В статье подвергаются анализу трансформационные процессы в рамках социокультурной, политической и идеологической ситуации в стране и массовом сознании российских народов, на основании новой государственной концепции об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственной ценностей (Указ Президента РФ №809 от 9 ноября 2022г.). Показывается, что динамика взаимосвязанных соответствующих процессов направлена на укрепление национальной безопасности и усиление опоры в соответствующих областях на ценности различного порядка- традиционно-культурные, духовно-нравственные, политико-демократические. Большое внимание в статье уделяется такой гуманитарной ценности, как права человека (их обеспечение/ нарушение).
Эмпирической основой статьи стали результаты исследования, проведённого Центром социологии идеологических и социокультурных процессов ИСПИ ФНИСЦ РАН в начале пост-пандемического периода, в 2022 году, на территориях Москвы, Мурманской, Архангельской областей, Ненецкого автономного округа. Инструментарий исследования включал вопросы, касающиеся, в частности, оценки политического, социокультурного положения в стране, обеспечения социал-демократических ценностей- прав и свобод человека, безопасности, социальной защищённости и пр.
На наш взгляд, взаимоотношения субъектов политики с религией и религиозными организациями являются одним из параметров взаимосвязи и взаимопроникновения нынешних общественно-культурных и политических процессов, которые выступают одновременно в роли фактора социальной стабильности, а также достаточно значимого источника ценностей. Приверженность же к традиционным конфессиям повышает ориентированность на позитивный образ Родины. Образы желаемого будущего демонстрируют достаточно устойчивые исторические и ценностные связи и не ведут к противоречиям, а поликонфессиональность России, характеризующаяся существованием общего ценностного пространства, единства ценностных ориентаций выступает культурной основой национальной безопасности.
Идентификаторы и классификаторы
Трансформационные процессы в рамках социокультурной, политической и идеологической ситуации в стране и массовом сознании российских народов характерным образом представлены в новой государственной концепции об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Список литературы
1. Вызовы цифрового будущего и устойчивое развитие России. Социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2017-2018 годах / Э. М. Андреев, В. Н. Архангельский, В. А. Афанасьев [и др.]. М.: Перспектива, 2018. 716 с. ISBN: 978-5-905790-36-2 EDN: XYSMXZ Andreev E. M., Arkhangelsky V. N., Afanasyev V. A. [et al.]. Challenges of the Digital Future and Sustainable Development of Russia. Socio-political situation and demographic situation in 2017-2018. Moscow: Perspektiva; 2018. 716 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-905790-36-2 EDN: XYSMXZ
2. Российское общество и государство в условиях пандемии: социально-политическое положение и демографическое развитие Российской Федерации в 2020 году / Г. В. Осипов, В. К. Левашов, С. В. Рязанцев [и др.]. М.: Перспектива, 2020. 532 с. DOI: 10.38085/978-5-905790-48-5-2020-1-532 EDN: KINMZW Osipov G. V., Levashov V. K., Ryazantsev S. V. [et al.]. Russian society and state in the context of a pandemic: socio-political situation and demographic development of the Russian Federation in 2020. Moscow: Perspektiva; 2020. 532 p. (In Russ.). DOI: 10.38085/978-5-905790-48-5-2020-1-532 EDN: KINMZW
3. Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году / Н. В. Березина, И. Я. Богданов, Н. М. Великая [и др.]. М.: ФНИСЦ, 2023. 549 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-409-3.2023 EDN: ORTSAQ Berezina N. V., Bogdanov I. Y., Velikaya N. M. [et al.]. Russian society and state in the context of global multipolarity. Socio-political situation of Russia in 2022. Moscow: FCTAS RAS; 2023. 549 p. (In Russ.). DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-409-3.2023 EDN: ORTSAQ
4. Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова, В. А. Аникин [и др.]. М.: Весь Мир, 2018. 312 с. ISBN: 978-5-7777-0713-0 EDN: YKZSDX Gorshkov M. K., Tikhonova N. E., Anikin V. A. [et al.]. The capitals and regions of modern Russia: myths and facts fifteen years later. Moscow: Ves’ Mir; 2018. 312 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-7777-0713-0 EDN: YKZSDX
5. Как живешь, Россия?: Экспресс-информация. 52 этап социологического мониторинга, май 2022 года / В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [и др.]. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 91 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-400-0.2022 EDN: BNJMLL Levashov В. K., Velikaya N. M., Shushpanova I. S. [et al.]. How are you, Russia? Express information. 52nd stage of the sociological monitoring, May 2022. Moscow: FCTAS RAS; 2022. 91 p. (In Russ.). DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-400-0.2022 EDN: BNJMLL
6. Иванов В. Н. Идеология: pro et contra. М.: У Никитских ворот, 2021. 72 с. ISBN: 978-5-00170-436-2 EDN: AUFYNT Ivanov V. N. Ideology: pro et contra. Moscow: U Nikitskikh vorot; 2021. 72 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-00170-436-2
7. Эйзенштадт, Ш. Новые религиозные констелляции в структурах современной глобализации и цивилизационная трансформация // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. Т. 30, № 1. С. 57-89. EDN: PCJTQN Eisenstadt Sh. The new religious constellations in the frameworks of contemporary globalization and civilizational transformation. Gosudarstvo, Religiia, Tserkov’ v Rossii i za Rubezhom=State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2012;30(1):57-89. (In Russ.). EDN: PCJTQN
8. Религия в современной России: контексты и дискуссии / Г. А. Аккерманн, В. А. Бутенко, Ю. А. Гаврилов [и др.]. М.: РУДН, 2019. 393 с. ISBN: 978-5-209-09726-6 EDN: VFZUZZ Ackermann G. A., Butenko V. A., Gavrilov Y. A. [et al.]. Religion in Contemporary Russia: Contexts and Debates. Moscow: RUDN; 2019. 393 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-209-09726-6
9. Лункин Р. Н. Церкви в политике и политика в церквях. Как современное христианство меняет европейское общество. М.: Нестор-История, 2020. 504 с. ISBN: 978-5-4469-1764-8 EDN: RXMKHE
Lunkin R. N. The churches in politics and the politics in the churches. How the Christianity changes the European society. Moscow: Nestor-Istoriya; 2020. 504 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-4469-1764-8 EDN: RXMKHE
10. Степашина Т. Н., Лункин Р. Н. Русское православие: первые шаги волонтёрского служения // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 2. С. 229-237. DOI: 10.15211/vestnikieran2201834 EDN: UPEGVI Stepashina T. N., Lunkin R. N. Russian Orthodoxy: First Steps in Volunteer Service. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN=Scientific and Analytical Herald of the Institute of Europe RAS. 2018;(2):229-237. (In Russ.). DOI: 10.15211/vestnikieran2201834
11. Узланер Д. А. Религия и политика: неразрывный симбиоз? // Россия в глобальной политике. 2019. Т. 17, № 1. С. 10-23. EDN: YZZXWX Uzlaner D. A. Religion and Politics: An Unbreakable Symbiosis?. Rossiya v global’noi politike. 2019;17(1):10-23. (In Russ.). EDN: YZZXWX
12. Комлева В. В. Религиозные институты в международном гуманитарном сотрудничестве // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 6(108). С. 130-141. EDN: ZELRGV Komleva V. V. Religious institutions in international humanitarian cooperation. Ètnosocium i mežnacionalʹnaâ kulʹtura. 2017;6:130-141. (In Russ.).
13. Haynes J., Henning A. Religious actors in the public sphere. Means, objectives and effects. London: Routledge, 2011. 248 p. 978-0415610353. DOI: 10.4324/9780203807354 ISBN: 978-0-415-61035-3
14. Андреев А. Л. Россияне и европейцы: культурно-психологические особенности людей и обществ // Россия и Европа. История, традиции и современность. Том I. М.: Вече, 2014. С. 50-99. EDN: TZAHHB Andreev A. L. Russians and Europeans: cultural and psychological characteristics of people and societies. In: Russia and Europe. History, traditions and modernity. Vol. 1. Moscow: Veche; 2014. P. 50-99. (In Russ.).
