Статья посвящена анализу проблемы утраты авторитета в современной образовательной системе. Рассматривается трансформация роли учителя, вызванная изменением акцентов в образовательной парадигме, утратой сакрального содержания воспитательного процесса и влиянием современных прагматических подходов. Использованы методы сравнительного анализа педагогических и теологических основ авторитета учителя. Работа подчеркивает необходимость восстановления духовно- нравственного идеала в воспитании как средства преодоления кризиса системы образования.
Идентификаторы и классификаторы
Одной из популярных фраз святителя Феофана Затворника Вышенского является высказывание о значимости воспитания: «воспитание из всех святых дел – самое святое»1. Здесь особенно можно выделить аспект сакрализации педагогического труда. Именно духовный компонент наделяет деятельность педагога целью и смыслом. Поэтому самая большая проблема состоит в том, что воспитание перестало рассматриваться как «самое святое» из «всех святых дел». Народ, отступивший от Бога, перестал совершать святые дела,
и воспитание приобрело чисто утилитарный характер, свелось часто к набору мероприятий и раздробилось по направлениям: трудовое, патриотическое, семейное, эстетическое и пр.
Список литературы
1. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
2. Концепция воспитания человека в Российской Федерации: проект / под ред. чл.-корр. РАО В. И. Слободчикова. – М.: [б.и.], 2022. – 35 с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М.: Политиздат, 1955.
4. Национальная доктрина образования Российской Федерации: проект / под ред. чл.-корр. РАО В. И. Слободчикова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: [б.и.], 2022. – 34 с.
5. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения – М.: Логос, 2000. – 448 с.
6. Серафим (Роуз), иеромонах. Человек против Бога – М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 1995. – 96 с.
7. Джеймс У. Прагматизм. – СПб.: Шиповник, 1910. – 244 с.
8.Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. – Печоры: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. – 373 с.
9. Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV–VIII вв. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. – 320 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского представляет собой уникальное произведение православной гимнографии, в котором отражаются ключевые аспекты христианской антропологии. Статья посвящена исследованию антропологических тем, раскрытых в каноне, таких как природа человеческого греха, покаяние и духовное возрождение. Особое внимание уделяется метафорическим и библейским образам, используемым для передачи идей о внутренней борьбе человека, его стремлении к Богу и осознанию своей греховности. Исследование подчёркивает, что канон не только сохраняет свою духовную актуальность, но и остаётся важным источником богословских размышлений о человеческой природе, её слабостях и путях к преображению.
Статья посвящена исследованию ключевого аспекта христианской антропологии – свободы воли – и её значению в педагогической практике. Свобода воли, понимаемая как способность человека к осознанному выбору и ответственности за поступки, рассматривается в контексте учения о человеке как образе Божием. Особое внимание уделяется педагогическим стратегиям, базирующимся на христианских ценностях. Исследование показывает, как эти подходы способствуют формированию у учащихся моральных принципов, способности к критическому мышлению и осознанным решениям. Автор также опирается на идеи К.Д. Ушинского, подчеркивая значимость воспитания воли как духовного явления, влияющего на развитие личности.
Работа демонстрирует связь между христианской антропологией и педагогикой, предлагая образовательные модели, которые учитывают духовное и нравственное развитие учащихся. Предложенные выводы и рекомендации могут быть полезны для педагогов и методистов, стремящихся интегрировать христианские ценности в учебный процесс.
В настоящем исследовании проводится анализ влияния христианских ценностей на формирование антропологического подхода в медицине. Особое внимание уделяется рассмотрению этических принципов христианства, таких как любовь к ближнему, сострадание и служение, в контексте их воздействия на практику врачебной деятельности и формирование взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. Методологическая основа исследования включает изучение священных текстов, произведений святых отцов Церкви, исторических источников, а также анализ современных подходов в медицинской практике с позиций христианской антропологии.
Результаты исследования демонстрируют, что христианские ценности представляют собой ключевые основания для гуманистически ориентированного подхода в медицине. Они способствуют формированию целостного восприятия личности пациента, акцентируя внимание на уважении его достоинства, права на самоопределение, а также на необходимости соблюдения этических ограничений в медицинских интервенциях. Полученные данные подтверждают значимость диалога между медицинской наукой и религиозно-этическими принципами, что открывает перспективы для повышения этической и профессиональной ответственности в здравоохранении, а также способствует развитию более глубокого осознания значимости здоровья человека в его телесном и духовном аспектах.
Статья рассматривает трансгуманизм как антропологическую парадигму, радикально переосмысляющую природу человека через технологии: цифровизацию сознания, крионику, генетическую модификацию и бионические протезы. Анализируется их влияние на идентичность человека в сравнении с православной антропологией, утверждающей неразрывное единство души и тела, сотворённых по образу Божию. Православие подчеркивает приоритет духовного преображения над устранением биологических ограничений, на чём сосредотачивается трансгуманизм. Работа подчёркивает необходимость диалога между трансгуманизмом и православием, основанного на признании ценности целостности человеческой природы. Такой подход позволит интегрировать достижения технологий в жизнь человека без утраты его духовного и морального ядра, сохраняя уникальность человеческой личности.
Сегодня грузинская церковная традиция компактно существует в канонических границах Грузинской Православной Церкви, духовным центром которой является древнейшая кафедра грузинских католикосов в г.Мцхет. Однако в раннем средневековье границы Мцхетского католикосата были значительно меньше – на Западе, в Лазике, располагались древние западнокавказские кафедры Константинопольского патриархата. Образование в кон.VIII в., крупнейшего государства Западного Кавказа – Абхазского царства, в лоне которого возникла новая, независимая от Константинополя, церковная юрисдикция – «Абхазский» католикосат, стало поворотным пунктом в истории Церкви в регионе. Причины возникновения и основные тенденции развития «Абхазского» католикосата на раннем этапе его существования, в IX в. посвящена эта статья.
В статье на основании системного герменевтического анализа трудов преподобного Иосифа Волоцкого выявлена его богословско- политическая концепция. Анализ осуществлен с опорой на средневековую традицию, в рамках которой внешняя Церковь отождествлялась с христианским обществом и православным государством, и с использованием богословской методологии выявления сотереологических смыслов. В статье подробно исследованы источники трудов Волоцкого игумена, и показано как он их творчески интерпретирует. Автор приходит к выводу о том, что ядром концепции преподобного Иосифа являлась идея о необходимости попечения православного царя о спасении его подданных.
Издательство
- Издательство
- ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350000, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. Фрунзе, д 67
- Юр. адрес
- 350000, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. Фрунзе, д 67
- ФИО
- Кретов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Сайт
- https://edskuban.ru/