В статье конкретизировано понятие «информационно-коммуникационные технологии», рассмотрены современные подходы к их классификации, а также описаны тенденции их использования в отечественной системе высшего образования. Установлено, что внедрение современных технологий существенно повлияет на процесс подготовки высококвалифицированных специалистов и потребует соответствующих знаний преподавательского состава. Определены преимущества и недостатки информационно-коммуникационных технологий, применяемых в вузах, а также охарактеризованы современные системы управления учебным процессом. Современным подходом к созданию тестов и интерпретации их результатов является педагогическая теория Item Response Theory (IRT), которая характеризуется уровнем сложности задания, уровнем подготовленности студента и дифференцирующим параметром задания.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.51635/27129926_2022_4_34
- eLIBRARY ID
- 50263152
Анализ внедрения и использования компьютерных средств и информационных технологий в учебный процесс отечественных вузов позволил установить четыре важных этапа его развития, а именно:
− появление алгоритмов программного обучения (50-е гг. XX ст.);
− возникновение информационных систем и технологий (60-е гг. XX ст.);
− появление первых систем компьютерного обучения в учебной среде (70-е гг. XX ст.);
− общегосударственная поддержка внедрения компьютерной техники и технологий на всех уровнях подготовки специалистов, разработка интеллектуальных обучающих систем и систем виртуальной реальности (80-е гг. XX ст.).
Список литературы
1. Абдурахманов, А. Г. (2021). Использование информационных технологий в образовании. VI Международная научная конференция “Нелокальные краевые задачи и родственные проблемы математической биологии, информатики и физики”. Нальчик, 22-24. EDN: JYXISO
2. Антоновский, А. В. (2022). Использование информационных технологий как тренд современного образования. IV международная науч.-практ. конф. “Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога”. Тверь, 105-108. EDN: EDFWMI
3. Василенко, Л. Ю. (2015). К вопросу об определении роли преподавателя в системе MOOC. Вестник Московского государственного университета. Серия: Педагогика. Москва, 2, 103-107. Получено из https://www.mpjournal.ru/jour/article/view/971/846.
4. Гиенко, Л. Н. (2015). Информационные технологии в социально-педагогической деятельности. Педагогическое образование на Алтае. Алтай, 1, 16-29. Получено из https://journals-altspu.ru/pedagogical-education/article/view/189.
5. Гриценко, В. И. (2010). Информационно-коммуникационные технологии в рамках программ ЮНЕСКО. Материалы пятой международной конференции “Новые информационные технологии в образовании для всех непрерывное образование”, 3, 1-24.
6. Гуринович, О. А. (2020). Сетевое взаимодействие в образовательном пространстве с использованием ИКТ как форма совершенствования профессиональных компетенций педагогов. Профессиональное образование, 2(40), 14-17. Получено из https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43147007.
7. Захарова, У. С. (2019). МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей. Вопросы образования, 3, 176-202. Получено из https://cyberleninka.ru/article/n/mook-v-vysshem-obrazovanii-dostoinstva-i-nedostat-ki-dlya-prepodavateley.
8. Колдаев, В. Д. (2021). Теоретико-методологические аспекты использования информационных технологий в образовании. Москва. EDN: ZIPPGU
9. Коноваленко, Е. А. (2021). Использование современных информационных технологий в сфере образования. Молодой ученый, 51(393), 368-371. EDN: PKCWWG
10. Лещенко, С. А. (2019). Проблемы формирования личности в информационном пространстве. IX международная научно-практическая конференция “Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности”, Воронеж, 299-301. EDN: VJIPTI
11. Малышева, Е. В. (2014). Обучение в системе MOOCs: достоинства и недостатки. Царскосельские чтения, 1(18), 358-361. Получено из https://cyberleninka.ru/article/n/mook-v-vysshem-obrazovanii-dostoinstva-i-nedostatki-dlya-prepodavateley.
12. Петрова, Л. Е. (2015). Виртуальная академическая мобильность студентов посредством МООСs: методические решения преподавателя вуза. Педагогическое образование в России, 12, 177-182. EDN: VEDXAX
13. Пучнина, О. Е. (2020). История перед зеркалом: трансформация гуманитарного знания в XXI веке. Диалог со временем, 73, 445-450. EDN: JZLTEG
14. Снитнюк, В. Е. (2013). Интеллектуальное управление оценивание знаний. Черкассы.
15. Шахнабиева, Т. И. (2018). Цифровое образование: модели, методы, технологии развития. Мониторинг. Наука и технологии, 2, 65-69.