15. Казаринова Д. Б. Ценностно-политические проекты формирования идентичности // Идентичность: Личность, общество, политика / Отв. ред. И. С. Семененко. М.: Весь Мир, 2017. С. 593-597. Kazarinova D. B. Value-political projects of identity formation. In: Semenenko I. S., ed. Identity: The Individual, Society, and Politics. Moscow: Ves’ Mir; 2017. P. 593-597. (In Russ.).
16. Johnson J., Stepaniants M., Forest B. Religion and identity in modern Russia. The revival of orthodoxy and islam. London: Routledge, 2017. 176 p. DOI: 10.4324/9781315244808 EDN: JOEZAW
17. Religions, Identities, Policies (Points of Convergence and Divergence): book of abstracts (Serbia, May 22-23, 2020). Serbia: Institute of Social sciences, 2020. 75 p. ISBN: 978-86-7093-231-9 EDN: XAIOOQ
18. Зубок Ю. А., Селиверстова Н. А. Смысловые компоненты образа будущего страны в представлениях молодёжи // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 56-74. DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.5 EDN: QATYVU Zubok Y. A., Seliverstova N. A. Essential components of the image of the future of the country in the representations of the youth. Nauka. Kul’tura. Obshchestvo=Science. Culture. Society. 2022;28(4):56-74. (In Russ.). DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.5 EDN: QATYVU
19. Мчедлова Е. М. Динамика социокультурных процессов в условиях становящегося нового мира // Наука. Культура. Общество. 2023. Т. 29, № 1. С. 51-59. DOI: 10.19181/nko.2023.29.1.4 EDN: STFFVG
Mchedlova E. M. The dynamics of sociocultural processes in conditions of the emerging new world. Nauka. Kul’tura. Obshchestvo=Science. Culture. Society. 2023;29(1):51-59. (In Russ.). DOI: 10.19181/nko.2023.29.1.4 EDN: STFFVG
20. Кублицкая Е. А. Этноконфессиональные и социально-политические представления коренных и некоренных москвичей (социологический опыт) // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 135-149. DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.11 EDN: CNZZZW Kublitskaya E. A. Ethno-confessional and socio-political views of indigenous and non-indigenous Muscovites (sociological experience). Nauka. Kul’tura. Obshchestvo=Science. Culture. Society. 2022;28(4):135-149. (In Russ.). DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.11 EDN: CNZZZW
21. Новоженина О. П. Особенности социально-политических оценок религиозного и нерелигиозного населения РФ (по материалам социологического мониторинга “Как живешь, Россия?”) // Россия: Центр и регионы: Сб. В 2-х томах. Том II. Выпуск 27. М.: МГТУ СТАНКИН, 2019. С. 71-82. EDN: IMOZWX Novozhenina O. P. Features of socio-political assessments of the religious and non-religious population according to the materials of sociological monitoring “How are you, Russia?”. In: Russia: Center and regions: Coll. in 2 volumes. Vol. 2. Issue 27, Moscow: MGTU STANKIN; 2019. P. 71-82. (In Russ.). EDN: IMOZWX
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензируемая книга заслуживает внимания тем, что в ней анализ кадровой политики государства в сфере интеллектуального труда осуществлён с теоретических позиций воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Основанные на теоретических постулатах выводы авторов книги верифицированы в опоре на богатый статистический и социологический материал. Раскрыта структура неравенства шансов в получении высшего образования, причины формирования «профессионального балласта», дисбаланса на рынке интеллектуального труда. Обоснована необходимость укрепления координирующей роли государства в воспроизводстве специалистов интеллектуального труда в интересах кадровой поддержки инновационного производства.
