Представлен обзор современной системы защиты населения в случае радиационной аварии, основанной на оценке опасности объекта использования атомной энергии (ОИАЭ) и соответствующей такой оценке стратегии защиты населения в случае радиационной аварии. Применение данного подхода не предполагает расчета доз облучения населения на начальном этапе принятия решения о защитных мерах, но требует оценки состояния ОИАЭ путем применения уровней действия в аварийной ситуации (УДАС) для распознавания и классификации аварийной ситуации на ОИАЭ. Применение УДАС исключает необходимость проведения на начальном этапе аварии расчета доз и их сравнения с общими критериями принятия мер защиты населения.
На начальном этапе аварийной ситуации решения принимаются исключительно на основании анализа состояния критических функций безопасности и (или) физических барьеров ОИАЭ, предотвращающих радиационное воздействие на людей и окружающую среду, а на более поздних этапах развития аварийной ситуации (после завершения формирования загрязнения территории вследствие атмосферного выброса) – на основании анализа результатов радиационного мониторинга окружающей среды с применением действующих уровней вмешательства (ДУВ).
Проанализирована действующая в настоящее время в Российской Федерации система защиты населения при радиационной аварии, использующая концепцию предотвращаемой дозы как основу для принятия решения по защите населения. Применение этой концепции требует расчета доз облучения населения на начальном этапе аварии, что в условиях запроектных аварий практически невозможно из-за отсутствия данных о характеристиках атмосферного выброса радиоактивных веществ.
Внедрение в отечественную практику системы защиты населения в случае радиационной аварии, основанной на оценке опасности ОИАЭ и применяющей оперативные триггеры – УДАС и ДУВ, – является необходимым этапом извлечения уроков из прошлых аварий на ОИАЭ.
Идентификаторы и классификаторы
Существующая в Российской Федерации система обеспечения аварийной готовности и реагирования на радиационные аварийные ситуации была сформирована на рубеже XXI века, учла уроки аварии на Чернобыльской АЭС (СССР, 1986 г.), но не претерпела достаточных изменений после аварии на АЭС «Фукусима-Дайичи» (Япония, 2011 г.). Как следствие – эта система не вполне соответствует основным требованиям безопасности МАГАТЭ, выпущенным в 2014–2015 гг. [1, 2].
Список литературы
1. Радиационная защита и безопасность источников излучения: Международные основные нормы безопасности: Общие требования безопасности / Серия норм безопасности МАГАТЭ № GSR Part 3. – Вена: МАГАТЭ, 2015, русское издание (английское издание – 2014 г.).
2. Готовность и реагирование в случае ядерной или радиологической аварийной ситуации: Общие требования безопасности / Серия норм безопасности МАГАТЭ № GSR Part 7. – Вена: МАГАТЭ, 2016, русское издание (английское издание – 2015 г.).
3. Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2018 № 585.
4. Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.6.1.2523-09. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009): утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 № 47.
5. Международные основные нормы безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасного обращения с источниками излучения / Серия изданий по безопасности, № 115. – Вена: МАГАТЭ, 1997, русское издание (английское издание – 1996 г.).
6. ICRP Publication 63. Principles for Intervention for Protection of the Public in a Radiological Emergency. – Annals of the ICRP, Vol. 22, No. 4, Pergamon Press, Oxford, 1993.
7. Курындин А. В., Сорокин Д. В., Шаповалов А. С., Поляков Р. М., Пипченко Г. Р., Курбонмамадов А. Ш. Научно-техническая поддержка органа регулирования по вопросам аварийной готовности // Ядерная и радиационная безопасность. 2022. № 2 (104). C. 62–75. DOI: 10.26277/SECNRS.2022.104.2.004.
8. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций (НП-005-16): утв. приказом Ростехнадзора от 24.02.2016 № 68. С. 46–51.
9. Хамаза А. А., Курындин А. В., Строганов А. А., Шаповалов А. С. Современные подходы к оценке радиационных последствий аварий, сопровождающихся выбросом радиоактивных веществ. Уроки аварии на АЭС «Фукусима-Дайичи» // Ядерная и радиационная безопасность. 2012. Спец. выпуск.
