Статья посвящена чувствительности к справедливости как регулятору социального поведения людей. Отмечается, что индивиды, движимые мотивами борьбы за справедливость, могут проявлять агрессию и жестокость по отношению к окружающим, становиться асоциальными и совершать преступления; что диапазон чувствительности к справедливости простирается от ее полного отсутствия до обостренного чувства. В ней также представлены результаты эмпирического исследования чувствительности к справедливости, проведенного на выборке научных сотрудников ФСИН, разделенной на две группы по фактору пола. В совокупной выборке констатируются умеренные с тенденцией к низкому уровню показатели чувствительности к справедливости с позиций: «Жертва», «Свидетель» и «Бенефициар». Обсуждены значимые межполовые различия: более высокий уровень чувствительности к справедливости у мужчин с позиций «Нарушитель» и «Свидетель», а у женщин – с позиции «Жертва».
Идентификаторы и классификаторы
Справедливость является одним из основных понятий человеческой культуры. Во многих сообществах она считается ценностью и ориентиром, который направляет деятельность и активность личности, участвует в постановке ее целей и задач. Справедливость играет большую роль в сознании и социальном поведении людей, в политической и общественной жизни любой страны [3]. Анализируя научную литературу по данной проблеме, можно понять, что вера человека в справедливый мир выполняет адаптивные функции, которые способствуют экономии его психической энергии, поддерживают доверие к миру и людям [1; 3; 6].
Список литературы
- Адамян А.А. Чувствительность к справедливости и ее последствия для личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. - Т. 16. - № 3. -С. 479–493. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-3-479-493
- Адамян А.А., Нартова-Бочавер С.К., Шмитт М. Опросник «Чувствительность к справедливости»: валидизация на русскоязычной выборке // Психологический журнал. - 2018. - Т. 39. - № 4. - С. 105-116.
- Гулевич О. А. Социальная психология справедливости. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 288 с.
- Ермолова Е.О., Чаганова С.А. Системно-психологический анализ профилей личности с разными типами чувствительности к справедливости // Системная психология и социология. - 2023. - № 2(46). - С. 93–113. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.8
- Лебедев С.Я., Валуев М.В. Преступное насилие под знаменем социальной справедливости: криминологическая оценка групповых преступлений, совершаемых современными «Санитарами» общества // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 14. – С. 70-74.
- Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2014. - № 1(35). - С. 16–32.
- Сучкова Е.Л. Представления осужденных о справедливости в правовом контексте // Прикладная юридическая психология. - 2016. - № 1(34). – С. 61-69.
- Baumert A., Rothmund T., Thomas N., Gollwitzer M., Schmitt M. Justice as a moral motive: belief in a just world and justice sensitivity as potential indicator of the justice motive // Handbook of moral motivation / Eds. Heinrichs K., Oser F., Lovat T. Rotterdam: Sense Publishers, 2013. - P. 159–180.
- Baumert A., Schmitt M. Justice Sensitivity // Handbook of social justice theory and research / Eds. C. Sabbagh & M. Schmitt. NY: Springer, 2016. - P. 161–180.
- Schmitt M., Baumert A., Gollwitzer M., Maes J. The justice sensitivity inventory: Factorial validity, location in the personality facet space, demographic pattern, and normative data // Social Justice Research. 2010. - V. 23. - P. 211–238.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена исследованию образа будущего осужденных женщин. Представлен анализ главных психобиографических показателей, вычисляемых на основании оценивания пятилетних интервалов жизни («ОПИ», А.А. Кроник, Е.И. Головаха). В результате эмпирического исследования было изучено эмоциональное отношение женщин, отбывающих наказание в условиях исправительного учреждения, к будущему времени («Семантический дифференциал времени», Л.И. Вассерман). Предстоящий период кажется им довольно оптимистичным, однако дисбаланс целевой насыщенности будущего, выявленный с помощью процедуры формирования списка событий каузометрического опроса, а так же концентрация планов на удовлетворении текущих потребностей доказывает необходимость психологической помощи по выстраиванию разнообразных и долгосрочных целей на будущее. Опора на детально построенный, реальный образ будущего будет способствовать построению законопослушного поведения в настоящий момент, создавая условия для условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы, а так же профилактике рецидивной преступности.
В статье рассматривается проблема взаимосвязи между профессиональной деформацией и ценностными ориентациями личности сотрудника оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, анализируются ценностные ориентации, описываются признаки профессиональной деформации.
В статье рассматривается вопрос выявления детерминант организационного климата отдела караульной службы силового ведомства, влияющих на качество исполнения ими должностных обязанностей.
Понятие культуры информационной безопасности достаточно многогранное. Очевидные аспекты, влияющие на формирование культуры информационной безопасности, – это информационные технологии, и они широко обсуждаются в литературе наравне с психологическими и культурологическими аспектами. Информационная безопасность по своей природе имеет ряд проблем: технических, связанных с непрерывным развитием аппаратно-программных вычислительных систем и пропорциональным увеличением их уязвимостей; правовых,
обусловленных неустранимым отставанием нормативно-правового регулирования и противодействия от возникающих угроз; персонала, получающего возрастающую осведомленность без осознанных норм поведения и принятия решений, связанных с обеспечением безопасности. Культура информационной безопасности не может сформироваться на пустом месте, для ее формирования необходимо обучение персонала в области информационной безопасности, а для этого целесообразно иметь эффективное методическое обеспечение. В работе выделяются три элемента составляющие и формирующие культуру информационной безопасности: технологии, политики/правила и люди/компетентность. Проводится обсуждение рассматриваемых элементов и выделяется их значимость. Особое внимание отводится понятию осознания информационной безопасности. В работе рассматриваются этапы когнитивного процесса обучения культуре информационной безопасности.
В статье рассматривается вопрос значимости воспитания патриотизма у молодых работников учреждений и подразделений уголовно-исполнительной системы. Актуализируется роль формирования гражданско-патриотических качеств в наши дни; обозначаются важные нормативные документы, регламентирующие данное направление работы; приводятся примеры воспитательных мероприятий, традиционных для системы и отмечается комплексный характер воспитательных воздействий на молодежь УИС. Кроме того, выделяется ряд проблем, требующих своевременного решения в сфере воспитания у молодежи патриотических чувств и гражданских ценностей.
Статья посвящена важному вопросу современности – управлению безопасностью базой данных в уголовно-исполнительной системе, элементам управления безопасностью, реализуемым для эффективного поддержания безопасности базы данных.
В статье рассматривается проблема профессиональной компетентности и педагогического мастерства представителей командно-преподавательского состава ведомственных вузов, выделяются основные направления педагогической деятельности преподавателя высшей школы, подчеркивается, что звенья работы преподавателя являются творческими, пронизанными эвристикой, решением педагогических задач и прогнозированием дальнейших педагогических действий. Описывается комплекс творческих действий, предпринимаемый преподавателями образовательных организаций ФСИН России при решении педагогических задач и воспитывающих ситуаций, возникающих в преподавательской деятельности, приводится его структурно-функциональная характеристика.
Статья посвящена важной семейной проблеме – воспитание детей подросткового возраста. Представлены характеристики благополучных и неблагополучных семей, описан неблагоприятный стиль воспитания. Автор делает вывод, что стиль воспитания способствует формированию противоправного поведения подростков. В связи с этим необходимо обратить внимание на данную проблему, оказать помощь несостоятельным в воспитательном вопросе семьям.
В статье рассматривается вопрос понимания образовательной системы, ее особенностей, ведущей идеи развития региональной образовательной системы, а также важнейшие составляющие непрерывного образования. Рассматриваемые элементы образовательной деятельности наиболее полно характеризуют систему профессионального образования в уголовно-исполнительной системе.
Издательство
- Издательство
- НИИ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, Москва, ГСП-1, Житная ул., 14
- Юр. адрес
- 125130, город Москва, Нарвская ул., д. 15а стр. 1
- ФИО
- Щербаков Григорий Викторович (НАЧАЛЬНИК ФКУ НИИ ФСИН РОССИИ)
- E-mail адрес
- nii@fsin.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9839315
- Сайт
- https://nii.fsin.su