Создание условий для повышения качества общего образования рассматривается как один их целевых ориентиров государственной образовательной повестки, актуализируя исследования причин снижения академической успешности школьников в условиях стратегии обеспечения равных образовательных возможностей. Значимость приобретает поиск механизмов минимизации негативных факторов влияния на учебную успешность школьников, особенно в тех образовательных организациях, ученики которых демонстрируют на протяжении нескольких лет низкие образовательные результаты по итогам независимых оценочных процедур. В статье представлен краткий обзор теоретических подходов к проблеме социального неравенства, обобщение содержательных линий современных исследований отечественных и зарубежных учёных по вопросам неравенства образовательных возможностей, факторов возникновения низких академических результатов школьников. В рамках исследования условий получения качественного образования предпринята попытка установления связи факторов «территориальное расположение школы», «инфраструктура и оснащённость образовательного процесса» с академической результативностью учеников общеобразовательных организаций, отнесённых на основе независимых оценочных процедур к школам с низкими образовательными результатами. На основе анализа данных федеральных и региональных статистических наблюдений проводится исследование равности условий получения общего образования в «базово», «умеренно» и «сильно» неуспевающих школах, размещённых в городе Иркутске. Гипотеза о значимости степени влияния фактора размещения школы по отношению к центру города на образовательные результаты обучающихся не подтвердилась. Зафиксирована нелинейность взаимосвязи степени неуспеваемости школьников и уровня материально-технической обеспеченности образовательного процесса как современным оборудованием, так и специализированными пространствами для организации практических занятий по учебным предметам, которые могут стать триггерами дальнейшего снижения результативности реализации образовательных программ.
В статье анализируются результаты социологического исследования «Как живёт Тува», проведённого в 2022г. Отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований ФНИЦ РАН среди студенческой молодёжи. В фокусе статьи- религиозная молодёжь, последователи буддизма. Среди них выделены типологические группы «практикующих» и «непрактикующих», которые отбирались по показателям религиозной самоидентификации; самоидентификации по конфессиональному признаку; интереса к восточным, нетрадиционным религиям и учениям; мотивации интереса к данным воззрениям; включение практик этих религий и учений в жизнедеятельность. Отметим, что в группе «практикующие» присутствуют все показатели нетрадиционной религиозности, а в группе «непрактикующие» в их жизнедеятельность не включена практика нетрадиционных воззрений. Проведён сравнительных анализ типологических групп с точки зрения степени воздействия мировоззренческих аспектов нетрадиционной религиозности на национальные, этноконфессиональные и миграционные ориентации и установки.
Результаты социологического поиска зафиксировали в обеих типологических группах высокий уровень толерантного отношения к представителям других этносов и конфессий. В тоже время среди «практикующих» два раза больше положительно относящихся к бракам с представителями другой национальности и в три раза меньше респондентов, негативно относящихся к браку с человеком другого вероисповедания.
В связи с непростой социально-экономической обстановкой в регионе, больше половины молодых людей в рассмотренных группах планируют переезд в другие регионы и мегаполисы. Среди «практикующих» почти треть не планируют возвращаться после переезда, в группе «непрактикующих» таких респондентов практически в два раза меньше. Мотивация переезда в типологической группе «практикующие» связана скорее с социально-бытовыми ориентациями (улучшение жилищных условий, получение более качественного образования и медицинских услуг, возможность путешествовать), а группе «непрактикующие» - с социально-профессиональными трудностями (поиск работы по специальности, повышение уровня заработной платы, карьерный рост).
