Введение. В статье представлены материалы ключевого доклада секции «Психология инклюзивного образования» VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», посвященной Году педагога и наставника, которая состоялась 25-26 октября 2023 года в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. В докладе был представлен опыт международного сотрудничества Узбекистана по проекту Центра обмена знаниями и инновациями (KIX) в области развития инклюзивной образовательной политики. Материалы и методы. Тематическое исследование успешных практик инклюзивного образования в пяти странах - участницах проекта (Узбекистан, Грузия, Таджикистан, Киргизия, Молдова), включающее региональный опрос, полуструктурированные интервью, перекрестный опрос субъектов образования. Результаты. Сформирован консорциум из пяти стран: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Молдова и Грузия. Консорциум занимается вопросами обеспечения доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями в начальной школе. Каждая страна - участник проекта имеет национальную политику инклюзивного образования и находится на этапе разработки эффективных решений и их продвижения. В настоящее время Узбекистан принимает меры по реформированию системы инклюзивного образования при поддержке международных организаций по вопросам его развития, работает над внедрением услуг, обеспечивающих инклюзивность и равенство образовательных возможностей для детей с инвалидностью и детей с нормативным развитием. Заключение. Для решения проблем, связанных с инклюзивным образованием в Узбекистане, необходимо, с одной стороны, уделять внимание исследованиям, учитывающим многообразие факторов и культуроспецифичность контекста в понимании текущих ценностей и динамики образовательной культуры, и, с другой стороны, повышать прозрачность действующей системы инклюзивного образования и привлекать некоммерческие организации и родителей детей с инвалидностью к разработке, реализации и мониторингу дальнейших шагов реформы. Помимо этого, большое значение имеют инвестиции в развитие системы подготовки вспомогательных специалистов инклюзивного образования, таких как тьютор, логопед, эрготерапевт и др.
Introduction. The article is the key report made by the author at the breakout session Psychology of Inclusive Education of the 6th Herzen University Conference on Psychology in Education (25-26 October 2023) dedicated to the Year of Teacher and Mentor. The report describes the experience of Uzbekistan’s international cooperation in inclusive educational policy development under the project of the Center for Knowledge and Innovation Exchange (KIX). Materials and Methods. The author analyzed successful practices of inclusive education in five countries participating in the project (Uzbekistan, Georgia, Tajikistan, Kyrgyzstan, Moldova). The methods included a regional survey, semi-structured interviews, and a cross-sectional survey of education actors. Results. A consortium of five countries - Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Moldova and Georgia - was formed to address the issues of accessibility of primary school education to children with disabilities. Each country participating in the project has a national policy on inclusive education and is developing and promoting effective solutions. Uzbekistan is currently taking measures to reform its inclusive education system with the support of international organizations, and is working to introduce services that ensure inclusivity and equality for children with disabilities. Conclusions. There is a combination of activities that are required for solving the problems associated with inclusive education in Uzbekistan. First, it is necessary to rely on the research that takes into account the diversity of factors and the cultural specificity of the context in understanding the current values and dynamics of educational culture. Second, one should increase the transparency of the current inclusive education system and involve NGOs and parents of children with disabilities to the development, implementation and monitoring of the subsequent steps of the reform. And third, it is of major importance to invest in the system of training for support specialists in inclusive education, such as tutors, speech therapists, occupational therapists, etc.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/2686-9527-2024-6-1-106-112
- eLIBRARY ID
- 67349202