ISSN 2308-6416 · EISSN 2413-6891
Языки: ru · en

Статья: ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ПЕРМИ К СЕРВИСНЫМ РОБОТАМ (2023)

Читать онлайн

Эффективность внедрения роботов в разных сферах общества зависит не только от технических характеристик самого робота, но и от того, как разные социальные группы относятся к ним и насколько готовы с ними взаимодействовать. Социальные установки по отношению к роботам, в свою очередь, зависят от социокультурных и социоструктурных факторов. В рамках социологии техники и акторно-сетевой теории рассматривается социальное значение технических устройств, процессы социальной адаптации и коммуникации с ними, при этом эмпирических исследований в сфере человеко-машинного взаимодействия (HRI) именно на российском материале ещё недостаточно. В статье представлены результаты исследования, в ходе которого рассматривается восприятие роботов реальными и потенциальными пользователями в двух аспектах: на уровне базовых социальных установок по отношению к новым технологиям и роботам (социальная приемлемость) и на уровне оценки взаимодействия с роботом в конкретной ситуации (практическая приемлемость). Эмпирической базой работы служит опрос клиентов многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Перми, которые получали услуги либо у сервисного антропоморфного робота Promobot V.4, либо у сотрудника центра. На основе кластерного анализа выделены три типа (кластера) отношения к инновациям и роботам на уровне базовых социальных установок: робоскептики, робофобы, робофилы. Рассмотрены социальные характеристики выделенных типов. Предложена оригинальная методика измерения удовлетворённости фактическим взаимодействием с сервисным роботом в конкретной ситуации по различным параметрам (оценка удобства получения услуги, качество общения, личная активность, готовность рекомендовать получение услуги у робота и др.). В ходе исследования подтверждается гипотеза о взаимосвязи между типом отношения к инновациям и роботам и удовлетворённостью фактическим взаимодействием с роботом в конкретной ситуации. Наиболее низкие показатели удовлетворённости взаимодействием с сервисным роботом и стремление избежать этого взаимодействия наблюдаются у робофобов, к которым чаще относятся лица старшей возрастной группы (55 лет и старше). Результаты исследования позволяют определить перспективы внедрения сервисных роботов в общественном пространстве крупного российского города на основе понимания социальных установок пользователей.

Ключевые фразы: социология техники, АКТОРНО-СЕТЕВАЯ ТЕОРИЯ, ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, отношение к новым технологиям, социальные установки по отношению к роботам, сервисные роботы
Автор (ы): Селеткова Гюзель Ильясовна, Бурова Ольга Аркадьевна, Ганина Оьга Александровна, Середкина Елена Владимировна
Журнал: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.33. Основные элементы и подсистемы общества как социологичесие категории
Для цитирования:
СЕЛЕТКОВА Г. И., БУРОВА О. А., ГАНИНА О. А., СЕРЕДКИНА Е. В. ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ПЕРМИ К СЕРВИСНЫМ РОБОТАМ // СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА. 2023. ТОМ 11 № 3
Текстовый фрагмент статьи