10. Курындин А. В., Шаповалов А. С., Орлов М. Ю., Тимофеев Н. Б., Шкляев Н. А. Метод подтверждения достоверности результатов радиационного контроля выбросов радиоактивных веществ // Высшая школа: научные исследования / Материалы Межвузовского международного конгресса (Москва, 30 мая 2024 г.). Том 1. – М.: Изд-во Инфинити, 2024. С. 103–112.
11. Меры по защите населения в случае тяжелой аварийной ситуации на легководном реакторе / Серия Аварийная готовность и реагирование EPR-NPP Public Protective Actions 2013. – Вена: МАГАТЭ, 2015, русское издание (дата вступления в силу: май 2013 г.).
12. US Nuclear Regulatory Commission, State-of-the-Art Reactor Consequence Analysis (SOARCA): Report NUREG-1935, Draft for Comment USNRC, Washington, DC, 2012.
13. Авария на АЭС «Фукусима-Дайичи»: доклад генерального директора. – Вена: МАГАТЭ, 2015.
14. Международный чернобыльский проект: оценка радиологических последствий и защитных мер: доклад Международного консультативного комитета. – М: ИздАт, 1991.
15. Gov’t OKs use of SPEEDI data for local bodies’ nuclear evacuations. The Mainichi, March 12, 2016.
16. Hirano M. New Framework for Emergency Preparedness and Response in Japan: International Experts Meeting on Assessment and Prognosis in Response to a Nuclear or Radiological Emergency. URL: http://www-pub.iaea. org/iaeameetings/IEM9p/Opening/Hirano.pdf (дата обращения: 08.10.2024).
17. Готовность и реагирование в случае ядерной и радиационной аварийной ситуации: Требования / Серия изданий МАГАТЭ по безопасности № GS-R-2. – Вена, МАГАТЭ, 2004, русское издание (английское издание – 2002 г.).
18. Act No. 156 of December 17, 1999. Act on Special Measures Concerning Nuclear Emergency Preparedness. With revisions of Act No. 118 of 2006. Japan, 1999.
19. Заключение РНКРЗ по докладам Кутькова В. А. «Международные требования по радиационной защите персонала и населения в ситуации аварийного облучения» и Иванова Е. А. «Подходы к обоснованию вмешательства в начальный период радиационной аварии на АЭС АО «Концерн Росэнергоатом» и их соответствие международным требованиям»: материалы Российской научной комиссии по радиологической защите // Радиация и риск, том 21, № 4, 2012. С. 5–6.
20. Кутьков В. А., Ткаченко В. В. Авария на АЭС Фукусима-Дайити как стресс-тест для национальной системы защиты населения при тяжелой аварии на атомной станции // Известия вузов / Сер.: Ядерная энергетика. 2016. № 4. С. 67–77.
21. Hasegawa A., Tanigawa K., Yabe H., Maeda M., Shigemura J., Chhem R. K. (2015). Health effects of radiation and other health problems in the aftermath of nuclear accidents, with an emphasis on Fukushima. The Lancet, No. 386, pp. 479–488.
22. Рекомендации 2007 г. Международной комиссии по радиационной защите. Публикация 103 МКРЗ / под общ. ред. М. Ф. Киселёва и Н. К. Шандалы; пер. с англ. – М.: Изд. ООО ПКФ «Алана», 2009 (русское издание публикации МКРЗ – 2007 г.).
23. Опасные количества радиоактивного материала (D-величины) / Серия «Аварийная готовность и реагирование» № IAEA-EPR-D-Values 2006. – Вена: МАГАТЭ, 2010 (русское издание публикации МАГАТЭ – 2006 г.).
24. Кутьков В. А., Ткаченко В. В., Романцов В. П. Радиационная защита персонала организаций атомной отрасли: уч. пос. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011.
25. McKenna T., Vilar Welter P., Callen J., Martincic R., Dodd B., and Kutkov V. (2015). Tools for placing the radiological health hazard in perspective following a severe emergency at a light water reactor (LWR) or its spent fuel pool. Health Physics, No. 108, pp. 15–31.
26. Sources and effects of ionizing radiation, report to the General Assembly (with scientific annexes), volume II, Scientific Annex G. Biological effects at low radiation doses. New York: UN, 2000.
27. Критерии для использования при обеспечении готовности и реагирования в случае ядерной или радиологической аварийной ситуации. Общее руководство по безопасности / Серия норм безопасности МАГАТЭ № GSG-2. – Вена: МАГАТЭ, 2012 (русское издание публикации МАГАТЭ – 2011 г.).
