проявиться в ослаблении солидарности общностей и групп российского общества. Приведены практики преодоления влияния факторов неравенства в образовании на примерах школ, работающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (резильентные школы). Также анализируются эмпирические данные увеличения числа молодежи из экономически благополучных слоев населения, поступающих в систему среднего профессионального образования. Специфика рассмотренных факторов неравенства в образовании усиливает исследовательское внимания к ним.
Идентификаторы и классификаторы
В мире растет исследовательский интерес к социальному неравенству и всем его видам. Многие дискуссии посвящены размерам и динамике неравенства, его источникам и последствиям, а также тем социальным травмам, которые возникают вследствие неравенства.
Список литературы
1. Богданов М. Б., Малик В. М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 391-421. ;. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1603 EDN: NBXFVU Bogdanov M. B., Malik V. M. How do social, territorial and gender inequalities combine in the educational trajectories of Russian youth. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i socialnye peremeny, 2020: 3: 391-421 (in Russ.) ;. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1603 EDN: NBXFVU
2. Викторов А. Ш. Поворот к неравенству в мире как вызов глобальной социологии // Социологические исследования. 2015. № 2. С. 21-29. EDN: TNESXR Viktorov A. Sh. The Turn to Inequality in the World as a Challenge to Global Sociology. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2015: 2: 21-29 (in Russ.). EDN: TNESXR
3. Гаспаришвили А. Т. Среднее специальное образование в оценках и мнениях выпускников ссузов // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2016. № 16 (1). С. 92-110. EDN: VNVPTF Gasparishvili A. TCareer and technical education system: Estimates and opinions of the graduates. Vestnik RUDN. Ser. Sociologiya, 2016: 16(1): 92-110 (in Russ.). EDN: VNVPTF
4. Глобальная социология образования: зарубежный опыт решения социальных проблем в сфере образования / Под ред. А. М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ; М.: Журнал РАН “Социологические исследования”, 2015. 300 с. EDN: YTJYRP Global sociology of education: foreign experience in solving social problems in education. Ed by A. M. Osipov. Velikiy Novgorod: NovGU; Zhurnal RAN “Sociologicheskie issledovaniya”, 2015: 300 (in Russ.). EDN: YTJYRP
5. Гошин М. Е., Пинская М. А., Григорьев Д. С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа // Социологические исследования. 2021. № 5. С. 70-83. ;. DOI: 10.31857/S013216250012685-6 EDN: RJIVCU Goshin M. E., Pinskaya M. A., Grigoryev D. S. Forms of parental participation in education in different types of schools. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2021: 5: 70-83 (in Russ.). ;. DOI: 10.31857/S013216250012685-6 EDN: RJIVCU
6. Грошев И. В. Красноблодцев А. А. Цифровизация и креативность российских регионов // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 66-78. ;. DOI: 10.31857/S013216250009390-2 EDN: PLVOPV Groshev I. V. Krasnoblodtsev A. A. Digitalization and creativity of Russian regions. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2020: 5: 66-78 (in Russ.). ;. DOI: 10.31857/S013216250009390-2 EDN: PLVOPV
7. Епихина Ю. Б. Стратификационные исследования: между прошлым и будущим // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 20-25. ;. DOI: 10.31857/S013216250003998-0 EDN: ISIKZE Epikhina Yu. B. Stratification research: between past and future. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2019: 2: 20-25 (in Russ.). ;. DOI: 10.31857/S013216250003998-0 EDN: ISIKZE
8. Ефанов А. А., Буданова М. А., Юдина Е. Н. Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2020. Т. 20. № 2. С. 382-393. ;. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-382-393 EDN: FRIAYR Yefanov A. A., Budanova M. A., Yudina E. N. Digital literacy of schoolchildren and teachers: A comparative analysis. Vestnik RUDN. Ser. Sociologiya, 2020: 20(2): 382-393 (in Russ.). ;. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-382-393 EDN: FRIAYR
9. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 108-120. ;. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120 EDN: VUHAGN Dobrinskaya D. E., Martynenko T. S. Prospects of the Russian information society: Digital divide levels. Vestnik RUDN. Ser. Sociologiya, 2019: 19(1): 108-120 (in Russ.) ;. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120 EDN: VUHAGN
10. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Возможно ли цифровое равенство? (О книге Я. Ван Дейка “Цифровой разрыв”) // Социологические исследования. 2020. № 10. С. 158-164. ;. DOI: 10.31857/S013216250009459-7 EDN: IMRGSO Dobrinskaya D. E., Martynenko T. S. Is digital equality possible? (“The Digital Divide” by J. van Dijk)]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2020: 10: 158-164 (in Russ.). ;. DOI: 10.31857/S013216250009459-7 EDN: IMRGSO
11. Ибрагимова З. Ф., Франц М. В. Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 54-64. ;. DOI: 10.31857/S013216250013781-2 EDN: CPKQWK Ibragimova Z. F., Frants M. V. Dynamic analysis of achievement and opportunity inequality in Russian school education. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2021: 9: 54-64 (in Russ.). ;. DOI: 10.31857/S013216250013781-2 EDN: CPKQWK
12. Керша Ю. Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор воспроизводства неравенства в образовании // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 85-104. ;. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-85-112 EDN: YSAERX Kersha Yu. D. Socio-economic composition of the school as a factor in the reproduction of inequality in education. Voprosy obrazovaniya, 2020: 4: 85-104 (in Russ.). ;. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-85-112 EDN: YSAERX
13. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71-92. ;. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-71-92 EDN: IQZBYI Klyachko T. L., Semionova E. A., Tokareva G. S. Success and failure of schoolchildren: parents’ expectations, teachers’ assessment. Voprosy obrazovaniya, 2019: 4: 71-92 (in Russ). ;. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-71-92 EDN: IQZBYI
14. Константиновский Д. Л. В поисках источника образовательного неравенства // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 4. С. 98-111. ;. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.4.8609 EDN: ZFDHLB Konstantinovskiy D. L. Searching of a source of educational inequality. Sociologicheskaya nauka i social’naya praktika, 2021: 9(4): 98-111 (in Russ.). ;. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.4.8609 EDN: ZFDHLB
15. Константиновский Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 3. С. 125-133. ;. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.3.7491 EDN: FGRZUS Konstantinovskiy D. L. Overcoming Barriers in Education: Research and Social Practice. Sociologicheskaya nauka i social’naya praktika, 2020: 8(3): 125-133 (in Russ.). ;. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.3.7491 EDN: FGRZUS
16. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 34-43. ;. DOI: 10.7868/S0132162518030030 EDN: LAYWBV Konstantinovskiy D. L., Popova E. S. Russian Secondary Professional Education: Demand and Specificity of Choice. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2018: 3: 34-44 (in Russ.). ;. DOI: 10.7868/S0132162518030030 EDN: LAYWBV
17. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Среднее vs высшее // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29. № 2. С. 6-26. ;. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26 EDN: MTXBUV Konstantinovskiy D. L., Popova E. S. Vocational vs Higher Education. Mir Rossii. Sociologiya. Etnologiya, 2020: 29(2): 6-26 (in Russ.). ;. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26 EDN: MTXBUV
18. Костина С. Н. Готова ли инфраструктура региональных вузов к решению задач цифровой трансформации? // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 14-32. ;. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.024 EDN: KGZCMU Kostina S. N. Is the infrastructure of regional universities ready for solving the problems of digital transformation? Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2021: 25(3): 14-32 (in Russ.). ;. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.024 EDN: KGZCMU
19. Косякова Ю., Ястребов Г. и др. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 5(88). С. 76-97. EDN: YRHHFT Kosyakova Y., Yastrebov G. et al. The Reproduction of social inequality in the Russian educational system. Zurnal sociologii i social’noj antropologii, 2016: XIX: 5 (88): 76-97 (in Russ.). EDN: YRHHFT
20. Лебедева Н. В., Вилкова К. А. Почему девушки не выбирают STEM: гендерные различия в мотивационных ориентирах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 115-135. ;. DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.1923 EDN: AYRZBK Lebedeva N. V., Vilkova K. A. Why Girls Do Not Choose STEM? Gender Differences in Motivation. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i socialnye peremeny, 2022: 3: 115-135 (in Russ.). ;. DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.1923 EDN: AYRZBK