В статье, основанной на данных онлайн-наблюдений, в концептуальной рамке теорий секуляризации, постсекулярного общества и медиатизации религии, анализируется деятельность православных блогеров в современном российском обществе. Авторы выделяют основные направления деятельности православных блогеров, конкретизируют формы их взаимодействия с официальными конфессиональными средствами массовой информации, оценивают влияние пандемии COVID-19 на информационную политику Русской православной церкви. После пандемии COVID-19 происходит либерализация информационной политики и снятие ограничений с онлайн деятельности инициативного православного духовенства, ищущего новые подходы к внешней и внутренней миссии православия. По итогам наблюдений выделяются два основных направления православного блогинга: катехизационно-просветительское и направленное на формирование общественного мнения в кругах православного духовенства и утверждение ценности социальной солидарности. В первом случае модернизация социальных практик духовенства выражается в приобщении аудитории «новых медиа» к религии и воспитательном воздействии на неё помимо обычных образцов двустороннего взаимодействия, во втором - в повышении авторитета священнослужителей-блогеров в качестве медийных персон и появлении возможности использовать околоцерковные сайты для неформального общественного контроля за деятельностью церковного руководства. В результате деятельности активных священников - блогеров, вокруг приходов, - иерархических по своей сути организаций, - возникает сетевая среда из помощников, волонтёров и консультантов (IT-специалистов, психологов, юристов и т.п.).
Исследование посвящено проблеме идентификации локальных религиозных сообществ, возникающих в последние десятилетия и имеющих внешне синкретический характер. Основной исследовательский вопрос статьи формируется как проблема установления базовых критериев идентификации, которые могли бы стать основой для составления классификации или типологии. Рассматривается две стратегии установления идентичности - через набор внешних маркеров и путём осуществления самоидентификации через внутреннее определение носителей религиозного сознания. Первая стратегия выбрана как ключевая в силу её большей объективности, вторая используется в качестве средства дополнительной верификации. В качестве объектов, которые можно определить как принадлежащие к одному ряду, выбраны два локальных сообщества, возникших в конце прошлого века на территории внешнего Прикамья и прошедших путь эволюции от православного сообщества до объединения другого типа. В качестве источников для исследования использованы материалы полевых исследований автора (включённые наблюдения, экспертные интервью, полуструктурированные интервью с бывшими членами сообществ и актуальным руководством общин, материалы личной переписки автора с верующими), данные журналистских расследований, уставные документы и сайты обеих организаций в разные периоды времени. В качестве объектов для анализа были выбраны доктринальная часть учения обеих групп и реализуемая культовая практика. Проведённый анализ показал, что оба анализируемых сообщества не могут быть определены как принадлежащие к христианской традиции в силу специфики вероучения, использования набора магических практик и ряда элементов светской культуры. Специфичность идей и ритуалов каждой из групп показала неприменимость классификации для объединений такого рода и использование широких определений. Более корректным представляется не помещение данных групп в ряд религиозных объединений нового типа (новых религиозных движений), а определение их как новых социальных групп как находящихся на стыке религиозной и нерелигиозной сфер общественной жизни.
Современные тенденции глобализации информационных потоков, глобальные обязательства между правительствами и народами, сложный симбиоз между традициями и культурами крайне затрудняют сохранение самобытного наследия. В связи с этим необходимо сохранить существующую в Болгарии связанность социальных, культурных, этнических и религиозных компонентов, поскольку именно они создают уникальную специфику нашей модели. От уровня их развития зависит степень общего прогресса болгарского общества. Любая попытка игнорировать эту систему сожительства приведёт к оппозиции на почве этнической принадлежности и религии.
Болгарская этническая модель – это не только духовное достижение взаимопонимания и мирного сосуществования разных этнических общностей, но и особая социальная онтология. Модель будет исследована в двух ипостасях – этнополитической и этносоциальной. В связи с этим применяется исторический подход и глубокие междисциплинарные эмпирические исследования.
В заключение, на базе нарративной логики, которая создаёт модель для своей сущности, для своих исторических и культурных целей, необходима этническая феноменология, которая переосмыслит и провозгласит по-новому то, что эта модель является глубоко гуманной, что модель является конкретно-историческим творением болгарского народа в процессе его национального становления, которое органично связано со строительством болгарской нации, её неповторимой национальной, культурной и иной самобытности.