28. Operational Intervention Levels for Reactor Emergencies and Methodology for Their Derivation / Emergency Preparedness Series EPR NPP OILs. – Vienna: IAEA, 2017 (английское издание).
29. McKenna T., Kutkov V., Vilar Welter P., Dodd B., and Buglova E. (2013). Default operational intervention levels (OILs) for severe nuclear power plant or spent fuel pool emergencies. Health Physics, No. 104, pp. 459–470.
30. Спиридонов С. И., Микаилова Р. А., Фесенко С. В. Оценка уровней оперативного вмешательства для защиты населения на основе сценариев аварий на российских АЭС // Радиация и риск. 2023. Том 32.№ 1. C. 36–47.
31. Меры по обеспечению готовности к ядерной или радиологической аварийной ситуации: Руководство по безопасности / Серия норм безопасности МАГАТЭ № GS-G-2.1. – Вена: МАГАТЭ, 2016, русское издание (английское издание – 2007 г.)
32. ИНЕС: Международная шкала ядерных и радиологических событий / Руководство для пользователей. – Вена: МАГАТЭ, 2010, русское издание (английское издание – 2008 г.).
33. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках (НП-075-19): утв. приказом Ростехнадзора от 14.05.2019 № 181.
34. Санитарные правила и нормативы СП 2.6.1.2612-10. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010): утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 № 40 (с изм. и дополн. от 16.09.2013).
35. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (НП-001-15): утв. приказом Ростехнадзора от 17.12.2015 № 52.
36. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Общие положения обес- печения безопасности исследовательских ядерных установок (НП-033-11): утв. приказом Ростехнадзора от 30.06.2011 № 348.
37. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ) (НП-016-05): утв. приказом Ростехнадзора от 02.12.2005 № 11.
38. Типовое содержание плана защиты населения в случае аварии на радиационном объекте: утв. Министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 19.03.2006.
39. Курындин А. В., Сорокин Д. В., Шаповалов А. С., Шарафутдинов Р. Б., Иванов Е. А. О необходимости совершенствования подходов к установлению зон противоаварийного планирования объектов использования атомной энергии // Ядерная и радиационная безопасность. 2021. № 3 (101). С. 26–33.
40. Иванов Е. А., Косов А. Д., Илларионенкова Д. В. Проблемы аварийного зонирования территории вокруг АЭС // АНРИ. 2016. № 4 (87). С. 2–6. DOI: 10.26277/SECNRS.2021.101.3.003.
41. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии. Минимизация радиационных последствий для населения и персонала при ликвидации последствий аварий на энергоблоках атомных электростанций разных типов. Методика оптимизации мер по защите населения и территорий (РБ-094-14): утв. приказом Ростехнадзора от 19.03.2014 № 107.
42. О радиационной безопасности населения: Федер. закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современная парадигма нормирования выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух рассматривает источники выбросов как непрерывные, с характеристиками, практически не изменяющимися в течение года. На практике на ряде объектов использования атомной энергии в отдельные периоды времени в течение года, кроме непрерывных выбросов, могут происходить один или даже несколько случаев кратковременного повышенного выброса (например, при останове реактора с последующим его разуплотнением для ремонта и (или) перегрузки ядерного топлива). Допустимость таких выбросов в рамках принятой парадигмы не очевидна. В настоящей статье предложено и обосновано определение термина «кратковременный повышенный выброс» применительно к решаемой задаче, и сформулированы необходимые и достаточные условия для обеспечения учета кратковременных выбросов при установлении нормативов допустимых выбросов. Предложен подход к учету кратковременных повышенных выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух путем надлежащей корректировки годового выброса.