21. Макарова М. Н., Вострецова Ю. В. К проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Удмуртского ун-та. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Вып. 1. С. 55-65. EDN: LBDLIZ Makarova M. N., Vostretsova Yu. V. K probleme vzaimodejstviya sub’ektov obrazovatel’nogo processa [On the problem of interaction between the subjects of the educational process]. Vestnik Udmurdskogo un-ta. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika, 2010: 1: 55-65 (in Russ.). EDN: LBDLIZ
22. Мальцева В. А., Сальникова И. Е., Шабалин А. И. Вместо университета - в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 45-66. ;. DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.2090 EDN: HSCAZW Maltseva V. A., Salnikova I. Y., Shabalin A. I. Vocational School Instead of a University: What Brings Successful Eleventh-Graders to Vocational Education? Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i socialnye peremeny, 2022: 3: 45-66 (in Russ.). ;. DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.2090 EDN: HSCAZW
23. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Недооцененная компетенция или педагогические аспекты формирования резильентности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 16-20. EDN: YLNKFV Muraveva A. A., Oleynikova O. N. Under estimated competence or pedagogical aspects of developing resilience. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 2017: 2: 16-20 (in Russ.). EDN: YLNKFV
24. Осипов А. М., Матвеева Н. А. Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 37-48. EDN: UCFNXB Osipov A. M., Matveeva N. A. Institutional Barriers and Mechanisms of Education Accessibilitu: Concept and Regional Dynamics. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2015: 7: 37-48 (in Russ.). EDN: UCFNXB
25. Полякова Н. Л. Новое социальное неравенство. От общества среднего класса к биполярному обществу // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2020. № 26(4). С. 7-34. ;. DOI: 10.24290/1029-3736-2020-26-4-7-34 EDN: GMYRIR Polyakova N. L. The new social inequality. From middle class society to bipolar society. Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser. 18. Sociologiya i politologiya, 2020: 26: 4: 7-34 (in Russ.). ;. DOI: 10.24290/1029-3736-2020-26-4-7-34 EDN: GMYRIR
26. Полякова Н. Л. Социальное неравенство в социологических теориях второй половины ХХ в. Оформление конструктивистской перспективы // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2015. № 1. С. 5-28. EDN: TRMPWJ Polyakova N. L. Social inequality in sociological theories of the second half of 20th century. Forging a constructivist perspective. Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser. 18. Sociologiya i politologiya, 2015: 1: 5-28 (in Russ.).
27. Райхельгауз Л. Б. Резильентность образовательных результатов как новый принцип современной дидактики // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4(109). С. 8-14. ;. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10446 EDN: DTKZYD Raikhelgauz L. B. Resistance of educational results as a new principle of modern didactics. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik, 2019: 4(109): 8-14 (in Russ). ;. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10446 EDN: DTKZYD
28. Реутов Е. В., Реутова М. Н., Шавырина И. В. Жизненный успех и шансы на его достижение в представлениях жителей российской провинции // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 61-71. ;. DOI: 10.31857/S013216250009480-1 EDN: IBLGQK Reutov E. V., Reutova M. N., Shavyrina I. V. Life success and the chances of achieving it in the views of residents of the Russian provinces. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2020: 6: 61-71 (in Russ.). ;. DOI: 10.31857/S013216250009480-1 EDN: IBLGQK
29. Роговая А. В., Левченко Н. В. Образование, занятость и досуг как факторы миграции молодежи из малых городов // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 4. С. 23-33. ;. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-4/23-33 EDN: AECCFC Rogovaya А. V., Levchenko N. V. Education, employment and leisure as factors of youth migration from small towns. Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya, 2020: 4: 23-33 (in Russ.). ;. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-4/23-33 EDN: AECCFC
30. Сорокин П. А. Общество, культура и личность: Их структура и динамика. Система общей социологии // Питирим Сорокин: Новые материалы к научной биографии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д. В. Ефременко, П. П. Кротов. М.: ИНИОН РАН, 2012. 232 с. Sorokin P. A. Obshchestvo, kul’tura i lichnost’: Ih struktura i dinamika. Sistema obshchej sociologii [Society, culture and personality: Their structure and dynamics. System of General Sociology]. Rep. ed. D. V. Efremenko, P. P. Krotov. Moscow, INION RAN, 2012: 232 (in Russ.).
31. Социология образования: уч. и практ. для вузов / Под ред. А. М. Осипова. 2-е изд., доп. и пер. М.: ЮРАЙТ, 2023. 424 с. EDN: BZMRDY Sociology of education: textbook and workshop for universities. Ed. By A. M. Osipov. Moscow, Yurait, 2022: 424 (in Russ.). EDN: BZMRDY
32. Тривенти М., Скопек Я. и др. Дифференциация в среднем образовании и социальное неравенство образовательных возможностей: результаты крупномасштабного международного сравнения // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 5(88). С. 54-75. EDN: YRHHEZ Triventi M., Skopek J. et al. Differentiation in Secondary Education and Social Inequality in Educational Opportunities: Result of a Large-Scale International Comparison. Zurnal sociologii i social’noj antropologii, 2016: XIX: 5(88): 54-75 (in Russ.). EDN: YRHHEZ
33. Филиппова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в российских школах: влияние территориального фактора // Вестник Института социологии. 2019. № 4(10). С. 150-163. ;. DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.610 EDN: VFEAWA Filippova A. G., Visotskaya A. V. Educational inequality in Russian schools: the influence of territorial factor. Vestnik instituta sotziologii, 2019: 4(10): 150-163 (in Russ). ;. DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.610 EDN: VFEAWA
34. Филиппова А. Г., Высоцкая А. В. Исследование систем общего среднего образования в регионах России: метод “серого ящика” // Регионология. 2018. № 1(102). Т. 26. С. 155-178. ;. DOI: 10.15507/2413-1407.102.026.201801.155-178 EDN: YUSIBF Filipova A. G., Vysotskaya A. V. Studying General Secondary Education Systems in the Regions of Russia: the “Gray Box” Method. Regionologiya, 2018: 26: 1(102): 155-178 (in Russ.). ;. DOI: 10.15507/2413-1407.102.026.201801.155-178 EDN: YUSIBF
35. Шабашев В. А., Щербакова Л. Н. Тенденции цифрового равенства/неравенства в современном мире // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 3-12. EDN: WMAEGZ Shabashev V. A., Shcherbakova L. N. Trends in digital equality/inequality in the modern world. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2016: 9: 3-12 (in Russ.). EDN: WMAEGZ
36. Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании / Под ред. А. М. Осипова; РНФ. Великий Новгород: ООО “Типография “Виконт”, 2020. 351 с. EDN: MSNLLC School in paper abyss: the crisis of information flows in education: a collective monograph. Ed. A. M. Osipov; RSF. Veliky Novgorod, Vikont, 2020: 351 (in Russ.). EDN: MSNLLC
37. Эфендиев А. Г., Резкий С. Д. Социальное неравенство работающей российской молодежи: факторы и механизмы формирования и развития // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. № 25(2). С. 176-213. ;. DOI: 10.31119/jssa.2022.25.2.8 EDN: SSFLJZ Efendiev A., Rezkiy S. Social inequality of employed Russian youth: factors and mechanisms of formation and development. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii, 2022: 25(2): 176-213 (in Russ.). ;. DOI: 10.31119/jssa.2022.25.2.8 EDN: SSFLJZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрены особенности развития системы образования в Республике Крым как основного фактора социопространственного развития региона. Авторами проведен анализ динамики основных показателей системы образования на трех уровнях: общее образование, среднее профессиональное и высшее образование. В качестве основных показателей рассмотрены такие как: географическая доступность образовательных учреждений для населения, обеспеченность их информационно-техническими средствами учебного процесса и кадровыми ресурсами. Анализ кадрового ресурса проведен в разрезе тех категорий персонала, которые непосредственно реализуют и обеспечивают учебный процесс. В ходе исследования было выявлено наличие в образовательных учреждениях руководителей и педагогических работников, не имеющих высшего образования. В статье проведено сравнение численности внешних совместителей и штатных работников по исследуемым категориям, выполнено сопоставление полученных результатов с численностью обучающихся. Показано, что в условиях тенденции роста числа внешних совместителей и сокращения штатных сотрудников в системе высшего образования растет число обучающихся, добровольно оставивших обучение. В статье рассмотрена также динамика роста фонда заработной платы по указанным категориям сотрудников и проведено сравнение средней заработной платы на одного человека по виду деятельности (образование) в Южном федеральном округе по отношению к другим федеральным округам. Выявлено, что уровень оплаты труда работников образования в Южном федеральном округе в 2021 г. находится на уровне 2016 г. в сравнении с другими округами. Согласно показателям структуры персонала по соотношению штатных сотрудников и внешних совместителей построены линии трендов, позволяющие выявить тенденции изменений их численности. По некоторым категориям сотрудников выполнен прогноз на два года для выявления вероятностных количественных изменений в кадровом обеспечении системы образования. Обосновано, что решение кадровых вопросов приведет к сохранению и увеличению численности обучающихся, повышению качества образования и развитию человеческого потенциала в регионе. В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования. На основе построенных трендов и сделанных выводов авторами сформулированы конкретные рекомендации по устранению выявленных проблем в системе образования.
В данной статье представлен анализ российской муниципальной власти на примере малых российских городов. Анализ опирается на результаты эмпирического исследования, проведенного при участии автора в шести малых городах в Пермского края, Ивановской и Тамбовской областей. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе было проведено 69 глубинных интервью с представителями локальных и региональных элит и экспертами (2012-2015 гг.). На втором этапе в 2018-2020 гг. было проведено 64 интервью, в том числе с теми же респондентами, кто был проинтервьюирован на первом этапе. В 2023 г. были проведены дополнительно несколько интервью с экспертами в городе Пермского края в связи с резко изменившейся ситуацией.
Проведенное исследование позволяет говорить о том, что проблемное поле малых городов за прошедшие годы изменилось не столь значительно. До сих пор проблемы концентрируются вокруг темы ухудшающегося социально-экономического положения, налогов и кадрового дефицита. В тоже время управленческие проблемы власти нарастают в связи с дефицитом кадров в малых городах, управленческой слабостью некоторых глав малых городов. Среди новых проблем - пандемия, недостаточное число лидеров в корпусе муниципальных руководителей, последствия СВО. Анализ мотивационного профиля глав муниципальных образований и их команд показал, что за последние годы у глав городов повысился уровень мотивации и эффективность управления. Запрос элит и населения к власти значительно усилился, что не могло не отразиться на внутренней мотивации акторов. Эмпирическое исследование на примере одного моногорода позволило убедиться в том, что малый город при всех ресурсных и иных ограничениях вполне может развиваться, если сформирована партнерская модель взаимодействия между местной властью и стратегическими лидерами крупной компании. Однако и она не всегда гарантирует, что достигнутая эффективность взаимодействия власти и бизнеса останется без изменений, если в систему отношений двух акторов вмешивается федеральная власть.
В статье представлены результаты социологического исследования, посвященного выявлению особенностей восприятия баланса работы и личной жизни современными государственными служащими столичного мегаполиса. Эмпирической основой послужили материалы анкетирования и интервьюирования, осуществленных авторами в 2022 г. в федеральных министерствах (расположенных в г. Москва). Применяя современные методы анализа текстовых данных, авторы визуализируют с помощью облака слов ответы респондентов на открытый вопрос о субъективном понимании баланса работы и личной жизни. Выявлено, что в интерпретации опрошенных государственных служащих преобладают такие термины, как «время», «возможность» и «семья». Это позволяет выяснить, какой смысл вкладывают работники государственной службы в концепт баланса работы и личной жизни. Так, выступая субъективным феноменом, данный концепт прежде всего ассоциируется с пропорциональным распределением времени на семью и работу. Исходя из результатов анкетирования, авторы выделяют две группы государственных служащих, которые испытывают и не испытывают чувство баланса работы и личной жизни, и анализируют их социально-демографические характеристики, жизненные приоритеты, отношение к работе, оценки временных ресурсов и уровень удовлетворенности различными жизненными сферами. Репрезентируя субъективные оценки, авторы отмечают, что чуть более половины опрошенных работников государственной службы не ощущают баланса работы и личной жизни. Статистический анализ показал, что выделенные авторами группы не имеют существенных социально-демографических отличий. Также было установлено, что государственные служащие, по-разному оценивающие наличие баланса работы и личной жизни, значимо не отличаются в определении ведущих жизненных приоритетов, выдвигая на первый план семью и работу. Однако были выявлены статистически значимые связи между субъективными показателями баланса работы и личной жизни и особенностями разграничения рабочих и личных проблем, оценкой достаточности времени на повседневные практики и удовлетворенностью приватной жизнью. Установлено, что состояние дисбаланса в большей мере характерно для людей, которые отмечают влияние работы на личные дела, испытывают недостаток времени на повседневную частную жизнь и не удовлетворены ее основными составляющими. В рамках интервьюирования основное внимание было сосредоточено на группе внешних факторов, которые относятся к условиям занятости, что важно учитывать в вопросах кадровой политики и организации труда на государственной службе. Полученные материалы позволили рассмотреть с точки зрения государственных служащих существующий рабочий режим, обсудить инициативы по его совершенствованию, возможности и ограничения удаленной работы.