Строительство приднестровской политической нации осуществляется как естественным образом, так и посредством целенаправленной государственной политики по нациестроительству. Если изначально идентичность современного Приднестровского государства сформировалась на антинационалистических началах (в противовес идентичности Республики Молдова), на базе позднесоветского интернационализма, а также как республики-преемницы МАССР, то со временем она стала трансформироваться, произошёл отход от советских принципов в пользу самодостаточности и несводимости к каким-либо моделям. Этому способствовала позиция приднестровских политических и научных элит, ищущих основания собственной государственности в идентичности приднестровского народа. На сегодняшний день в Приднестровье создана система, которая обеспечивает ретрансляцию ценностей и смыслов среди населения, в неё включено общество и институты власти, а также институты гражданского общества.
Вместе с тем развитие гражданской, политической идентичности ведёт к осложнению диалога между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова. В условиях разнонаправленного геополитического выбора, применение приднестровской модели для Молдовы оказывается невозможным, поскольку последняя не отказалась от национальной модели государства. Распространение приднестровской мультиэтничной модели в молдавском социуме и политикуме может быть воспринято как вмешательство во внутренние дела и принудительная русификация. Автор предлагает не смешивать понятия говоря об идентичности населения, - не путать политический дискурс и идеологию государства с естественно формировавшейся на протяжении столетий идентичностью, основанной на мультиэтничности, миролюбии и тяготению к Русскому миру. Политическая идеология современного Приднестровского государства направлена в будущее и имеет политическую цель - независимость, идентичность связывает народ с его истоками, в данном случае - с прошлым, в котором заметна особенная роль России.
В статье рассматривается проблема отношения к российской реальности, которая приобрела особую значимость и стала фактором общественно-политической жизни в современной России. Варианты возможного отношения выявлены на основе отечественной политической мысли. Автором раскрыты особенности обращения к теоретическому наследию мыслителей прошлого: актуализация из теоретического наследия того, что соответствует «злобе дня»; «выхватное цитирование»; анализ наследия прошлого без учёта контекста современного состояния науки, в частности разработок социопсихологии и герменевтики. Обращение в конкретизации отношения к российской реальности к периодам 30-40-хгг. XIX в. и 20-30-хгг. XX в. фиксирует отношение автора к ним как самым сложным с позиции самоопределения мыслителей. Более подробно в статье представлен широкий спектр возможного отношения к реальности в России в 30-40-егг. XIX в. Официальная власть настаивала на бессознательно доверительном понимании патриотизма. Этой позиции было противопоставлено уничижение/ненависть к России (П.Я.Чаадаев, В.С.Печерин). Широкое распространение в прогрессивной среде получила позиция, наиболее ярко выраженная, по мнению автора, А.И.Герценом и В.Г.Белинским (люблю, но не животно, по привычке, а сознательно, разумно, и многое в России безмерно ненавижу). Анализируя отношение к современной российской реальности, автор полагает необходимым обратиться к теоретическим разработкам солидаризма и агонизма, учитывать социально-политические изменение, произошедшие в России, и современную иерархию противоречий в контексте глобализационных процессов в мире и место и роль в них нашей страны.
Автор ставит вопрос об инструментализации культурного кода страны для обеспечения праксеологичности её государственного управления и отраслевых политик и предлагает методологию, основанную на методе онтологической дедукции. Приводится текущее состояние с объективизацией ценностных констант в России, отмечен прогресс и однозначная логика законодателя по использованию культурной политики для реализации целей и задач не только культурного блока, но и национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.
Вводится понятие праксеологии государственного управления, вводится и обосновывается тезис об обусловленности эффективности государственного управления использованием соответствующего критериального обеспечения, приведён генезис ценностей от индивидуальных мотивов через согласовательные предценности до общественных императивов в качестве подтверждения гипотезы прямого влияния ценностной основы управленческой деятельности на адекватное восприятие народом страны стратегии государственного управления. Приведена онтологическая иерархия ценностей, основанная на философско-методологической конкретизации механизмов воспроизводства человеческого общества от цивилизации до страны, что позволяет инструментализировать ценности. Произведена конкретизация отраслевых ценностей на примере ценностей экономического блока страны для осуществления конкретного целеполагания и целедостижения в этой отрасли. Воспроизведена логика неслучайного целеполагания и целедостижения в цивилизационно-ценностном подходе. Проблематизирована текущая ситуация с реализацией Указа №809 от 09.11.2022 в части цивилизационно-ценностной экспертизы законодательства, поставлен запрос на необходимость запуска федеральной программы цивилизационно-ценностной аналитики.