Важным фактором обоснования радиационной безопасности АЭС является установление нормативов предельно допустимых выбросов и определения размера (границ) санитарно-защитной зоны с целью выполнения требований нормативно-технических документов Российской Федерации по ограничению облучения населения, проживающего вблизи атомных станций. Целью статьи является демонстрация применения разных методик определения границы (радиуса) санитарно-защитной зоны для проектируемых атомных станций с учетом метеорологических условий размещения строительной площадки при отсутствии исходной информации по выбросам радиоактивных веществ в условиях нормальной эксплуатации. В статье представлены варианты определения размера санитарно-защитной зоны на основе величин предельно допустимых выбросов, директивно заданных в действующих санитарных правилах, а также на основании предельно допустимых выбросов, установленных в соответствии с утвержденной Методикой Ростехнадзора. Приведены результаты, демонстрирующие влияние климатических условий площадки на особенности распространения радиоактивной примеси, и условия применимости значений предельно допустимых выбросов, указанных в СП АС-03, с учетом выполнения анализа местных условий на распределение дозовых нагрузок населения, проживающего вблизи выбранной площадки радиационного объекта.
В результате показано, что размер (радиус) санитарно-защитной зоны, в том числе, зависит от установленных нормативов предельно допустимых выбросов. С учетом данной связи, появляется возможность организовать санитарно-защитною зону, радиус которой будет совпадать с границей промплощадки атомной станции, что позволит выполнить требования к современным атомным станциям.
В статье рассматриваются характеристики барьерных глинистых материалов (БГМ), предназначенных для создания инженерных барьеров безопасности (ИББ) пунктов захоронения радиоактивных отходов (РАО), пунктов размещения особых РАО при их консервации, а также ядерных установок при их выводе из эксплуатации по варианту захоронения на месте. Авторами в развитие требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, относящихся к обеспечению долговременной безопасности при захоронении РАО, сформулированы функции безопасности, выполняемые ИББ на основе БГМ. С целью обеспечения возможности обоснования выбора БГМ и функций безопасности, выполняемых ИББ, авторами определен перечень показателей, которые необходимо измерять, нормировать и контролировать при проектировании и сооружении ИББ на основе БГМ. Представлено обоснование необходимых и достаточных характеристик БГМ для обеспечения долговременной безопасности пунктов захоронения РАО, которые включают:
▪ характеристики состава, строения и показателей свойств БГМ;
▪ функциональные свойства БГМ в составе ИББ;
▪ технологические показатели БГМ и ИББ на их основе.
Предложена классификация данных характеристик, которая может стать основой для нормирования и контроля качества БГМ.
Анализ безопасности атомной станции (АС), в соответствии с требованиями НП-001-15 «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций», должен учитывать как внутренние воздействия (например, отказы систем (элементов) АС, вызванные пожарами, затоплениями, взрывами, приводящие к образованию летящих пред- метов, распространению токсичных веществ), так и внешние (например, землетрясения, ураганы, техногенные события). Требования к учету в анализе безопасности АС внешних воздействий установлены в НП-064-17 «Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии». При этом не разработаны рекомендации относительно способа учета внутренних воздействий при обосновании безопасности АС, что не соответствует международной практике проектирования и обоснования ядерной и радиационной безопасности АС. Так, например, в стандартах МАГАТЭ № SSR-2/1, Западноевропейской ассоциации регулирующих органов (WENRA), Европейских производителей электроэнергии (EUR E) требования к учету внутренних и внешних воздействий подкреплены детальными рекомендациями в соответствующих руководствах по безопасности МАГАТЭ № SSG-64 и № SSG-77.
С целью освещения указанной проблемы в настоящей статье представлены результаты сравнительного анализа требований учета внутренних воздействий в проекте АС на основе рассмотрения международных норм и стандартов (МАГАТЭ, WENRA, EUR), а также национальных требований различных стран (Финляндии, Венгрии, Канады, Великобритании, России). Результаты сравнительного анализа российских и зарубежных требований в части учета внутренних воздействий при проектировании зданий, сооружений и систем при выполнении обоснования безопасности АС показали, что за рубежом этим вопросам уделяется большее внимание. Международный опыт проектирования АС показывает, что учет результатов детерминистического анализа внутренних воздействий, для которого в соответствующих рекомендациях определен порядок его выполнения, обеспечивает всестороннее и полное обоснование безопасности АС (например, установление невыявленных ранее исходных событий и их учет в составе проекта АС).
Издательство
- Издательство
- НТЦ ЯРБ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107140, г Москва, Красносельский р-н, ул Малая Красносельская, д 2/8 к 5
- Юр. адрес
- 107140, г Москва, Красносельский р-н, ул Малая Красносельская, д 2/8 к 5
- ФИО
- Хамаза Александр Александрович (ДИРЕКТОР)