Данная статья посвящена исследованию особенностей социального поведения молодежи Республики Тыва, вызовов и рисков ее адаптации к современным условиям жизни, социально-экономическим и социокультурным трансформациям. Актуальность темы исследования обусловлена значимостью молодежи для развития российского социума, в том числе и на региональном уровне. Целью работы является выявление особенностей динамики ценностных установок молодежи в сфере профессиональной ориентации и трудовой занятости, а также особенностей адаптации молодых людей к рыночным процессам. В этой связи авторами отдельно рассматриваются модели приспособления молодежи к новым рыночным реалиям, а также динамика формирования социокультурных типов молодежных групп. Особое внимание авторы уделили изучению специфики ценностных приоритетов молодых людей, формы и содержание которых в определенной степени отличаются от ценностей предыдущих поколений. Представляемое исследование проведено с использованием методов системного анализа социально-экономических процессов региона, анализа данных социологических опросов молодых жителей Тувы с применением специальных компьютерных программ (SPSS). На основе сравнительного ретроспективного анализа материалов исследований, проведенных под руководством авторов в 2010, 2015 и 2021 гг., сделан вывод о специфике формирования ценностей молодых людей республики Тыва, которую необходимо учитывать при разработке региональных программ социального развития. Обнаружена постепенная трансформация моделей социальной адаптации нового поколения к современным реалиям, переход от пассивных форм, к более активному типу встраивания в экономику, что в большей степени соответствует ее требованиям. Авторы показывают, что адаптационные стратегии несколько различаются у представителей молодежи, относящихся к разным этническим группам. Однако вопрос о том, насколько это обусловлено именно этнокультурными особенностями требует дополнительного исследования.
Россия в своей истории переживала совершенно различное отношение населения к вопросам потребления алкоголя и, порой, диаметрально противоположные подходы государства к его регуляции: от сухих законов до повсеместного поощрения, от северного типа потребления алкоголя (доминирование крепких напитков) до южного типа (доминирование слабоалкогольных напитков). В этом смысле сегодня мы переживаем уникальную ситуацию: в современной России пиво (слабоалкогольный напиток) выходит на лидирующее положение рынка алкогольной продукции. Пиво вновь становится, по сути, народным напитком. Данное обстоятельство делает интересным и актуальным вопрос изучения потребления пива в историческом контексте. Каким образом потребление алкоголя в прошлом повлияло на его потребление сегодня? Существует ли какая-либо культурная связь эпох? Или сегодняшняя пивная культура начинает развиваться с нуля? На эти вопросы мы постарались ответить с помощью изучения современного пивного нейминга.
В данной статье на примере магазинов разливного пива города Кирова рассмотрены социально-культурные истоки современных пивных названий. Наименования анализируются в контексте сменяющих друг друга крупных российских исторических эпох. Исследование проведено при помощи метода контент-анализа трехсот семидесяти пивных наименований, собранных авторами в первой половине 2023 г. в двадцати двух пивных магазинах города. Выделены три стратегии, которые используются для наименований пива: дореволюционная (эти наименования тесно связаны с названиями сортов различных западноевропейских стран), советская (строится на отрицании дореволюционной стратегии, основана на разработке новых, уникальных наименований) и постсоветская (современные наименования, не соотносящиеся с дореволюционной и советской стратегией). В ходе исследования было выявлено, что наиболее популярные стратегии - это дореволюционная и постсоветская (по 38% от всех рассмотренных наименований), а наименее популярная - советская (24% от всех рассмотренных наименований). Помимо этого, введен коэффициент уникальности используемой стратегии, который позволяет понять, насколько разнообразно использование той или иной стратегии в продажах. Показано, что наиболее часто в торговле пивом прибегают к дореволюционной и постсоветской стратегиям пивного нейминга, советская же стратегия - наименее популярная.