Методика апробирована в ряде регионов РФ, готовы обучающие программы для экспертов, на её основе разрабатываются в соответствии с требованиями Указа №809 от 09.11.2022 методические указание для сотрудников органов государственного и муниципального управления.
Статья посвящена рассмотрению и трансформации социальных и административно-управленческих проблем муниципальных образований с низкой инициативностью граждан. Эмпирической базой послужили данные социологических исследований (опросов), проведённых автором в городском округе Краснотурьинск (Свердловская область) до и после объявления частичной мобилизации. В ходе исследования рассмотрены социальные проблемы территории, уровень доверия органам местной власти, взаимодействия с ними, а также динамика изменения этих аспектов под влиянием ключевых политических факторов, в частности, специальной военной операции на Украине. Были применены деятельностный, деятельностно-активистский подходы, позволившие как исследовать состояние общества в контексте радикальных изменений, так и изучить формирование и деятельность социально-групповых общностей на территории муниципального образования в условиях спецоперации. Автором проведены экспертные интервью с должностными лицами Администрации Северного Управленческого округа, Администрации городского округа Краснотурьинск, председателями Общественных палат Серовского и Краснотурьинского городских округов, а также с представителями вновь созданных местных сообществ: Комитета солдатских матерей Серовского городского округа и ветеранских организаций городского округа Краснотурьинск об их взаимодействии с органами власти и урегулировании конфликтных ситуаций. Исследование показало, что даже при низкой инициативности граждан, наличие внешнего фактора (частичная мобилизация) стимулирует жителей к принятию решений по социальным проблемам вне компетенции органов местного самоуправления, формируя при этом новые социальные институты, местные сообщества. Автор приходит к выводу, что в реалиях спецоперации, в дополнение к действующим на территории муниципального образования возникают новые местные сообщества, социальные институты, обеспечивающие условия организационного и стимулирующего характера дальнейших действий, представители которых, как лидеры общественного мнения, могут претендовать на включение в члены Общественной палаты муниципального образования при последующих отборочных процедурах. Это открывает ещё один механизм выявления лидеров общественного мнения на муниципальной территории с низкой инициативностью граждан для эффективной организации взаимодействия граждан и местного самоуправления через Общественную палату муниципального образования, что, в свою очередь, может как способствовать в дальнейшем снятию социальной напряжённости в условиях СВО, так и в целом улучшению качества жизни на муниципальной территории.
В предлагаемой работе автор анализирует позиционирование российских политических партий в актуальных политических реалиях. Специальная военная операция на Украине рассматривается как значимое внутриполитическое и геополитическое событие, которое в той или иной степени затронуло практически все общественно-политические институты России, включая политические партии. В рамках данной статьи партии классифицируются на новые, то есть, созданные после 2015 года и участвующие в федеральных электоральных кампаниях, и те партии, которые уже сумели занять прочное место в политической системе и сформировать фракции в парламенте. Цель данного исследования - определить, удалось ли новым политическим партиям в 2022 году воспользоваться текущим периодом нестабильности, чтобы усилить и укрепить своё положение в политическом пространстве и насколько успешно. Анализируя законотворческую, медийную и общественную деятельность таких партий, как «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, СРЗП, «Новые люди», «Зелёная альтернатива», «Партия Роста» в 2022 году, был сделан вывод, что среди новых политических партий только «Новые люди» ведут относительно активную работу в рамках повестки специальной военной операции. Другие новые политические партии, кроме незначительных акций, проектов и иных видов деятельности, практически не используют спецоперацию в своей деятельности для продвижения своего партийного бренда и привлечения новых сторонников. Вместе с тем почти все рассматриваемые партии интегрировали повестку специальной военной операции в свою деятельность, однако это в очень малой степени отразилось на электоральных симпатиях населения.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru