В представленной статье характеризуются проблемы исполнения уголовного наказания несовершеннолетних условно осужденных. Статья посвящена изучению особенностей психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции. В представленной публикации автором проанализированы концепции отечественных и зарубежных исследователей проблемы; определена необходимость психологического сопровождения условно осужденных несовершеннолетних, состоящих на учете; представлены эффективный метод психокоррекционной формы работы.
Продемонстрирована необходимость изучения личности подростков - делинквентов, их характерологические особенности. Определены особенности личности условно осужденных несовершеннолетних. существенно отличающие их от особенностей личности законопослушных сверстников и характеризующиеся как дисгармоничность развития характера, структуры акцентуаций, самооценки.
Продемонстрирована необходимость психологического сопровождения в период отбывания уголовного наказания несовершеннолетними осужденными, представлен один из способов арт-терапии методом кино-тренинга в психокоррекционной работе с подростками.
Идентификаторы и классификаторы
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Именно в подростковом возрасте, когда формируются моральные основы, социальные установки, вырабатывается отношение к различным моральным и правовым ограничениям, ведется поиск пределов допустимого поведения. У многих подростков отмечается затянувшееся социальное созревание личности, которое находит выражение в инфантилизме, несоответствии самооценки, подражании вредным привычкам (курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков и т.п.). Познавательные интересы, нередко под влиянием уличной компании, приобретают криминогенную направленность [1, c. 5].
Список литературы
- Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. СПб., 2007. С. 5.
- Андреева, Н.Н. Возможности кино-видеотренинга в формировании и совершенствовании профессиональных навыков психолога-консультанта (из опыта работы) // Вестник Чебоксарского филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова. Научно-практический журнал. №3. Чебоксары: 2006. С. 175.
- Уоллер, Д. Становление профессией: история арт-терапии в Великобритании, 1940-82. Рутледж. 1991.
- Mirbach, W. Psychologie und Psychotherapie im Leben und Werk Hans Prinzhorns (1886-1933). Frankfurt am Main ; Oxford : Peter Lang. 2003. Р. 587.
- An Introduction to Art Therapy: Studies of the “Free” Art Expression of Behavior Problem Children and Adolescents as Means of Diagnosis and Therapy (Copyright 1950 and 1973 by Margaret Naumburg). Foreword to the first edition by Nolan D. C. Lewis, M.D. New York: Teachers College Press, Columbia University. Library of Congress Catalogue Card Number 73-78074.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье обоснованы актуальность и технология исследования функционального состояния и профессиональной надежности военных специалистов в целях повышения эффективности и надежности систем боевого управления образцами вооружения, военной и специальной техники.
Целю статьи определены обоснование технологии исследования функционального состояния и профессиональной надежности военных специалистов в целях повышения эффективности и надежности систем боевого управления образцами вооружения, военной и специальной техники.
Определяется, что оперативно измерить состояние профессиональной надежности оператора непосредственно в процессе подготовки, объективно свидетельствующее об уровне его готовности к выполнению действий, возможно применяя современные аппаратно-программные комплексы психофизиологической диагностики. В соответствии с чем, методический подход к решению данного вопроса основывается на оценке физиологической цены деятельности. Для получения информации о степени напряжения внутренних органов и функциональных систем используется метод электропунктуры.
Предлагаемые решения позволят обеспечить преимущество в эффективности боевого применения высокотехнологичных комплексов вооружения в ходе боевых действий, эксплуатации сложных технических систем, соревнований по киберспорту, сопряженных с непрерывным снижением адаптационных ресурсов организма, боевыми и профессиональными деформациями.
Аспекты, влияющие на формирование культуры информационной безопасности – это информационные технологии, которые широко обсуждаются в литературе наравне с психологическими и культурологическими аспектами. Понимание культуры информационной безопасности (ИБ) достаточно многогранно. Культура информационной безопасности не может сформироваться на пустом месте. Целью ее формирования является необходимость обучения персонала в области информационной безопасности, а для этого целесообразно иметь эффективное методическое обеспечение. В работе выделяются три элемента составляющие и формирующие культуру ИБ: технологии, политики/правила и люди/компетентность. Проводится обсуждение рассматриваемых элементов и выделяется их значимость. Особое внимание отводится понятию осознания информационной безопасности. В работе рассматриваются этапы когнитивного процесса обучения культуре ИБ.