В статье анализируются идентификационные процессы российского общества в условиях современных геополитических и социокультурных вызовов. Обосновывается, что условиях неопределенности общество требует консолидации и единения на основе объединяющей концепции или модели. Цель статьи - обосновать возможности брендинга регионов как части региональной политики идентичности в укреплении общероссийской идентичности. Методология исследования основана на междисциплинарном подходе, за основу взяты основные положения теории социального конструктивизма и концепция многоуровневой идентичности.
В качестве гипотезы предлагается предположение о том, что усиление региональной идентичности в российских регионах и основанный на ней брендинг регионов, способны не фрагментировать, а, напротив, укрепить российскую национальную идентичность. Проверка гипотезы осуществлялась с применением количественных и качественных методов.
Эмпирической базой исследования стали результаты массового онлайн-опроса жителей трех республик Северного Кавказа - Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана, проведенного в октябре-ноябре 2023 г. (n = 1421). Его результаты дополнены данными экспертного опроса.
Полученные данные свидетельствуют об отсутствии сформированных брендов в исследуемых регионах, что подтверждают результаты репрезентативного опроса (низкий уровень (менее 20%) осведомленности жителей о соседних регионах) и экспертные мнения.
В то же время наблюдается последовательное движение в сторону признания потенциала брендинга в развитии регионов, который включает поиск ключевых образов-идей, конструируемых как снизу (населением республик), так и сверху (органами региональной власти совместно с бизнесом, СМИ и общественными организациями). Брендинг регионов, повышение их узнаваемости способствует укреплению не только региональной, но и российской национальной идентичности. Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что брендинг регионов является механизмом поддержания консолидации российского общества и его потенциал должен быть встроен в политику идентичности.
В статье рассматриваются подходы российских исследователей к пониманию солидарности и ее социальных оснований. Каждая концепция солидарности подчеркивает те или иные основания и факторы солидаризации общества, привязывая их к социальным изменениям либо, напротив, к константам человеческого существования. В периоды социальных изменений происходит не только снижение или повышение степени социальной консолидации, но ослабление одних форм солидарности и формирование других. Цель настоящего исследования - выявить основания солидарности, связанные с социальностью и антропологическими параметрами бытия. Хотя формы солидарности меняются от общества к обществу и на разных исторических этапах их развития, ни одно общество не остается жизнеспособным и прогрессивным в отсутствие солидарности. Настоящее исследование оснований солидарности выходит за рамки как традиционных социологических концепций интеграции и дезинтеграции, нормального общества и аномии, так и психологических теорий о потребностях в группе и самовыражении, описывающих только непосредственные предпосылки и эффекты солидарности. Автор опирается на вторичный анализ источников и теоретический анализ социологических концепций социальности и социального воспроизводства. В материалы исследования вошли публикации российских ученых начиная с XIX в. (когда в российской социальной мысли возникли первые концепции соборности, всеединства и позитивистско-прагматические трактовки солидарности) и до наших дней, посвященные вопросам условий формирования солидарности, консолидации и деконсолидации общества. Автор выявляет эксплицитно и имплицитно присутствующие в источниках представления об основаниях солидарности, связанных с константами человеческого бытия и социальности: субъектность, предсказуемость и общность чувств. Субъектность социальных акторов как высший, рефлексивный уровень субъективности определяет их способность и волю к социальному творчеству и действиям в пользу социального целого. Предсказуемость социальной среды обеспечивает следование большинства приемлемым общим правилам, веру в общие ценности на основе взаимного доверия и справедливости. Взаимопомощь и альтруизм внутри солидарных общностей рассматриваются как невозможные без третьего фундамента солидарности - общности чувств социальных субъектов, связанной с общностью их жизненных миров.