16. Шапиро, К. В. (2020). Анализ востребованности блога как инструмента информационно-коммуникационной среды педагога. V Всероссийская научно-практическая конференция “Дистанционное обучение: реалии и перспективы”, Питер, 130-137. Получено из item.asp?id=44439007. EDN: ZKQPPE
17. Хаджилаева, Ф. Д. (2022). Использование информационных технологий в сфере образования и обучения. III международная заочная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы социально-экономического развития современного общества”, Киров, 609-613. EDN: ZUMLHP
18. Яковенко, Т. В. (2021). Теоретические основы формирования компетентности будущих педагогов профессионального обучения. Луганск.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В работе актуализируется задача повышения производительности труда на основе учета и активизации всех факторов с доминирующей опорой на личностные качества работников, выработкой у него интересов к профессиональному развитию и обучению. Реализация такого подхода осуществляется на основе создания системы и моделей социального партнерства, а также предлагаемых специальных кластеров. Эти кластеры должны формироваться на ключевых принципах и основаниях с учетом условий и особенностей региона: методов и моделей взаимодействия, координации, контроля и оценки построения нормативов организационно-функциональных структур. Развития новых форм сотрудничества направлено на раскрытие творческого потенциала каждой личности и создания итоговой общественной ценности как естественного следствия престижности труда в интересах всех его участников, включая общество и государство.
В статье рассматриваются инновационные ресурсы реформирования музыкального образования в педагогических университетах Китая в эпоху глобальной информатизации и распространения интернета. В частности, описывается возможность применения компьютерного обучения на музыкальных дисциплинах в нескольких аспектах - автоматизированная система обучения основным музыкальным навыкам и тренировка музыкального слуха в курсах сольфеджио, освоение многоуровневой информации по теории музыки, создание и управление сетевой системой как библиотекой ресурсов музыкальной подготовки, а также использование компьютерного обучения для закрепления полученных знаний на практике. Рассматриваются дидактические преимущества и методические установки применения автоматизированного обучения в музыкально-педагогических университета, которые, тем не менее, следует оптимально интегрировать с традиционными методами. Реформирование китайского музыкально-педагогического образования вузовского уровня в данном контексте отвечает требованиям интернационализации, непрерывного и индивидуализированного обучения в современных методологических подходах. Развитие и популяризация мультимедийных технологий предоставляет новое пространство для коррекции учебного процесса в различных музыкальных дисциплинах, создает новые возможности повышения качества подготовки специалистов в этой сфере.
В статье указывается, что китайская музыкальная культура наиболее богата традициями хорового пения. Музыкальное образование Китая в ХХ веке, обусловленное своеобразием исторического и общественного развития, претерпело значительные перемены и модернизацию с использованием педагогических технологий европейского типа. При этом Россия оказала существенное влияние на хоровую педагогику и музыкально-эстетическое воспитание в Китае. Общность политических и идеологических воззрений Китая и СССР в середине и второй половине XX века так же способствовали интенсивному культурному обмену, заимствованию Китаем просветительских и музыкально-педагогических технологий. Предпочтение в общем музыкальном развитии учащихся отдавалось хоровому пению, основным содержанием уроков музыки в школах являлась народная китайская музыка, которая преподавалась преимущественно в виде пения. На протяжении всего ХХ столетия влияние русской педагогики на структуру базового музыкального образования в Китае проявляется в приоритете художественно-содержательного смысла над внешним контуром нотного текста музыкального произведения. При этом доминирующими элементами в исполнительской интерпретации является авторская идея и замысел. Сближение России и Китая в плане передачи технологий музыкального обучения интенсивно происходит и в настоящее время. Несмотря на то, что в силу исторических обстоятельств этот процесс иногда прерывался, взаимообмен между странами никогда полностью не останавливался. История этого культурного сотрудничества носит характер обусловленности историческими и политическими процессами. Восприятие русской хоровой Школы и достижений русской культуры - доминирующий тренд стратегического развития системы общего музыкального образования в Китае сегодня.
В статье рассматриваются вопросы формирования экологического мировоззрения студентов технических специальностей и направлений подготовки. Показано, что для выхода на новый уровень экологического мышления выпускников инженерных вузов необходимо использовать целенаправленные педагогические подходы для развития природосообразной культуры и ответственного отношения бизнеса к окружающей среде. Представлена авторская позиция сущности понятия «экограмотность» и его составляющих компонент. Приведены примеры инновационной практики применения метода проектов в предметном обучении на различных этапах образовательной траектории. Отличительной особенностью представленной авторской методики является непрерывность формирования экограмотности в предметном обучении естественнонаучного цикла и, далее, в профессиональных дисциплинах. Акцентируется синергетический эффект проектов в предметном обучении для формирования устойчивого мышления, когда малые усилия или незначительные поступки приводят к значительным изменениям. Отмечено, что в процессе научного поиска студенты изучают результаты, полученные другими исследователями, что является важной задачей сегодняшнего дня, направленной на консолидацию усилий в определенных прорывных направлениях науки и техники. Многолетняя педагогическая практика и косвенные оценки студентов на интернет-экзамене отражают действенность метода учебно-исследовательских проектов в развитии экологического самосознания и для личностного выбора эффективного поведения в современном мире.
В статье рассмотрено применение «коучинг»-технологии в образовательном процессе Белорусского государственного университета и Белорусского национального технического университета. Приведены различные подходы к определению понятия «коучинг», рассматриваются классификация и возможности применения «коучинг»-технологии при изучении математики в высшей школе с целью повышения эффективности личностно-ориентированного обучения студентов.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477