В статье рассматривается средовая обусловленность агрессивности, понятие, формы и виды агрессии, различные подходы к определению агрессивности, способы ее выражения. Среди зарубежных исследователей, рассматривающих агрессивное поведение в психологии необходимо выделить работы Бэрона Р., Берковица Л., Лоренца К., Хекхаузена Х., Хорни К. Свой вклад в раскрытие проблемы агрессивности с точки зрения отклоняющегося поведения внесли отечественные специалисты Бондаренко С.М., Змановская Е.В., Реан А.А, Ретенберг В.С., Кон И.С., Семенюк Л.М. и др. В пенитенциарной психологии агрессивность рассматривали Богачевская Е.А., Бойко И.Б., Казак Б.Б., Казакова Е.Н., Калашникова Т.В., Петрова А.Б., Ратинов А.Р., Сысоев А.М., Ушатиков А.И. и др. Цель исследования – изучение влияния ближайшего окружения на формирование агрессивного поведения осужденных мужского пола, подбор психокоррекционных методов, способствующих снижению проявления агрессивности осужденных мужского пола. Задачи исследования: провести анализ подходов к изучению проблемы развития агрессивного поведения в научной литературе; раскрыть природу агрессивности: понятие, формы, виды и способы выражения агрессивности; провести теоретический анализ особенностей проявления агрессивности осужденных в исправительных учреждениях и факторов, оказывающих влияние на ее формирование; разработать комплекс методов и методических процедур эмпирического исследования особенностей влияния агрессивного поведения осужденных мужского пола, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего режима; провести эмпирическое исследование агрессивности у осужденных мужского пола, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего режима; провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей влияния ближайшего окружения на формирование осужденных мужского пола, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего режима; разработать научно практические рекомендации, способствующие снижению агрессивности осужденных.
Задача дифференциации личностных особенностей различных групп осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях традиционно решается или теоретически на основе исследования различных научных источников или эмпирически (на основе усреднения личностных профилей базовых клинических шкал личностных тестов у групп осужденных). В данной работе мы предлагаем результаты полученные при изучении базовых шкал личностных профилей осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности. На основе выборки более 700 лиц исследуемой категории и сопоставления результатов усредненных личностных профилей по содержательным шкалам методики СМИЛ были выделены общие и специфические личностные черты трех групп осужденных. Так, в исследуемых группах превалирует паттерн конверсионного профиля личности в виде конверсии и противоречивого сочетания вытесненной тревоги и чрезмерной активности незрелой личности, что позволяет рассматривать полученную психическую (кумулятивную) травму как один из глубинных бессознательных мотиваторов экстремистского и террористического поведения, определяя тем самым мишени для планирования психокоррекционной работы и выделения осужденных группы риска.
В статье рассматриваются актуальные вопросы криминальной мотивации женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Целью исследования явилось определение содержания и особенностей важнейшей психологической характеристики осужденных женщин – криминальной мотивации, ее взаимосвязи с другими психическими состояниями и свойствами личности в условиях лишения свободы, ограничения их прав и свобод. Для достижения указанной цели использовался принцип диалектического познания, статистический и аналитический методы, которыми изучались законодательные и ведомственные правовые акты, научные публикации и данные пенитенциарной практики. Указаны современные тенденции и особенности уголовно-правовой, криминологической и психологической характеристик осужденных женщин. Выделены особенности криминальной мотивации осужденных женского пола, ее полимотивированное содержание. Предложена классификация осужденных женщин по критерию мотивационной направленности. Отмечено влияние мотивации на другие психологические характеристики, а также на организацию психодиагностических и психокоррекционных мероприятий в условиях исправительной колонии.
В статье рассматриваются формы и методы проведения сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций профилактической работы с под учетными лицами, как общие, так и индивидуальные. Приводится ряд выводов, полученных исследователями в ходе изучения данного направления деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Отмечается необходимость прогнозирования поведения осужденных, привлечения к данной работе психологов уголовно-исполнительных инспекций. Кратко рассмотрена роль таких методов профилактической работы, как убеждение, профилактическая беседа, контроль за поведением, оказание помощи, принуждение. Сделан вывод о необходимости установления должного взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами суда и прокуратуры в вопросах своевременного принятия мер к злостным нарушителям порядка и условий отбывания наказания, а также с институтами гражданского общества, волонтерскими организациями для оказания необходимой социальной помощи осужденным. Кроме того, отмечена важная роль комплексного подхода к профилактике правонарушений и эффективного взаимодействия всех правоохранительных органов и общественных структур.
Сотруднику уголовно-исполнительной системы необходимо обладать способностью принимать и согласовывать разные точки зрения, достигая общего результата; навыками координации деятельности различных специалистов и процессов; уметь управлять временем, планировать, ставить цели, расставлять правильно приоритеты, делегировать задачи, уметь работать в ограниченные сроки и так далее. Современные технологии в области цифровой трансформации, например, такие как инструменты анализа данных и интеллектуальные виртуальные помощники способны значительно повысить эффективность юридической деятельности и оптимизировать решение поставленных задач. Статья посвящена особенностям интеграции нейросетей и искусственного интеллекта в цифровое образование в образовательных организациях ФСИН России по юридическому профилю при формировании будущего специалиста в области права.
Цель статьи – определение путей, методов, моделей и возможностей развития критического мышления, способности учитывать множество факторов и принимать оптимальные решения в сложных ситуациях с помощью внедрения в процесс обучения цифрового образования и компьютерных технологий.
Задачи исследования: научить работать с большими объемами данных, развить навыки отбора, проверки и анализа информации; ораторскому искусству и навыкам публичных выступлений; умению работать в команде. Определить педагогические подходы и методы при интеграции в обучение и формы взаимодействия в системе преподаватель-обучающийся интегративного подхода и цифрового обучения, для достижения эффективного процесса обучения.
В статье актуализируется проблема изучения имеющегося опыта вовлечения работников УИС, ветеранов и членов их семей в современные волонтерские движения и проекты. Приведены результаты исследования, целью которого было определение методов, используемых для вовлечения работников УИС в волонтерские движения. Подчеркивается необходимость систематизации обеспечения ТО нормативно-правовыми и методическими документами по вовлечению работников УИС в волонтерские движения и проекты. Делаются выводы о том, что возникающие проблемы вовлечения в современные волонтерские движения и проекты связаны с недостатком информации о деятельности добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), неразвитостью инфраструктуры поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, слабостью межсекторного и межведомственного взаимодействия по вопросам развития добровольчества. Сфера использования полученных результатов: обмен опытом, внедрение инновационных форм работы по вовлечению работников УИС, ветеранов и членов их семей в современные волонтерские движения и проекты, использование материалов при организации воспитательной работы в территориальных органах ФСИН России и в подведомственных учреждениях, с курсантами и слушателями образовательных организаций ФСИН России.
В статье представлено содержательное наполнение разных вариантов плана внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных, получающих образование в воспитательных колониях для несовершеннолетних осужденных на основе анализа исследований по организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными (В.М. Литвишков, А.В. Вилкова, Т.В. Кириллова, М.М. Калашникова, И.Е. Прысь, М.Б. Торбин, И.А. Невский, А.Ф. Никитин, С. А. Фадеева и др.).
В данной статье авторами рассматриваются структура и содержание плана внеурочной деятельности для несовершеннолетних осужденных. В каждом из вариантов представлены две части плана (инвариантная и вариативная). Также внимание акцентировано на возможности создания своего варианта планирования внеурочной занятости несовершеннолетних на основе педагогического и управленческого опыта с учетом целесообразности его наполнения для конкретной школы.
Обобщая анализ различных исследований, можно сделать вывод, что в планировании внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники школы во главе с ее руководителями и администрацией колонии, поэтому вариант плана, который будет взят за основу для практического воплощения, должен устраивать всех участников. Задачи воспитания, решаемые работниками пенитенциарного учреждения, найдут отражение в плане внеурочной деятельности (при соотнесении с целями и задачами рабочей программы воспитания).
Издательство
- Издательство
- НИИ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, Москва, ГСП-1, Житная ул., 14
- Юр. адрес
- 125130, город Москва, Нарвская ул., д. 15а стр. 1
- ФИО
- Щербаков Григорий Викторович (НАЧАЛЬНИК ФКУ НИИ ФСИН РОССИИ)
- E-mail адрес
- nii@fsin.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9839315
- Сайт
- https://nii.fsin.su