В статье представлены результаты авторского исследования, посвященного адаптации и апробации в российских условиях признанного в мире инструментария измерения социокультурных характеристик по модели Хофстеде на индивидуальном уровне. Апробация инструментария выполнена в рамках полевого социологического исследования арктических территорий Республики Карелия (n = 1042), проведенного в 2023 г. Определена территориальная специфика значений социокультурных характеристик индивидов по модели Хофстеде, а также их выраженность в аспекте социальных групп (в частности, пола). Наибольшие различия прослеживаются для показателя «маскулиность», а минимальные - для показателя «коллективизм». Проверена релевантность модели культурных показателей и оценена сходимость измерений. Применены методики факторного анализа методом главных компонент (PCA), многомерного шкалирования (ALSCAL), иерархического кластерного анализа. Качество факторного анализа было проверено на основе значений критерия сферичности Бартлетта и статистики меры адекватности выборки Кайзера-Мейера-Олкина. Также для проверки надежности используемого инструментария было проведено сопоставление результатов авторов и разработчиков методики, с использованием коэффициента альфа Кронбаха (α). Полученные значения коэффициента говорят о высокой надежности используемого инструментария, а также подтверждают сохранение измерительной способности шкал после перевода по пяти показателям из шести. По шестому показателю «долгосрочность целеполагания» целесообразна корректировка перевода вопросов, исходя из относительно более низкого значения коэффициента альфа Кронбаха (α). Анализ на номологическую валидность подтвердил релевантность представленного инструментария. Это позволяет говорить о достижении цели исследования и успешной адаптации и апробации актуального инструментария расчета значений социокультурных характеристик по модели Хофстеде на индивидуальном уровне в условиях России. Примененные шкалы характеризуются высокой надежностью и валидностью. Перспективны для дальнейших исследований расширение географии применения инструментария; составление этнометрической базы данных регионов РФ по значениям социокультурных характеристик по модели Хофстеде, измеренных на уровне индивидов; анализ закономерностей пространственной дифференциации показателей, а также изучение аспектов влияния в рамках триады «пространство - социокультурная специфика индивидов - воспроизводство человеческого капитала».
В настоящей статье представлены ключевые подходы к пониманию и исследованию радикализации, а также возможности и ограничения применения некоторых исследовательских методов для моделирования сетевой топологии и оценки контентного сходства онлайн-сообществ. Сегодня в исследованиях социальных сетей и участия в них молодежи часто применяются методы и технологии Web Mining и AI. Однако до сих пор остается открытым вопрос о том, как эти подходы могут быть эффективно использованы в целях изучения онлайн-радикализации. Ответ на него должен повысить объяснительную и прогностическую способность вычислительных моделей для обнаружения и прогнозирования радикализации в онлайн-пространстве. В значительной части российских исследований онлайн-радикализации распространен подход, при котором задача выявления взаимосвязей отдельных онлайн-сообществ или их кластеров сводится к оценке степени их сходства по подписчикам, либо по лингвистическим маркерам. Такой подход ограничен в прогнозировании новых связей между сообществами и обосновании путей радикализации, но в то же время актуален в моделировании информационной диффузии. В данной работе авторы стремятся продемонстрировать возможности и ограничения применения методов tf-idf, doc2vec для оценки контентного сходства онлайн-сообществ без признаков радикализации и онлайн-сообществ с признаками радикализации. Такой подход позволил выявить сообщества со значительной тенденцией к объединению (установлению прямых связей). В статье представлены результаты сравнительного исследования в виде социальных графов, сформированных по принципам общности подписчиков, сходства значимых слов, контекстного сходства на базе doc2vec модели. Социальный граф на основе doc2vec метода показал лучшие результаты с точки зрения кластеризации онлайн-сообществ, а также интерпретируемости результатов. Это является критически значимым для обнаружения и прогнозирования радикализации в Интернете, поскольку открывает перспективы для изучения природы ассортативности в наблюдаемой сети.
Для обозначения происходящих в последние годы изменений в России и мире нередко используется термин «турбулентность», в том числе и на страницах нашего журнала. Категория турбулентности позволяет, не вдаваясь в детали, обозначить время перемен: сложнейшие сплетения социально-экономических и социокультурных процессов и неожиданные метаморфозы ранее устойчивых феноменов. Однако исследовать реальность, которую мы этим понятием только зафиксировали, все же необходимо для того, чтобы иметь возможность ответить на извечный вопрос «что делать?» в стремительно наступающей новой эпохе. Ее уже несколько поспешно назвали «постглобализацией», однако в любом случае, начавшееся разрушение глобальной системы в ее нынешнем виде есть непосредственно данный, наблюдаемый факт.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru